Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 10:55, курсовая работа
Целью данной работы является изучение стоимостных показателей благосостояния нации и индекса человеческого потенциала.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие основным стоимостным показателям оценки благосостояния нации;
- рассмотреть понятие и методы измерения валового внутреннего продукта, а также валового национального дохода;
- изучить понятие индекса развития человеческого потенциала, а также определить его роль в оценке благосостояния нации;
- проанализировать динамику индекса человеческого потенциала России за 2000 – 2011 гг.
Введение……………………………………………………………………………...........3
Глава I. Стоимостные показатели благосостояния нации………………………...........5
1.1 Сущность и основные показатели оценки благосостояния нации…………...........5
1.2 Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества……………………………………………………………………….8
1.3 Валовой национальный доход (ВНД) и методы его измерения…………………..12
Глава II. Индекс человеческого потенциала……………………………………...........17
2.1 Понятие индекса развития человеческого потенциала и его роль в оценке благосостояния нации……………………………………………………………...........17
2.2 Анализ динамики индекса человеческого потенциала в России за 2000 по 2011 гг…………………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………………38
Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 – 114, в 2004 – 57, в 2005 – 62 с индексом 0,795, в 2010 – 65 с индексом 0,797, в 2011 году – 67 место с индексом 0,802.
От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.
Россия в середине
2000-х годов вошла в число
стран с высоким уровнем развит
Среди лидеров рейтинга – федеральные города и ведущие экспортные регионы, нефтяные и металлургические. Но все же в десятку лидеров входят регионы с более сбалансированным развитием (Татарстан, Самарская, Томская, Липецкая и Белгородская области), в которых достаточно высок охват образованием и показатели долголетия не ниже средних по стране.
Таблица 1 - Индекс развития человеческого потенциала за 2011 г.
ВВП, долл. ППС |
Индекс дохода |
Ожидаемая продол- жительность жизни, лет |
Индекс долго летия |
Грамотность, % |
Доля учащих ся в возрастах 7-24 лет, % |
Индекс образования |
ИРЧП |
Место | |
Российская Федерация |
14737 |
0.833 |
67.51 |
0.709 |
99.4 |
0.735 |
0.908 |
0.817 |
|
г. Москва |
33603 |
0.971 |
72.5 |
0.792 |
99.8 |
1.000 |
0.999 |
0.920 |
1 |
Тюменская обл. |
49969 |
1.000 |
68.57 |
0.726 |
99.2 |
0.717 |
0.900 |
0.876 |
2 |
г. Санкт-Петербург |
16817 |
0.855 |
69.86 |
0.748 |
99.8 |
0.988 |
0.995 |
0.866 |
3 |
Респ. Татарстан |
18080 |
0.867 |
69.44 |
0.741 |
99.0 |
0.756 |
0.912 |
0.840 |
4 |
Белгородская обл. |
13738 |
0.822 |
70.33 |
0.756 |
98.6 |
0.734 |
0.902 |
0.826 |
5 |
Томская обл. |
14892 |
0.835 |
67.68 |
0.711 |
98.9 |
0.814 |
0.931 |
0.826 |
6 |
Сахалинская обл. |
26657 |
0.932 |
64.48 |
0.658 |
99.4 |
0.669 |
0.886 |
0.825 |
7 |
Красноярский край |
17758 |
0.864 |
66.58 |
0.693 |
99.0 |
0.706 |
0.895 |
0.818 |
8 |
Свердловская обл. |
14190 |
0.827 |
67.5 |
0.708 |
99.2 |
0.720 |
