Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.
ВВЕДЕНИЕ….….....................................................................................................3
1. СПРОС..….….......................................................................................................4
1.1. Кривая спроса….…..........................................................................................4
1.2. Сдвиги кривой спроса…..................................................................................6
2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ.........................................................................................….....7
2.1. Кривая предложения... .....… ..........................................................................8
2.2. Сдвиги кривой предложения. ............................................….........................9
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ЦЕНЫ….................................................10
3.1. Эластичность спроса и предложения. ............................................…....….13
3.2. Механизм спроса и предложения….............................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….…...........................................................................................18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... ….…........................................................................20
3.1. Эластичность спроса и предложения
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.
Эластичность
спроса по цене .
Она показывает, в какой мере потребитель
реагирует на изменение цен.
E ( p )- эластичность спроса по цене;
d Qd (%)- процентное изменение спроса;
d P (%) - процентное изменение цены.
При измерении процентного изменения
экономических величин обычный способ
вычисления не применим, т. к. одинаковое
количественное изменение в другом направлении
дает иное процентное соотношение. Например,
если величина спроса на товар составляла
10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500,
то произошло изменение спроса на 25%. Однако
увеличение спроса на данный товар с 7500
единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса.
Поэтому в экономической теории используют
более универсальный метод, названный
формулой средней точки Аллена. Тогда:
Х 100%
, где Q 2 и Q 1- - конечный и начальный спрос;
, где P 2 и P 1 - конечная и начальная цена.
Выделяют несколько видов эластичности
спроса по цене в зависимости от величины
коэффициента эластичности.
E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);
E < 1 - неэластичный спрос (на предметы
первой необходимости);
E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит
от индивидуального выбора);
E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль,
медикаменты);
E - совершенно эластичный спрос (в условиях
совершенного рынка).
На графике спрос разной степени эластичности
можно представить следующим образом:
Схема 20. Эластичность спроса
Нельзя говорить об эластичных или
неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности
действительны для отдельных
точек на кривой спроса. На каждой такой
кривой спроса, как правило, имеются
точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения
рассматриваются лишь совершенно эластичные
и совершено неэластичные кривые спроса,
на которых каждая точка представляет
одну и ту же эластичность.
Эластичность спроса по доходу.
Это числовой параметр, который показывает,
какова реакция потребителя на изменения
в его доходах при неизменности цен.
, где d Y (%) - процентное изменение дохода
Значение эластичности по доходам тесно
связано с понятием нормальных товаров
и товаров низшего качества. Для нормальных
товаров повышение дохода вызывает повышение
спроса. Поскольку в этом случае доход
и спрос меняются в одном направлении,
то эластичность спроса по доходу является
положительной. Наоборот, для товаров
низшего качества увеличение дохода вызывает
уменьшение спроса. Доход и спрос меняются
в противоположных направлениях, поэтому
в этом случае эластичность спроса по
доходу является отрицательной. На отдельные
группы товаров (соль, спички) спрос не
увеличивается при увеличении дохода,
эластичность является нулевой.
Перекрестная эластичность.
Она характеризует чувствительность спроса
на один товар при изменении цен на другой.
, где E ( k ) - перекрестная
эластичность;
d Q 1 (%) - процентное изменение спроса на
один товар;
d P 2 (%) - процентное изменение цены на другой
товар.
С помощью коэффициента эластичности
можно определить следующие виды перекрестной
эластичности:
а) E ( k ) > 0 для товаров-субститутов;
б) E ( k ) < 0 для товаров- комплементов;
в) E ( k ) = 0 для индифферентных (независимых)
товаров.
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
Эластичность предложения зависит от:
Эластичность
предложения товара (по цене) - это процентное соотношение
между изменением в цене и изменением
предложения.
Одним из определяющих элементов эластичности
предложения какого-либо товара или услуги
является мобильность факторов его производства
и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые
факторы производства могут быть привлечены
из других отраслей. Второй важный фактор
- это время. Как и в случае спроса, эластичность
предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться
на долгосрочных временных интервалах.
Частично это связано с мобильностью ресурсов,
но также зависит и от применяемых технологий,
состояния производственной базы и т.д.
С течением времени адаптация производителей
к рыночным условиям улучшает конъюнктурные
возможности соответствия выпуска их
продукции возросшему спросу, что приводит
к повышению эластичности предложения.
Теория эластичности спроса и предложения
имеет важное практическое значение. Эластичность
спроса является важным фактором, влияющим
на ценовую политику фирмы. Другим примером
фактического использования теории эластичности
является государственная налоговая политика,
а также политика в области занятости.
Коэффициент ценовой эластичности предложения
показывает степень количественного изменения
предложения при изменении цены на 1%. Степень
изменения объема предложения в зависимости
от изменения цены характеризует эластичность
предложения по цене. Мерой этого изменения
является коэффициент эластичности предложения,
рассчитываемый как отношение объема
предложения к росту цен.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.
При этом спрос
населения зависит
Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.
Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установится рыночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т.е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена – цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.
Это выражается в следующем:
- увеличение
спроса вызывает рост как
количества товара;
- уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного
количества товара;
- рост предложения
товара вызывает уменьшение
- сокращение
предложения ведет к
Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики. В целом концепция спроса и предложения распространяется и на рынок ресурсов. Однако рынок ресурсов имеет свои особенности. В силу ограниченности ресурсов на рынке существует устойчивый спрос на факторы производства. Спрос на ресурсы является производственным спросом от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Следовательно, ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Производственный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от его производительности и от цены товара, созданного с помощью этого ресурса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится
максимально полно
удовлетворить собственные
установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности. Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей. Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов. Поскольку целью настоящей работы являлось общее описание экономического содержания спроса, предложения и их взаимодействия, то исследование спроса, предложения и их взаимодействия было произведено на примере самой общей простейшей ситуации, а вышеупомянутые и иные конкретные ситуации могут быть предметом отдельного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курс экономической теории., под ред. Чепуриной М.Н., Киров, «АСА»,2002
2. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаевой И.П., М.,
«Проспект», 1998
3. Экономическая теория. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., М.,
«Проспект», 1999
4. Макроэкономика. Учебное
пособие. М.К.Бункина, В.А.
5. Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.