Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
Целью моей работы является исследование причин и сущности структурных кризисов.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить взаимосвязь структурных кризисов с экономическими циклами.
2. Рассмотреть основные теории цикличности экономики.
Введение 3
1. Структурные кризисы и их взаимосвязь с экономическими циклами 5
1.1. Теории цикличности экономики 5
1.2. Понятие и сущность структурного кризиса и его регулирование 8
2. Структурный кризис в экономике России: характер, причины, пути преодоления 13
2.1. Причины и особенности структурного кризиса в России, отраслевая структура экономики России в сравнении с аналогичной структурой развитых стран. 13
2.2. Антициклическая политика государства и выбор российского варианта стратегии структурного регулирования 18
Заключение 26
Список использованной литературы ……………………..…………………………………...28
[8]
Как видно из таблицы 2, происходит падение среднемесячных темпов прироста ВВП, очищенных от фактора сезонности. Одной из причин сокращения темпов роста ВВП в рассматриваемый период является продолжающееся замедление роста экспорта из России, который до последнего времени являлся главной движущей силой отечественной экономики. Как известно, в последние месяцы происходит падение физических объемов поставок за рубеж российской нефти и газа. В результате, суммарный прирост экспорта, сокращался.
Тем не менее, несмотря на некоторые негативные изменения, наблюдаемые в первые месяцы 2010 года, по итогам с начала года темпы роста экономики продолжали оставаться заметно выше, чем в этот же период 2009 года. Примечательно, что с учетом вышеотмеченного снижения вклада экспорта в суммарный рост, можно говорить о возрастающей роли внутреннего спроса в конце 2009 года. Высокие темпы потребительского спроса в стране поддерживались ростом реальных располагаемых доходов. В свою очередь увеличение спроса населения поддерживается потребительским кредитом. Впрочем, как говорится в отчете Минэкономразвития, в начале 2010 года рост реальных располагаемых доходов несколько замедлился. По всей видимости, это также стало одной из причин снижения темпов роста в целом по экономике России в последние месяцы.
В январе 2010года индекс промышленного производства по сравнению с январем 2009г. составил 107,8%, по сравнению с декабрем 2009г. - 79,6%.
При продолжающемся уже несколько месяцев некотором повышении темпов роста добычи полезных ископаемых (в первую очередь, нефтедобычи), обрабатывающие производства по-прежнему демонстрируют неустойчивую динамику. Вновь снизилось производство легковых автомобилей, выпуск машин и оборудования, электронного и оптического оборудования (с сезонной очисткой). Конкуренция импорта вытесняет отечественных производителей.
Сейчас отечественная промышленность существует в основном за счет экспорта природных ресурсов, что не может не внушать опасений. Правительство до сих пор не предпринимает активных попыток поддерживать высокотехнологичное производство, и это таит в себе угрозу наступления очередного кризиса при обвале цен на нефть, тогда единственным спасением будет накопленный Стабилизационный фонд.
За период с 30 марта по 5 апреля 2010г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала апреля - 100,1%, с начала года - 103,2% (2009г.: с начала апреля - 100,2%, с начала года - 105,6%, в целом за апрель - 100,7%) [13].
Тем не менее, инфляция последние несколько лет держится в разумных рамках, в основном из-за высоких цен на нефть, и с этой стороны оснований для беспокойства пока нет.
К сожалению, до сих пор не выработано общегосударственной политики, направленной на преодоление многочисленных структурных деформаций отечественной экономики.
В настоящее время в
Правительство неоднократно провозглашало начало серьезной структуризации экономики. Но реальных сдвигов пока нет. И причина не только в отсутствии инвестиций. Нет четко обозначенной стратегической концепции развития экономики и ясности в таких вопросах, как принципы социально-экономического устройства и создаваемый тип хозяйства, определение места страны в международном разделении труда, поиск источников и факторов экономического роста. Следовательно, неясны цели и задачи структурной перестройки, что не позволяет сформировать структурную политику.
В настоящее время существует явная необходимость переосмысления не только отдельных путей дальнейших реформ российской экономики, но и во многом самого концептуального выбора. Это объясняется тем, что социальное развитие пока не включено в целевую функцию реформ, вследствие чего исполнительная власть обращает внимание на параметры социального развития общества лишь в той степени, насколько это необходимо для поддержания в стране общественно-политической стабильности. Поэтому социальное развитие в лучшем случае пока выступает лишь как некое ограничение в рамках проводимых экономических реформ.
В наиболее общем виде, структурная политика есть обоснование и выбор приоритетных направлений общественного производства или отдельных его звеньев (отраслей, сфер и т.п.), соотношения между ними. На каждом историческом этапе структурная политика призвана обеспечить сбалансированное развитие страны и ее регионов, возможно полнее учесть достижения научно-технического прогресса, задачи повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. Структурная политика неразрывно связана с инвестиционной политикой и в решающей мере определяется ею.
Неразработанность реальной стратегии структурной политики в первую очередь связана с неопределенностью в постановке самих целей структурных преобразований. На наш взгляд, для этого вполне может быть использован общепринятый в зарубежной практике подход, связанный с заданием самых общих качественных желаемых характеристик макро- и микроструктуры народного хозяйства.
К настоящему моменту среди специалистов сложился определенный консенсус в отношении самих промежуточных целей структурной перестройки на ближайшую перспективу [14]. В их состав, по общепризнанному мнению, следует включить цели стабилизации основных секторов народного хозяйства. Один из возможных вариантов, набора основных промежуточных целей структурного реформирования выглядит таким образом:
Крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. Применительно к российской экономике на первый план, по мнению ряда специалистов, выдвигаются цели обеспечения необходимых стабилизационных уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения, преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных, постиндустриальных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах, повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающее кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому социально ориентированному постиндустриальному рынку [10].
Вне всякого сомнения, очень привлекательной
представляется количественная оценка
промежуточных целей
Вместе с тем серьезная разрабо
Особенностью структурного регулирования в России является необходимость совмещения адаптации экономической структуры к требованиям рынка и придания ей социальной направленности. Причем оба названных процесса совпадают по времени и источниковой базе.
Таким образом, целью реформ должно стать создание социально-структурированного общества с адекватной экономикой, качественные характеристики которой определяются критериями целенаправленных структурных преобразований общественных отношений, форм собственности, инвестирования воспроизводства, хозяйственной и коммерческой деятельности. Следовательно, требуются конкретные концепции, программы и формы преобразования общества, систем управления, правового обеспечения процессов реформирования. При их создании необходимо учесть культурные традиции народов нашей страны, особенности исторического пути, пройденного Россией, менталитета многонационального российского населения.
Основными направлениями структурных сдвигов в российской экономике должны стать:
1) Решение широкого круга
2) Вторым ведущим направлением
структурных сдвигов в российск
3) Государство пытается
Таким образом, основой качественной направленности структурных сдвигов должна стать их инновационность. Движение по этому пути предполагает использование имеющихся в стране научно-технических заделов. Исходя из этого, при разработке стратегии структурной перестройки экономики необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений:
- отказ от сугубо отраслевого
подхода при осуществлении
- определение в каждый
Из зарубежного опыта следуют два вывода: значительная роль государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительный период их проведения. Государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи для устранения распыления ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо на федеральном уровне сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде долгосрочной стратегии структурной политики государства на период 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.
Информация о работе Структурные кризисы, их причины и последствия