0.901 |
0.812 |
9 |
Челябинская обл. |
13664 |
0.821 |
67.14 |
0.702 |
99.1 |
0.752 |
0.911 |
0.811 |
10 |
Оренбургская обл. |
15596 |
0.843 |
66.68 |
0.695 |
98.9 |
0.710 |
0.896 |
0.811 |
11 |
Самарская обл. |
13097 |
0.814 |
67.19 |
0.703 |
99.2 |
0.762 |
0.915 |
0.811 |
12 |
Липецкая обл. |
15373 |
0.840 |
67.31 |
0.705 |
98.4 |
0.683 |
0.884 |
0.810 |
13 |
Респ. Коми |
16228 |
0.849 |
65.83 |
0.681 |
99.2 |
0.710 |
0.898 |
0.809 |
14 |
Вологодская обл. |
14611 |
0.832 |
66.96 |
0.699 |
98.8 |
0.713 |
0.896 |
0.809 |
15 |
Респ. Башкортостан |
12791 |
0.810 |
67.81 |
0.714 |
98.8 |
0.722 |
0.899 |
0.807 |
16 |
Респ. Саха (Якутия) |
13629 |
0.820 |
66.17 |
0.686 |
99.0 |
0.754 |
0.911 |
0.806 |
17 |
Архангельская обл. |
15149 |
0.838 |
66.27 |
0.688 |
99.2 |
0.681 |
0.888 |
0.805 |
18 |
Новосибирская обл. |
10738 |
0.781 |
67.43 |
0.707 |
98.8 |
0.795 |
0.924 |
0.804 |
19 |
Омская обл. |
12574 |
0.807 |
66.54 |
0.692 |
98.7 |
0.749 |
0.908 |
0.802 |
20 |
Ярославская обл. |
11745 |
0.795 |
67 |
0.700 |
99.2 |
0.735 |
0.906 |
0.801 |
21 |
Удмуртская Респ. |
11973 |
0.799 |
66.59 |
0.693 |
99.0 |
0.732 |
0.904 |
0.799 |
22 |
Волгоградская обл. |
10178 |
0.772 |
68.84 |
0.731 |
98.9 |
0.701 |
0.893 |
0.798 |
23 |
Краснодарский край |
10003 |
0.769 |
69.25 |
0.738 |
99.0 |
0.676 |
0.885 |
0.797 |
24 |
Мурманская обл. |
13032 |
0.813 |
66.72 |
0.695 |
99.6 |
0.651 |
0.881 |
0.796 |
25 |
Респ. Северная Осетия |
7174 |
0.713 |
71.74 |
0.779 |
99.1 |
0.696 |
0.893 |
0.795 |
26 |
Курская обл. |
9431 |
0.759 |
66.66 |
0.694 |
98.5 |
0.822 |
0.931 |
0.795 |
27 |
Московская обл. |
13587 |
0.820 |
66.93 |
0.699 |
99.6 |
0.601 |
0.864 |
0.794 |
28 |
Орловская обл. |
8969 |
0.750 |
67.23 |
0.704 |
98.9 |
0.787 |
0.922 |
0.792 |
29 |
Пермский край |
12804 |
0.810 |
65.23 |
0.671 |
98.9 |
0.702 |
0.893 |
0.791 |
30 |
Иркутская обл. |
12267 |
0.803 |
64.9 |
0.665 |
99.1 |
0.730 |
0.904 |
0.791 |
31 |
Нижегородская обл. |
10744 |
0.781 |
65.58 |
0.676 |
98.9 |
0.761 |
0.913 |
0.790 |
32 |
Магаданская обл. |
11549 |
0.793 |
63.57 |
0.643 |
99.6 |
0.810 |
0.934 |
0.790 |
33 |
Саратовская обл. |
8710 |
0.746 |
68.01 |
0.717 |
99.2 |
0.720 |
0.901 |
0.788 |
34 |
Ростовская обл. |
8288 |
0.737 |
68.38 |
0.723 |
99.1 |
0.727 |
0.903 |
0.788 |
35 |
Чувашская Респ. |
8580 |
0.743 |
67.39 |
0.707 |
99.0 |
0.752 |
0.911 |
0.787 |
36 |
Респ. Мордовия |
8051 |
0.732 |
68.4 |
0.723 |
97.9 |
0.748 |
0.902 |
0.786 |
37 |
Воронежская обл. |
7800 |
0.727 |
67.52 |
0.709 |
98.3 |
0.787 |
0.918 |
0.785 |
38 |
Калининградская обл. |
10784 |
0.781 |
65.79 |
0.680 |
99.4 |
0.683 |
0.890 |
0.784 |
39 |
Кемеровская обл. |
13402 |
0.817 |
64.01 |
0.650 |
98.9 |
0.672 |
0.883 |
0.784 |
40 |
Респ. Хакасия |
9404 |
0.758 |
66.19 |
0.687 |
98.8 |
0.732 |
0.903 |
0.782 |
41 |
Тамбовская обл. |
8343 |
0.738 |
67.9 |
0.715 |
98.1 |
0.712 |
0.891 |
0.782 |
42 |
Респ. Карелия |
11437 |
0.791 |
65.12 |
0.669 |
99.2 |
0.664 |
0.883 |
0.781 |
43 |
Респ. Дагестан |
5439 |
0.667 |
74.21 |
0.820 |
98.4 |
0.586 |
0.851 |
0.780 |
44 |
Астраханская обл. |
8675 |
0.745 |
67.02 |
0.700 |
98.6 |
0.701 |
0.891 |
0.779 |
45 |
Хабаровский край |
9517 |
0.760 |
64.76 |
0.663 |
99.5 |
0.747 |
0.912 |
0.778 |
46 |
Калужская обл. |
9255 |
0.756 |
66.64 |
0.694 |
99.2 |
0.673 |
0.886 |
0.778 |
47 |
Пензенская обл. |
7339 |
0.717 |
68.3 |
0.722 |
98.4 |
0.722 |
0.897 |
0.778 |
48 |
Ульяновская обл. |
8293 |
0.737 |
66.97 |
0.700 |
98.6 |
0.705 |
0.892 |
0.776 |
49 |
Камчатский край |
8862 |
0.748 |
66.15 |
0.686 |
99.7 |
0.687 |
0.894 |
0.776 |
50 |
Рязанская обл. |
8511 |
0.742 |
65.61 |
0.677 |
98.7 |
0.753 |
0.909 |
0.776 |
51 |
Карачаево-Черкесская Респ. |
5892 |
0.680 |
71.28 |
0.771 |
98.4 |
0.651 |
0.873 |
0.775 |
52 |
Тульская обл. |
9469 |
0.760 |
65.01 |
0.667 |
99.1 |
0.698 |
0.893 |
0.773 |
53 |
Ставропольский край |
6316 |
0.692 |
69.49 |
0.742 |
98.6 |
0.684 |
0.885 |
0.773 |
54 |
Костромская обл. |
8650 |
0.744 |
66.27 |
0.688 |
98.8 |
0.666 |
0.881 |
0.771 |
55 |
Алтайский край |
7491 |
0.720 |
67.22 |
0.704 |
98.2 |
0.683 |
0.882 |
0.769 |
56 |
Новгородская обл. |
10322 |
0.774 |
63.96 |
0.649 |
98.9 |
0.670 |
0.883 |
0.769 |
57 |
Смоленская обл. |
8646 |
0.744 |
64.46 |
0.658 |
98.9 |
0.726 |
0.901 |
0.768 |
58 |
Ленинградская обл. |
14159 |
0.827 |
64.58 |
0.660 |
99.5 |
0.461 |
0.817 |
0.768 |
59 |
Кировская обл. |
6974 |
0.708 |
67.02 |
0.700 |
98.4 |
0.706 |
0.891 |
0.767 |
60 |
Курганская обл. |
7141 |
0.712 |
66.66 |
0.694 |
98.4 |
0.708 |
0.892 |
0.766 |
61 |
Владимирская обл. |
8040 |
0.732 |
65.3 |
0.672 |
99.4 |
0.696 |
0.895 |
0.766 |
62 |
Приморский край |
7930 |
0.730 |
65.11 |
0.669 |
99.5 |
0.705 |
0.898 |
0.766 |
63 |
Респ. Марий Эл |
7412 |
0.719 |
66.16 |
0.686 |
98.8 |
0.685 |
0.887 |
0.764 |
64 |
Респ. Бурятия |
8134 |
0.734 |
64.2 |
0.653 |
98.8 |
0.732 |
0.903 |
0.763 |
65 |
Тверская обл. |
8858 |
0.748 |
63.99 |
0.650 |
99.1 |
0.689 |
0.890 |
0.763 |
66 |
Брянская обл. |
7050 |
0.710 |
66.11 |
0.685 |
98.6 |
0.696 |
0.889 |
0.762 |
67 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
5173 |
0.659 |
71.18 |
0.770 |
98.8 |
0.582 |
0.853 |
0.760 |
68 |
Амурская обл. |
8596 |
0.743 |
63.93 |
0.649 |
99.3 |
0.670 |
0.885 |
0.759 |
69 |
Респ. Адыгея |
5325 |
0.663 |
68.77 |
0.730 |
98.7 |
0.674 |
0.883 |
0.759 |
70 |
Чукотский АО |
15614 |
0.843 |
58.72 |
0.562 |
99.4 |
0.614 |
0.867 |
0.757 |
71 |
Респ. Калмыкия |
5131 |
0.657 |
68.35 |
0.723 |
98.2 |
0.688 |
0.884 |
0.755 |
72 |
Ивановская обл. |
5696 |
0.675 |
65.55 |
0.676 |
99.3 |
0.735 |
0.907 |
0.753 |
73 |
Псковская обл. |
7410 |
0.719 |
64.09 |
0.652 |
98.9 |
0.666 |
0.881 |
0.750 |
74 |
Забайкальский край |
7969 |
0.731 |
63.01 |
0.634 |
98.8 |
0.659 |
0.878 |
0.748 |
75 |
Чеченская Респ. |
3257 |
0.581 |
74.28 |
0.821 |
96.0 |
0.581 |
0.834 |
0.745 |
76 |
Еврейская авт. обл. |
8935 |
0.750 |
61.94 |
0.616 |
99.1 |
0.623 |
0.868 |
0.745 |
77 |
Респ. Ингушетия |
2548 |
0.540 |
79 |
0.900 |
96.2 |
0.450 |
0.791 |
0.744 |
78 |
Респ. Алтай |
5617 |
0.672 |
64.33 |
0.656 |
98.3 |
0.682 |
0.883 |
0.737 |
79 |
Респ. Тыва |
5022 |
0.654 |
59.16 |
0.569 |
99.1 |
0.691 |
0.891 |
0.705 |
80 |
