Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:20, курсовая работа
Цель данного реферата - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность 4
1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса 4
1.2 Неценовые факторы спроса 8
1.3 Эластичность спроса 11
2 Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность 14
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения 14
2.2 Неценовые факторы предложения 16
2.3 Эластичность предложения 17
3 Равновесная цена 20
3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие 20
3.2 Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.
Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.
Рыночную экономику следует понимать как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.
Сложность перехода отечественных предприятий к рыночной экономике усугубляется деформированностью ее прежней отраслевой структуры, которая складывалась при практически полном отсутствии влияния на нее спроса и, следовательно, не была ориентирована на его удовлетворение. В экономике СССР преобладало гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса с созданием высокого удельного веса военной продукции и средств производства для отраслей тяжелой промышленности. Идеологи командно-административной системы считали тяжелую промышленность основой экономики, в которой уголь и металл - “хлеб промышленности”, а нефть и газ - ее “сердце”. Отсюда очевидно, что удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах отводилась второстепенная роль. Это не могло не отразиться на техническом уровне отраслей, производящих потребительские товары и оказывающих услуги населению, качество которых было весьма невысоким.
При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.
В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики.
Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция.
1 данные представлены региональным центром маркетинговых исследований и коммуникаций «Прома», где принимали участие 300 потребителей соков и нектаров в возрасте от 18 лет
2 по данным информационного агентства «Новый регион» от 7 апреля 2009 года
3 данные представлены региональным центром маркетинговых исследований и коммуникаций «Прома», где принимали участие 300 потребителей соков и нектаров в возрасте от 18 лет
4 А.Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц