Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:59, курсовая работа
Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретающего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики, что определяет актуальность исследования темы на современном этапе. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях.
Введение
Глава 1 Теоретические основы экономического кризиса.
1.1 Экономический цикл
1.2 Классификация экономических кризисов
1.3 Структурные кризисы: понятие и сущность
Глава 2 Анализ кризисов 90х-00х гг. в России.
2.1 Изменение структуры экономической системы. Кризис 90-х гг.
2.2 Кризис 2008 года.
Глава 3 Пути развития российской экономики.
3.1 Построение эффективной рыночной социальной модели.
3.2 Развитие массового конкурентного рынка.
3.3 Инновационно-промышленная политика
3.4 Развитие инфраструктуры
Заключение
Список нормативно – правовых актов и литературы
Причинами кризиса также можно считать и неразумное поведение инвесторов, которые брали огромные финансовые кредиты, надеясь на ипотеке заработать огромные деньги, и жажда наживы отдельных недобросовестных, но стоящих у финансового руля людей, и по сути никем не регулируемая на высшем уровне экономика.
Неблагоприятная ситуация в
экономике США не могла не отразиться
на всем остальном деловом мире,
и Россия не стала исключением. Наиболее
сильно по экономике страны ударила
невозможность дальнейшего
Помимо внешних причин финансового кризиса нельзя оставлять без внимания и причины внутренние. Начиная с мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС и ММВБ не только остановился, но и начал свое падение. В целом, к настоящему времени индексы упали на 70%..
Существует много мнений
по поводу причин мирового кризиса. Экономисты
активно высказывают своё мнение
по этому вопросу. По мнению директора
Института новой экономики
1) саморазрушение финансовой
пирамиды долговых
2) виртуализация финансовых
операций (деривативы), повлекшая недооценку
финансовых рисков и отрыв
финансового рынка от
3) обесценение значительной
части капитала в условиях
исчерпания возможностей
Многие экономисты единодушны
во мнении, что современный финансовый
кризис - это прямое следствие кризиса
ипотечного кредитования в США (доля
данного сектора в экономике
страны составляет 1.4%). Частные американские
банки выдавали ипотечные кредиты
в больших количествах. В категорию
собственников ипотечного жилья
вошли и те американцы, которые
были просто не в состоянии регулярно
выплачивать проценты по кредитам.
В итоге жилье чуть ли не в массовом
порядке переходило в собственность
банков, а достаточного количества
людей, которые бы хотели покупать это
жилье, не находилось. Исход подобного
положения дел вполне предсказуем
- банкротство банков. Данная ситуация
возникла из-за того, что фондовый рынок
оккупировали игроки-спекулянты, которые
занимались куплей-продажей высокодоходных,
но при этом высокорискованных
Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в начале осени, впритык приблизился к России. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы.
Из-за кризиса на
американском рынке ипотечного
кредитования российский рынок
продолжил падение: индекс РТС
опускался почти на 2,02%, но вскоре
падение замедлилось. Индекс
Из-за недостатка свободных
денег проблемы есть у всех предприятий.
С другой стороны, на рынке кадров
существует дефицит, следовательно, вероятное
сокращение зарплат не затронет квалифицированных
специалистов на наиболее востребованных
направлениях. Но остальные вполне
могут столкнуться с
Но все же массовой безработицы в России не было, хотя сокращения в отдельных секторах экономики были значительными.
Глава 3 Пути развития российской экономики.
3.1 Построение эффективной рыночной социальной модели.
Развитие социальной системы должно идти не по принципу планового перераспределения, как это во многом до сих пор происходит в России, а на основе развития рыночной социальной модели.
Идеологию такой модели -
модели «социального капитализма» - заложил
ещё в 1930-е годы Франклин Рузвельт.
Именно в это время мир начинает
отказываться от эгоистических принципов
дикого капитализма и переходить
на идеологию социального
* Развитии массового
* На рыночных социальных институтах, основными, но далеко не единственными из которых являются:
частно-государственная
система пенсионного
система общего и профессионального образования;
система социального и медицинского страхования;
независимые профсоюзы и другие институты.
* На институте
Развитие рыночной социальной системы является сложной стратегической задачей, но первоочередными мерами на пути её реализации могли бы стать:
- дальнейшая реализация
и совершенствование
- возвращение от налоговой
формы к страховым формам
- увеличение ресурсной
базы и финансовой
- разработка и введение
мер стимулирования развития
первоначального и среднего
- завершение монетизации
льгот, в том числе и в
Федеральной программе
- постепенное доведение
минимальной зарплаты до
- справедливое, эффективное
и неинфляционное
3.2 Развитие массового конкурентного рынка.
Основными источниками налогов, инвестиций и экономического роста в российской экономике продолжают оставаться два десятка крупных компаний, хотя по законам рынка экономика должна развиваться на базе частной предпринимательской инициативы миллионов людей, в конкуренции сотен тысяч малых, средних и крупных компаний.
Потенциал роста экономики, решения социальных проблем и развития гражданского общества, будущая стабильность демократии и гарантии суверенитета страны лежат именно в плоскости развития массового конкурентного рынка.
Сложность поставленной задачи заключается в том, что, учитывая массовый характер субъектов такой политики, к ним невозможно применять выборочный подход как для сверхкрупных компаний. Необходимо выстраивать сложную систему мер общеэкономического характера, осуществлять тонкую настройку экономики.
Но уже сегодня ясно, что на первом этапе необходимо убрать барьеры, стоящие на пути развития бизнеса, и, прежде всего, обеспечить:
а) Создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса:
Демонополизация, обеспечение свободы конкуренции; защита прав собственности; становление справедливой судебной системы. Снижение налоговой нагрузки предприятий.
переход от зачетного к
прямому способу начисления НДС
по фактической добавленной
снижение ставки единого социального налога с 26% до 12%, с одновременной отменой регрессивной шкалы по его уплате - льготы для богатых. В дальнейшем возвращение от налоговой (за счёт ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования;
снижение на 50% налога на
прибыль, реинвестированную в развитие
производства, в том числе в
покупку иностранных
б) Защита национального производителя путём реализации новой женнотарифной политики:
Упрощение системы импортных таможенных пошлин - введение пяти групп товаров с единой ставкой таможенного обложения внутри каждой группы. При этом пошлины должны возрастать по мере движения по технологической цепочке (первые две группы - беспошлинно):
сырье, лицензии, информационные товары и услуги;
инвестиционные товары (оборудование, средства производства);
продовольствие и
потребительские товары;
предметы роскоши и подакцизные товары.
в) Помощь бизнесу в обеспечении доступными инвестиционными ресурсами и оборотным капиталом:
Придание Центральному банку в законодательном порядке, помимо чисто финансовых задач (контроля за инфляцией и валютным курсом), функции финансового содействия экономическому росту. Стимулирование кредитной активности банков через максимальное: развитие системы рефинансирования. Значительное упрощение требований к банкам - получателям кредитов в системе рефинансирования. Расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения.
Развитие системы существующих и вновь создаваемых государственных финансовых институтов развития - Банка развития, Федерального и региональных инвестиционных фондов, региональных; гарантийных агентств, Российской венчурной компании и др. Создание агентства по предоставлению государственных гарантий на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими потребителями и лизинговыми компаниями.
* Внесение поправок в
Налоговый кодекс, частично освобождающих
от налогообложения доходы, направляемые
в негосударственные
г) Снижение административной нагрузки на бизнес как со стороны налоговых, так и других административных органов. Как первый шаг, введение системы обязательного заявительного учёта в Прокуратуре всех проверок любыми государственными органами, кроме правоохранительных, как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также физических лиц; право отказа от проведения проверки, если такой регистрации не произведено.
Для того чтобы выйти из
кризиса, нужно сбалансировать экономику,
перераспределив доход, а именно:
надо перевести часть доходов
богатых в пользу основной массы
бедных граждан России, что бы сделать
их платежеспособными за уже потребляемые
ими жизнеобеспечивающие
Балансов в экономике очень много, но главные балансы, которые страна должна учитывать, а каждый гражданин их должен знать, - это балансы трех интегральных макроэкономических компонентов.
Первый компонент - издержки производства жизнеобеспечивающих товаров и услуг. Второй - цена или сумма цен всех товаров жизнеобеспечивающих товаров и услуг. Для сбалансированности цена должна быть примерно на 10% больше, чем издержки производства, чтобы была рентабельность. Третий компонент - фонд оплаты труда. Фонд оплаты труда должен быть сбалансирован с ценами так, чтобы, во-первых, фонда зарплаты народа хватило для того, чтобы выкупить все произведенные товары, и, во-вторых, чтобы не было избытка в фонде зарплат.