Во всех субъектах РФ, за исключением Чукотского АО, индекс вырос за два последних года, особенно быстро – в 2010 г. «Скачки» в рейтинге ИРЧП отдельных регионов чаще всего связаны с особенностями налогового режима (до 2004 г. в России существовали регионы – внутренние офшоры) и политикой крупнейших компаний (перенос юридических адресов), что оказывает заметное влияние на показатель душевого ВРП. Этим объясняется кратковременный рост и последующий спад показателей Чукотского АО, Магаданской, Омской областей и республик Калмыкия и Мордовия. В 2006 г. в рейтинге впервые появилась Чеченская республика, занявшая 77-е место из 80 регионов.
По доходу (душевому ВРП по ППС) Чечня опережает только Ингушетию, как и по охвату образованием детей и молодежи, однако по ожидаемой продолжительности жизни занимает второе место в стране вслед за Ингушетией. Удивительно высокие показатели этих республик (73–76 лет) демографы считают недостоверными из-за неточности статистического учета смертности, прежде всего младенческой.
Основной вклад в позитивную динамику ИРЧП российских регионов внесли два фактора. Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по ППС, хотя динамика в регионах была разной. Наиболее высокие темпы роста в 2004–2006 гг. имели крупнейшая агломерация страны (Москва и Московская область), некоторые регионы экспортно-сырьевой экономики (Пермская, Свердловская, Сахалинская области, Красноярский край), среднеразвитые Нижегородская и Тверская области, отдельные республики с невысоким уровнем экономического развития (Северная Осетия, Чувашия, Тыва). Для последних высокие темпы отчасти объясняются эффектом низкой базы. Только в двух регионах (Чукотском АО и Омской области) показатели душевого ВРП по ППС снизились, причиной стал перенос юридического адреса ранее «прописанных» в них структур «Сибнефти». Помимо снижения ВРП, эти регионы утратили существенную часть налоговых доходов.
Второй фактор – рост
ожидаемой продолжительности
В результате Иркутская область в рейтинге ИРЧП поднялась с 46-го места на 35-е, Красноярский край – с 14-го на 8-е, и в целом регионы с наиболее значительным ростом долголетия, среди которых больше восточных, показали лучшую динамику ИРЧП.
Однако на Юге и в самых «богатых» субъектах РФ (Москве, нефтегазодобывающих автономных округах) с относительно высокой ожидаемой продолжительностью жизни рост этого показателя минимален. В «богатых» регионах с высокими душевыми расходами бюджетов на здравоохранение небольшая добавка федеральных средств в рамках нацпроекта «Здоровье» слабо влияет на состояние отрасли.
На юге доминирующими позитивными факторами остаются более благоприятный климат и меньшее распространение алкоголизма. Следовательно, усилия государства в сфере здравоохранения позволяют смягчить только самые острые проблемы доступности медицинских услуг в наиболее проблемных территориях с низким долголетием и деградирующей социальной сферой.
По охвату образованием детей и молодежи лидерами остаются Москва и Санкт-Петербург, в которых учатся жители и других регионов. По этой причине в Москве показатель охвата образованием превышает 100% населения в возрасте 7–24 лет.
