Структурный кризис и возрождение новейшей российской экономики (конец 80-х – начало XXI века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретающего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики, что определяет актуальность исследования темы на современном этапе. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы экономического кризиса.
1.1 Экономический цикл
1.2 Классификация экономических кризисов
1.3 Структурные кризисы: понятие и сущность
Глава 2 Анализ кризисов 90х-00х гг. в России.
2.1 Изменение структуры экономической системы. Кризис 90-х гг.
2.2 Кризис 2008 года.
Глава 3 Пути развития российской экономики.
3.1 Построение эффективной рыночной социальной модели.
3.2 Развитие массового конкурентного рынка.
3.3 Инновационно-промышленная политика
3.4 Развитие инфраструктуры
Заключение
Список нормативно – правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 76.18 Кб (Скачать файл)

Причинами кризиса также  можно считать и неразумное поведение  инвесторов, которые брали огромные финансовые кредиты, надеясь на ипотеке  заработать огромные деньги, и жажда  наживы отдельных недобросовестных, но стоящих у финансового руля людей, и по сути никем не регулируемая на высшем уровне экономика.

 

Неблагоприятная ситуация в  экономике США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила  невозможность дальнейшего получения  дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также  снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса  считается также падение цен  на нефть - молниеносное и значительное - со 150 до 40 долларов за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье  резко снизило и доходы от его  экспорта.

Помимо внешних причин финансового кризиса нельзя оставлять  без внимания и причины внутренние. Начиная с мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС и ММВБ не только остановился, но и начал свое падение. В целом, к настоящему времени индексы  упали на 70%..

Существует много мнений по поводу причин мирового кризиса. Экономисты активно высказывают своё мнение по этому вопросу. По мнению директора  Института новой экономики Государственного университета управления, академика  РАН Сергея Глазьева основными причинами  глобального кризиса являются:

1) саморазрушение финансовой  пирамиды долговых обязательств  США;

2) виртуализация финансовых  операций (деривативы), повлекшая недооценку  финансовых рисков и отрыв  финансового рынка от реального  сектора экономики;

3) обесценение значительной  части капитала в условиях  исчерпания возможностей экономического  роста на основе доминирующего  технологического уклада и связанного  с этим структурного кризиса  экономики ведущих стран.

Многие экономисты единодушны во мнении, что современный финансовый кризис - это прямое следствие кризиса  ипотечного кредитования в США (доля данного сектора в экономике  страны составляет 1.4%). Частные американские банки выдавали ипотечные кредиты  в больших количествах. В категорию  собственников ипотечного жилья  вошли и те американцы, которые  были просто не в состоянии регулярно  выплачивать проценты по кредитам. В итоге жилье чуть ли не в массовом порядке переходило в собственность  банков, а достаточного количества людей, которые бы хотели покупать это  жилье, не находилось. Исход подобного  положения дел вполне предсказуем - банкротство банков. Данная ситуация возникла из-за того, что фондовый рынок  оккупировали игроки-спекулянты, которые  занимались куплей-продажей высокодоходных, но при этом высокорискованных инструментов, создавая финансовые пирамиды. В итоге  финансовая система США дала сбой - миллиарды и триллионы долларов, которые были задействованы в  финансовых операциях повышенного  риска, оказались неликвидны. Инвестиционные компании и банки терпят убытки и  банкротятся, ухудшая ситуацию и  на мировом финансовом рынке. Ведь американская экономика имеет огромное влияние  на экономику многих стран мира - филиалы американских корпораций открыты  почти во всех странах, американский доллар, ценные бумаги США традиционно  выступают в качестве финансового  гаранта для других стран, которые  с их помощью защищаются от различного рода рисков.

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть  мирового финансового кризиса стали  возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую  экономику, когда любое событие  за рубежом оказывает влияние  на стоимость российских облигаций  и акций, на ликвидность, доходы граждан  и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в  начале осени, впритык приблизился  к России. Правительственные доклады  и сюжеты центральных телеканалов  страны преисполнены оптимизма и  пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы.

 Из-за кризиса на  американском рынке ипотечного  кредитования российский рынок  продолжил падение: индекс РТС  опускался почти на 2,02%, но вскоре  падение замедлилось. Индекс ММВБ  падал несколько медленнее, в  диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает  влиять на заработные платы  граждан по всей России.

Из-за недостатка свободных  денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное  сокращение зарплат не затронет квалифицированных  специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы  либо незначительным сокращением окладов.

Но все же массовой безработицы в России не было, хотя сокращения в отдельных секторах экономики были значительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Пути развития российской экономики.

3.1 Построение эффективной рыночной социальной модели.

 

Развитие социальной системы  должно идти не по принципу планового  перераспределения, как это во многом до сих пор происходит в России, а на основе развития рыночной социальной модели.

Идеологию такой модели - модели «социального капитализма» - заложил  ещё в 1930-е годы Франклин Рузвельт. Именно в это время мир начинает отказываться от эгоистических принципов  дикого капитализма и переходить на идеологию социального партнёрства, которая сегодня является основой  развития демократического общества. Эффективность рыночной социальной модели базируется на трёх основных составляющих:

* Развитии массового конкурентного  рынка, бизнеса, который, по  сути, принимает на себя большую  часть социальной нагрузки в  обществе. Создавая рабочие места,  он обеспечивает материальное  благосостояние работников, выплачивая  налоги, наполняет через бюджет  государственную социальную систему,  цель которой - обеспечить достойный  уровень жизни для тех, кто  не в состоянии это сделать  сам.

* На рыночных социальных  институтах, основными, но далеко  не единственными из которых  являются:

частно-государственная  система пенсионного обеспечения;

система общего и профессионального  образования;

система социального и  медицинского страхования;

независимые профсоюзы и  другие институты.

* На институте благотворительности.

Развитие рыночной социальной системы является сложной стратегической задачей, но первоочередными мерами на пути её реализации могли бы стать:

- дальнейшая реализация  и совершенствование доказавших  свою эффективность национальных  проектов, с сохранением всех  выбранных направлений развития  образования, медицинского обслуживания, обеспечения населения доступным  жильём, развития сельского хозяйства.  Постепенная реструктуризация отдельных  направлений национальных проектов  в форму частно-государственных  фондов целевого капитала под  управлением независимого Общественного  Совета и профессиональной управляющей  компании.

- возвращение от налоговой  формы к страховым формам пополнения  Пенсионного фонда и фондов  социального страхования. Одновременное  введение государственных пособий  по возрасту и полной или  частичной нетрудоспособности для  обеспечения за счёт бюджета  достойных условий для неработающего  населения.

- увеличение ресурсной  базы и финансовой устойчивости  негосударственных пенсионных фондов. Развитие альтернативных механизмов  пенсионных накоплений, в т.ч.  через использование корпоративных  схем. Постепенное, например, начиная с граждан, родившихся позже 1970 года, повышение пенсионного возраста.

- разработка и введение  мер стимулирования развития  первоначального и среднего профессионально-технического  образования, в том числе разрешение  вычета из налогооблагаемой базы  налога на прибыль 50% стоимости  затрат компаний на обучение  специалистов в лицензированных  учебных заведениях.

- завершение монетизации  льгот, в том числе и в  Федеральной программе дополнительного  лекарственного обеспечения льготных  категорий граждан (ДЛО).

- постепенное доведение  минимальной зарплаты до уровня  прожиточного минимума, завершение  передачи права устанавливать  минимальный размер заработных  плат в регионах Трехсторонним  комиссиям (государство - профсоюзы  - работодатели).

- справедливое, эффективное  и неинфляционное использование  сверхдоходов от реализации «природной  ренты» в интересах всех граждан  и национальной экономики, в  том числе доходов от размещения  средств «Фонда будущих поколений».

3.2 Развитие массового конкурентного рынка.

Основными источниками налогов, инвестиций и экономического роста  в российской экономике продолжают оставаться два десятка крупных  компаний, хотя по законам рынка  экономика должна развиваться на базе частной предпринимательской  инициативы миллионов людей, в конкуренции  сотен тысяч малых, средних и  крупных компаний.

Потенциал роста экономики, решения социальных проблем и  развития гражданского общества, будущая  стабильность демократии и гарантии суверенитета страны лежат именно в  плоскости развития массового конкурентного  рынка.

Сложность поставленной задачи заключается в том, что, учитывая массовый характер субъектов такой  политики, к ним невозможно применять  выборочный подход как для сверхкрупных компаний. Необходимо выстраивать сложную  систему мер общеэкономического характера, осуществлять тонкую настройку  экономики.

Но уже сегодня ясно, что на первом этапе необходимо убрать барьеры, стоящие на пути развития бизнеса, и, прежде всего, обеспечить:

а) Создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса:

Демонополизация, обеспечение  свободы конкуренции; защита прав собственности; становление справедливой судебной системы. Снижение налоговой нагрузки предприятий.

переход от зачетного к  прямому способу начисления НДС  по фактической добавленной стоимости, созданной компанией. Снижение ставки этого налога с 18% до 12%;

снижение ставки единого  социального налога с 26% до 12%, с одновременной  отменой регрессивной шкалы по его  уплате - льготы для богатых. В дальнейшем возвращение от налоговой (за счёт ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного  фонда и фондов социального страхования;

снижение на 50% налога на прибыль, реинвестированную в развитие производства, в том числе в  покупку иностранных технологий. Значительное упрощение и модернизация системы налогового администрирования: переход от ежеквартальной к ежегодной  системе бухгалтерской отчётности, отмена налогового учёта и кардинальное упрощение налоговой отчетности. Переход в течение трёх лет  на новую систему бухгалтерской  отчётности, соответствующую международным  стандартам.

б) Защита национального производителя путём реализации новой женнотарифной политики:

Упрощение системы импортных  таможенных пошлин - введение пяти групп  товаров с единой ставкой таможенного  обложения внутри каждой группы. При  этом пошлины должны возрастать по мере движения по технологической цепочке (первые две группы - беспошлинно):

сырье, лицензии, информационные товары и услуги;

инвестиционные товары (оборудование, средства производства);

продовольствие и промежуточное  сырье;

потребительские товары;

предметы роскоши и  подакцизные товары.

в) Помощь бизнесу в обеспечении доступными инвестиционными ресурсами и оборотным капиталом:

Придание Центральному банку  в законодательном порядке, помимо чисто финансовых задач (контроля за инфляцией и валютным курсом), функции  финансового содействия экономическому росту. Стимулирование кредитной активности банков через максимальное: развитие системы рефинансирования. Значительное упрощение требований к банкам - получателям кредитов в системе рефинансирования. Расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения.

Развитие системы существующих и вновь создаваемых государственных финансовых институтов развития - Банка развития, Федерального и региональных инвестиционных фондов, региональных; гарантийных агентств, Российской венчурной компании и др. Создание агентства по предоставлению государственных гарантий на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими потребителями и лизинговыми компаниями.

* Внесение поправок в  Налоговый кодекс, частично освобождающих  от налогообложения доходы, направляемые  в негосударственные пенсионные  фонды (с целью ускоренного  развития НПФ как важнейших  источников «длинных денег» в  экономике).

г) Снижение административной нагрузки на бизнес как со стороны налоговых, так и других административных органов. Как первый шаг, введение системы обязательного заявительного учёта в Прокуратуре всех проверок любыми государственными органами, кроме правоохранительных, как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также физических лиц; право отказа от проведения проверки, если такой регистрации не произведено.

Для того чтобы выйти из кризиса, нужно сбалансировать экономику, перераспределив доход, а именно: надо перевести часть доходов  богатых в пользу основной массы  бедных граждан России, что бы сделать  их платежеспособными за уже потребляемые ими жизнеобеспечивающие товары.

Балансов в экономике  очень много, но главные балансы, которые страна должна учитывать, а  каждый гражданин их должен знать, - это балансы трех интегральных макроэкономических компонентов.

Первый компонент - издержки производства жизнеобеспечивающих  товаров и услуг. Второй - цена или  сумма цен всех товаров жизнеобеспечивающих  товаров и услуг. Для сбалансированности цена должна быть примерно на 10% больше, чем издержки производства, чтобы  была рентабельность. Третий компонент - фонд оплаты труда. Фонд оплаты труда  должен быть сбалансирован с ценами так, чтобы, во-первых, фонда зарплаты народа хватило для того, чтобы выкупить все произведенные товары, и, во-вторых, чтобы не было избытка в фонде зарплат.

Информация о работе Структурный кризис и возрождение новейшей российской экономики (конец 80-х – начало XXI века)