Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:20, курсовая работа
Цель данного реферата - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность 4
1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса 4
1.2 Неценовые факторы спроса 8
1.3 Эластичность спроса 11
2 Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность 14
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения 14
2.2 Неценовые факторы предложения 16
2.3 Эластичность предложения 17
3 Равновесная цена 20
3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие 20
3.2 Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Рис. 2.1. - Кривая предложения
Кривая предложения S (от «supply»—предложение) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.
Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):
1. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства – увеличению предложения. Снижение цен на добываемые алмазы приведет к увеличению предложения бриллиантовых украшений. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба [1, стр. 119].
2. Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.
3. Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.
3. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.
Так как спрос на товары ЗАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» упал, предприятие было вынуждено скорректировать объемы производства в сторону уменьшения. Так, если завод планировал произвести во втором квартале 2009 года 120 тыс. декалитров водки (1 декалитр равен 10 литрам), то теперь речь идет только о 90 тысячах декалитров. Также примерно на 100-150 тысяч бутылок от первоначального плана будет меньше за это же время выпущено шампанского (всего порядка 500 тысяч бутылок). Что касается стартовавшего в марте производства полусладкого вина – здесь тоже произведена корректировка,– За прошедшие две – три недели ЕВШК произвел 30 тысяч литров белого и красного вина. Но на ближайшую перспективу конкретных планов по выпуску данной продукции завод не ставит – все будет зависеть исключительно от спроса.
4. Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.
5. Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем [1, стр. 120].
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. - Влияние изменения неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения
Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.
Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:
, (2.3)
где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);
ΔP/P - изменение цены (в %);
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Предложение может быть:
Рис. 2.3. Кривые предложения с разной степенью эластичности
Характер эластичности предложения зависит от:
Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.
В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.
Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно подобно двум лезвиям ножниц (знаменитые «ножницы» А. Маршалла)4. Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие – термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы.
Покупатели и продавцы используют цены как сигналы, которые увязывают их желания, а затем происходит обмен денег на потребительские товары или факторы производства. Покупатели определяют цены спроса (максимум цены, который они желают платить), а цены предложения устанавливают продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). При этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия, которое наглядно представляется тремя способами: аналитическим, табличным и графическим.
Алгебраический пример иллюстрирует, как устанавливается равновесная цена. Предположим, что спрос и предложение заданы следующими уравнениями [12, стр. 103]:
Спрос: Qd = Dp = 80-40p
Предложение: Qs = Sp = -10+6p
Равновесная цена устанавливается в точке, в которой объем спроса равен объему предложения: Dp = Sp, отсюда равенство спроса и предложения можно записать как 80-4р = -10+6р
Решая уравнения относительно цены равновесия получим р = 9.
Зная равновесную цену, можно найти равновесный объем спроса и предложения Q = Dp = Sp = 44.
Путем простого расчета можно убедиться, что никакого равновесного объема (Q) существовать не будет, если цена не будет равна 9.
Таблица 4
Равновесие на книжном рынке
Цена, руб. |
Объем спроса книг, млн. экз. за год |
Объем предложения книг, млн. экз. за год |
Соотношение спроса и предложения |
70 |
100 |
500 |
D<S |
60 |
200 |
400 |
D<S |
50 |
300 |
300 |
D=S |
40 |
400 |
200 |
D>S |
30 |
500 |
100 |
D>S |
Из данных таблицы 4 видно, что только при цене 50 руб. спрос и предложение совпадают, следовательно, книжный рынок находится в состоянии равновесия.
Рис. 3.1. Равновесие на книжном рынке
Данный график иллюстрирует становление на конкурентном рынке равновесной цены (50 руб.) и равновесного объема реализации товара – 300 шт. (в точке Е пересекаются кривые спроса и предложения). В зоне, где цены выше равновесных (60 руб.), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (40 руб.), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой. Однако их следует различать.
Рыночная цена (ее часто называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения (табл. 5).
Таблица 5
Динамика спроса и предложения.
Ее влияние на изменение цен и объемов.
№ п/п |
Изменения спроса и предложения |
Сдвиги кривых спроса и предложения |
Влияние сдвигов на цены и объем товаров |
1. |
Если растет спрос |
Кривая спроса смещается вправо |
цена ↑, объем ↑ |
2. |
Если спрос падает |
Кривая спроса смещается влево |
цена ↓, объем ↓ |
3. |
Если растет предложение |
Кривая предложения смещается вправо |
цена ↓, объем ↑ |
4. |
Если предложение падает |
Кривая предложения смещается влево |
цена ↑, объем ↓ |
Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.
Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.