При общем росте индекса сохраняется огромный разрыв регионов РФ в развитии человеческого потенциала. Но все же в последние два года (2004–2006) уже нельзя говорить о явном нарастании разрыва между лидерами и аутсайдерами по ИРЧП, показатели росли относительно равномерно, за исключением нескольких субъектов РФ. Это следствие возросшей эффективности перераспределительной социальной политики.
Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область – с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.
Дифференциацию можно оценить и по доле населения, живущего в регионах с разным ИРЧП.
Хотя такое сравнение условно из-за внутрирегионального неравенства населения по доходу, оно все же позволяет оценить, для какой части жителей страны улучшаются условия развития человеческого потенциала. В 2006 г., произошли значительные позитивные изменения.
Почти 30% населения России проживает в регионах с высоким уровнем развития человеческого потенциала, эта доля выросла вдвое. Такие регионы могут опираться на собственные ресурсы и возможности для повышения человеческого потенциала. Однако большинство россиян, как и прежде, концентрируется в регионах с показателями ниже среднего, для 2/3 жителей страны возможности развития человеческого потенциала ограничены. В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0.750) живет только 6% населения России, это наиболее проблемная зона, которая не может развиваться без масштабной и долговременной федеральной помощи.
Для большинства регионов России характерна несбалансированность развития отдельных компонентов человеческого потенциала. Менее трети субъектов РФ имеют примерно равное отклонение частных индексов в ту или иную сторону, в группе лидеров это Москва, республики Татарстан и Башкирия, Белгородская, Самарская, Томская области, в последние годы более сбалансированным стало развитие Санкт-Петербурга, сократившего отставание по доходу.
Почти половина регионов имеют худшие показатели индекса доходов относительно двух других, в основном это Центр и юг Европейской России. Ведущие экспортно-сырьевые регионы отличаются противоположным соотношением – индекс доходов опережает остальные.
Регионы-аутсайдеры отличаются наиболее сильным разбросом всех частных индексов при минимальных показателях дохода. Диагностика несбалансированности развития позволяет выявить «слабое звено» и сконцентрировать ресурсы для решения первоочередных задач развития, а не просто выравнивания. Кроме того, все регионы крайне неоднородны внутри, в них есть свои беднейшие муниципалитеты и сельские районы, есть более богатые региональные столицы и города экспортных отраслей. Но оценить это с помощью ИРЧП невозможно, так как на внутрирегиональном уровне его индикаторы не рассчитываются Росстатом.
В целом расчеты показывают, что только сочетание двух тенденций – экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения – обеспечивает устойчивый и динамичный рост ИРЧП.
Такое сочетание сформировалось в середине 2000-х гг., повысив качество роста. Чтобы сохранить устойчивый рост человеческого потенциала на перспективу, необходимо решить важнейшие задачи: ускорить социальные трансформации в России, определить приоритеты развития и разработать эффективные механизмы социальной и региональной политики для регионов разного типа.
Россия сегодня занимает 65 место в списке из 169 стран с показателем 0,719, таким образом, входя в группу стран с высоким ИРЧП. За последние 5 лет рейтинг нашей страны вырос на 3 пункта. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия — 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 4 ноября 2010 года относятся к 2008 году и ранее.
За последние несколько
лет Россия восстановила статус крупной
экономической державы и
Благодаря быстрому экономическому росту 2000-х годов и возросшим финансовым возможностям государства «география» позитивных социальных изменений более равномерно охватила всю страну.
Улучшались показатели как развитых, так и наиболее проблемных регионов России, включая индекс дефицита дохода, показатели младенческой, детской и материнской смертности и другие. Однако почти во всех регионах произошел рост поляризации по доходу и сокращение доли доходов беднейших 20% населения. Следствием начавшегося в 2008 году экономического кризиса стало замедление роста или стагнация значений человеческого развития во многих регионах страны по сравнению с предыдущим периодом. Таким образом, одним из ключевых вызовов для России является сохранение достигнутых на сегодняшний день положительных результатов.
Индекс развития человеческого потенциала:
1. Показатель индекса
развития человеческого
2. В 2009 году только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,700, в 2010 году — 22 (более четверти всех субъектов Российской Федерации), в 2011 году — 30.
3. Только в трех регионах Российской Федерации индекс развития человеческого потенциала ниже 0,650 — это Республики Тыва, Алтай и Еврейская автономная область.
Борьба с бедностью:
Образование: