Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально- ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений, имеющих свои специфические особенности, которые проявляются в

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………………………………………5
1.1. Содержание и функции финансов………………………………………………………..5
1.2. Понятие и основные уровни современной финансовой системы…………………………………………………………………………………………………………….11
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТ….……………………………15
2.1. Понятие и функции государственного бюджета……..…………………………15
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета .……………………………….18
2.3. Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………..…22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.48 Кб (Скачать файл)

Во-первых, выявляется степень выполнения месячных, квартальных, годовых планов, поступления выручки от реализации продукции, соответствия фактических  затрат на производство и реализацию продукции, получения прибыли, размера  прироста оборотных средств, выбытия  и ввода основных фондов.

Во-вторых, контролируется своевременность  поступления средств на расчетный  счет предприятия, оплата поставок сырья, материалов, топлива, электроэнергии, иных услуг.

В-третьих, осуществляется контроль за правильным и своевременным перечислением  средств в денежные фонды предприятия, за целевым использованием этих фондов.

В-четвертых, осуществляется контроль за внесением платежей в бюджет, во внебюджетные фонды.

В-пятых, контролируется целевое использование  кредитов, своевременность их погашения  и уплаты процентов.

В-шестых, контролируется финансовое состояние предприятия и выполнение мер по его улучшению.

Для реализации контрольной функции  предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования [3, c.96].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и основные уровни современной финансовой системы

 

Слово «система» означает целое соединение, составленное из частей. Понятие финансы более  общее, а понятие финансовая система  развивает его. 
Если финансовая система состоит из частей, то надо определиться, по какому же критерию выделять эти части (блоки или сферы) финансовых отношений. Таким критерием является роль субъекта в общественном производстве. В соответствии с этим признаком финансовые отношения можно подразделить на несколько блоков:

1. Государственные финансы.

2. Финансы предприятий,  организаций, учреждений.

3. Финансы граждан.

Иногда показывают и большее  количество блоков, выделяют отдельно: бюджетную систему, страхование, внебюджетные фонды, финансы предприятий, международные финансовые организации, кредитные учреждения, семейные хозяйства (или населения).

Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность [8, c.89].

 Государственные финансы  – расходы и доходы бюджетной  сферы и органов государственной  власти.

Финансы организации –  это система экономических отношений  юридических лиц, связанных с  формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе осуществления  ими хозяйственной деятельности.

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы); финансы  предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).

В условиях рыночных отношений  третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств и  обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем  дохода.

В белорусской экономике  идет процесс становления финансового  рынка. Следует отметить также и  то, что ряд авторов в состав финансовой системы включают сферу  финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). В этом случае финансовые отношения связаны с системой государственного управления. [7, c.105]

В любом государстве наблюдается  разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся, прежде всего  формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования. Эти отличия обуславливают относительную  обособленность и самостоятельность  каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории  финансов.

В связи с этим финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями  в формировании и использовании  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также  различной ролью в общественном воспроизводстве. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, государственный бюджет и государственный кредит [4, c.59].

В рыночной экономике финансовая система представляет совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. В круг институтов относятся банки, инвестиционные и страховые компании, основная роль которых заключается в продаже  финансовых продуктов и предоставлении финансовых услуг: открытие счетов, выдача коммерческих займов и ипотечных кредитов, доступ к широкому диапазону страховых контрактов и участие во взаимных фондах.

Состав финансовой системы  Республики Беларусь характеризуется  такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические  основы хозяйственной деятельности. Основные звенья –государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования

В каждом блоке финансовых отношений можно выделить звенья. Здесь классификационным признаком  выступает характер деятельности субъекта. По этому признаку в сфере государственных  финансов можно выделить такие звенья: государственный бюджет (ведущее, центральное  звено всей финансовой системы), внебюджетные фонды, государственный кредит.

Финансы предприятий являются важной составной частью финансовой системы Республики Беларусь. Они  обслуживают основное звено общественного  производства, где создаются материальные, нематериальные блага и формируется  основная часть финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий – важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что в структуре финансовых отношений финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, т.к. обслуживают основное звено общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство [1,c.75].

С учетом характера обслуживаемых  сфер общественного производства финансы  предприятий подразделяются на: финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы.

Финансы сферы материального  производства присущи все черты, характеризующие сущность финансов в целом. Их специфика состоит  в том, что они непосредственно  связаны с процессом формирования первичных доходов и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения. Они обслуживают процесс создания стоимости, являются условием бесперебойного кругооборота производственных фондов.

Финансы предприятий непроизводственной сферы – включают такие звенья, как финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуры и спорта, науки, жилищно-коммунального  хозяйства и бытового обслуживания, финансы страховых организаций, кредитных учреждений, финансы общественных объединений, финансы обороны страны [3, c.90].

Таким образом,  финансовая система – это сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

Вся финансовая система делится  на 4 основных сферы: государственные  финансы; финансы организаций; финансы  страхования; финансы домохозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
    1. Понятие и функции государственного бюджета

 

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный  бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений,  возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. [11, c.195]

Структура бюджета определяется государственным устройством. В  странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные  бюджеты. В государствах с федеральным  устройством существует еще промежуточное  звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия). В центральном  бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики. Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона. [12, c.93]

В основе построения бюджета  лежит ряд принципов. Важнейший из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать об его исполнении. [11, c.196]

Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику). [12, c.93]

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Великобритания, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного уровня. В России, например, различают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет (федеральный, республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяется от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства. Для аналитических и статистических целей рассматриваются консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или по соответствующим регионам, территориям. [11, c.197]

В бюджетную  систему Республики Беларусь как  самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно- территориальной единицы. Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики). [10, c.59]

Бюджетная система организуется на основании  следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств. Реальность бюджетов означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытий дефицита бюджета. Гласность бюджетов требует доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. [10, c.60]

2.2 Доходы и расходы государственного бюджета

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего  из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В доходах  бюджета находят выражение экономические  отношения, которые возникают между  плательщиками и государством. Проявляются  эти экономические отношения  при совершении платежей в виде налогов  и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. В доходах центрального бюджета налоги составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета. [12, c.94]

Информация о работе Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета