Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:58, курсовая работа
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Введение
Глава 1. Содержание и признаки предпринимательства
Глава 2. Предпринимательство как экономическая категория
Глава 3. Развитие института предпринимательства в России. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Проблемы возникшие на пути развития предпринимательства
Заключение
Использованная литература
В нашей отечественной литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Тем более что речь идет об управлении и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.
Глава 3. Развитие
института предпринимательства
в России. Современные формы
Началом становления
Так, например, российский малый бизнес (основная часть предпринимательства) зародился 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.
За прошедшие 10 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.
Достигнутый уровень развития предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики: к концу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года.
В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ, который подразделяет всех потенциальных участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие организации.
К физическим лицам отнесены
граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица под свою имущественную ответственность.
Эта группа лиц представлена индивидуальными
предпринимателями и
Юридическими лицами признаются
организации, в том числе и
создаваемые отдельными гражданами,
которые имеют обособленное имущество,
самостоятельный баланс, могут приобретать
имущественные и
Коммерческой организацией
является предпринимательское
Хозяйственные товарищества
и общества являются наиболее распространенной
формой коммерческих образований. Они
могут учреждаться гражданами, юридическими
лицами и учреждениями с разрешения
их собственника. Только государственным
и муниципальным органам
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.
Полное хозяйственное
товарищество — основанное на долевой
собственности объединение
Товарищество на вере (коммандитное)
— объединение закрытого типа,
включающее, наряду с участниками, несущими
полную имущественную ответственность
по обязательствам товарищества, вкладчиков,
ответственность которых
Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме «Общества с ограниченной ответственностью», «Общества с дополнительной ответственностью» и «Акционерного общества».
Общество с ограниченной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.
Общество с ограниченной
ответственностью может быть учреждено
одним или несколькими
Общество с дополнительной
ответственностью — организационная
форма предпринимательства, основанная
на объединении капиталов
Акционерное общество (АО) — образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.
Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом его минимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оплат труда, а открытая подписка на акции допускается только после полной оплаты учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов. Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АО могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облигаций третьими лицами.
Управление АО осуществляется
через общее собрание акционеров,
имеющее исключительную компетенцию,
и исполнительные органы, в качестве
которых могут выступать как
непосредственно управляющий
Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.
Перечислим проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:
ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);
доминирование в экономике
крупных хозяйственных и
чрезмерная жесткость
фискальной и кредитно-денежной политики,
обостряющая проблему воспроизводства
вследствие недостатка ресурсов для
текущей деятельности и развития
и вынуждающая субъектов
региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;
неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;
неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;
дискриминация предпринимателей
со стороны отдельных органов
власти. Поддержка частной инициативы
пока еще не стала одним из основных
принципов государственной
Заключение.
Характер предпринимательского
потенциала России обусловлен переходным
состоянием российской экономики. С
одной стороны, Россия продемонстрировала
способность к быстрому формированию
предпринимательской
С другой стороны, многие рыночные
структуры делают лишь первые шаги,
например рынок ценных бумаг (фондовый
рынок). Остается весьма заметной доля
государства, как в национальном
богатстве, так и в собственности
акционированных и частично приватизированных
предприятий. Есть все основания
полагать, что в силу многих исторических
и культурных традиций Россия сохранит
значительный государственный сектор
и в будущем. Весьма велика, будет
и роль государственного регулирования
в экономике. При этом одной из
характерных черт переходной экономики
России является тесное переплетение
частного и государственного капитала,
заметная роль государственного аппарата,
а значит, и государственного предпринимательства.
Одновременно с этим сохраняется
сильная зависимость частных
предпринимателей (как сохранивших
свои позиции прежних директоров
приватизированных