Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:28, контрольная работа

Краткое описание

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3. Спрос и предложение. Рыночное равновесие..docx

— 156.82 Кб (Скачать файл)

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать  различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и  услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос  на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности  формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено  платежеспособностью.

Впервые понятия спроса и  предложения в экономической  науке исследовал в своих работах  английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар  по приемлемой цене

Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого «хотенья» заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось.1Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос». Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей.

Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а  значит, и согласие пожертвовать "в  обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают  влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры  их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров. 2

Неудовлетворенный спрос  может стимулировать рост производства, а может спровоцировать рост цен, уменьшение спроса, вызвать структурные изменения в экономике, а также— кризис перепроизводства.

Каждый может убедиться  в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем  выше цена товара, тем меньше его  покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого  товара. Между ценой товара и тем  его количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Количество и цена находятся  в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает, когда  цена возрастает до небес, покупать копченную  колбасу и сыры в состоянии  лишь богатые люди.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Функция спроса – это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ec),                                                                                              

Qd – объем спроса;

P – цена товара;

I – доход потребителей;

T – вкусы и предпочтения потребителей;

Ps – цена взаимозаменяемых товаров;

Pc – цена взаимодополняемых товаров;

N – количество покупателей данного товара;

Ec – ожидание потребителей.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно  от цены на товар, как от основного  фактора, влияющего на спрос:

Q d = f ( P ).                                                                                                                            

Линейную функцию спроса (т.е. когда  она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

Q d= a –b*p,                                                                                                                   

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что  функция спроса имеет убывающий  вид.

Зависимость между ценой  и количеством покупок можно  выразить графически. Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен. Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса.

Изображение соотношения  между рыночной ценой товара и  денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D (D - от англ. «demand» - спрос). На графике  кривая D опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого  закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при  неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большее  количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

      Рисунок  1.

Зависимость спроса от цены (кривая спроса)

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Цена выступает как независимая  переменная (экзогенный фактор), а спрос - как зависимая переменная (эндогенный фактор).

Если рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос  растет, то растет и цена, если спрос  падает, то падает цена, т.е. зависимость  прямая.

Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса (рис. 2).

                      

 

 

 

 

                                                                                                     

                                                                                                                             Рисунок 2.

Изменения величины спроса под влиянием изменения цены

При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q13

Обратная зависимость  между ценой товара и спросом  на него объясняется тремя причинами:

1) Эффект дохода - воздействие,  которое изменение цены товара  оказывает на реальный доход  потребителя и, соответственно, на  количество товара, которое потребитель  купит. Чтобы понять эффект  дохода, необходимо вспомнить два  понятия: номинальный доход - доход,  получаемый в денежной форме,  и реальный доход - то количество  товаров и услуг, которое может  быть куплено на номинальный  доход. Очевидно, что реальный  доход находится в прямой зависимости  от номинального дохода и в  обратной зависимости от уровня  цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном  доходе потребитель может приобрести  больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает  реальный доход и спрос на  товар.

2) Эффект замещения - влияние,  которое изменение цены одного  товара оказывает на структуру  спроса. Если цена одного товара  растет, то при наличии заменителей  он будет замещаться другими  товарами, и спрос на первый  товар упадет.

3) Действие закона убывающей  предельной полезности. После определенного  уровня дальнейшее увеличение  количества приобретаемых товаров  приносит все меньше радости,  удовольствия или, как говорят  экономисты – полезности. Одно  пирожное хорошо, два – еще  лучше, но затем наступает насыщение.  В экономической науке это  явление называют законом убывающей  предельной полезности. Согласно  этому закону, приращение полезности  от каждой последующей единицы  блага меньше, чем от предыдущей. Отсюда ясно, что люди будут  приобретать больше благ только  при условии увеличения цены.4

К числу факторов, смещающих  кривую спроса, относятся: изменение  вкусов покупателей, их числа, изменение  доходов и цен на сопряженные  товары. Например, забота о здоровье привела во многих странах к повышению  спроса на кроссовки и велосипеды.

Предложение - это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Другими словами, предложение представляет собой рыночные фонды, то есть ту совокупность товаров, которая поступает для окончательной реализации. Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему. Равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства и потребности. Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом.

Предложение характеризует  экономическую ситуацию на рынке  со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые  произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты  на единицу продукции оказались  более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую  высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее  количество товара, т.е. увеличивать  предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения каждого  производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат  мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они  предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет  и окажется очень высокой, производители  постараются увеличить предложение  товара. Связь между уровнем цен  и предложением описывает закон  предложения, согласно которому между  ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает. 6

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия. Цена предложения  это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения  от определяющих его факторов называется функцией предложения. Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ep),

P – цена товара,

Ps и Pc – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Pres – цены ресурсов  и факторов производства;

К – уровень технологии, т.е. способ производства товара;

Т – налоги, субсидии;

N – количество продавцов данного товара;

Ер – ожидания продавца.

Все эти факторы, влияющие на предложение, являются внешними, независящими от производителя продукции и  носят объективный характер.

В упрощенном виде можно  перейти к функции предложения  от цены, характеризующей зависимость  объема предложения товара только от его цены6: Q s = f(P),                                                                                                                                 

Линейную функцию предложения  математически можно записать следующим  образом: Q s = a –b*p,

a – максимально возможное предложение на рынке на данный товар,                                                                                                   

b – зависимость изменения предложения от изменения цены,

p – цена на товар.

Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное равновесие