Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:47, курсовая работа
Актуальность проблем повышения эффективности работы кредитной системы Республики Беларусь, связана, прежде всего, со структурными особенностями экономики нашего государства. Поскольку основу экономического потенциала Беларуси составляет промышленный комплекс, перспективы их развития связаны с модернизацией и техническим перевооружением, а это требует существенных инвестиций, источником которых призвана выступить вся наша банковская система. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Кредит и его сущность……………………………………………………………..5
1.1.Причины возникновения и условия функционирования
кредитных отношений………………………………………………………………..5
1.2.Суть кредита………………………………………………………………….….11
1.3.Назначение кредита, и характеристика
его функций……………...…………………………………………………………..15
1.4.Понятие формы кредита, критерии классификации форм кредита………….19
2.Денежно-кредитная политика…………………………………………………….22
2.1.Сущность и инструменты денежно-кредитной политики……………………22
2.2.Основные направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь ……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………………..38
Список использованных источников……………………………………………....40
Денежный мультипликатор - это коэффициент самовозрастания денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу.
В случае, когда денежная масса в экономике состоит из наличности и депозитов, денежный мультипликатор определяется как отношение денежной массы к денежной базе (наличность и обязательные резервы).
В том случае, когда деньги существуют лишь на счетах коммерческих банков (в виде депозитов), денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов.
Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервирования уменьшают денежный мультипликатор, и наоборот.
Денежный мультипликатор позволяет рассчитать максимальное увеличение количества денег в экономике.
Таким образом, предложение денег зависит от денежной базы и денежного мультипликатора. Центральный банк может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу, изменение которой оказывает мультипликационный эффект на предложение денег.
В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:
● гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
● независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Однако денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся:
●циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;
● изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя изменения предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег весьма вероятно упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки (рис. 2.1). Но когда процентная ставка понизилась, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика дорогих денег, скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег;
● влияние на инвестиции. Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции (рис. 2.1, 2.2, 2.3). Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что изменения денежного предложения не вызовут больших изменений инвестиций и ВНП. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции (рис. 2.2). Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместится вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко. И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым сведя на нет политику дешевых денег.
r Ms
r*
Общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо и наоборот. Предложение денег - некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика (т.е. изменение предложения денег) способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной (рис. 2.1).
r
r*
Рис.2.2. Спрос на инвестиции
Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При r* предприятиям выгодно инвестировать I* (рис. 2.2). Изменение процентной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент общих расходов, чем на изменение расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.
На рис. 2.3. представлена простая доходно-расходная модель частной закрытой экономики для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*.
S,I
I*
Рис.2.3. Равновесный ВВП
2.2. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
В 2013 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.
Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).
Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год приведены в Приложении В.
Целью денежно-кредитной политики в 2013 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 - 0,7 млрд.
долларов США.
В сфере развития банковского сектора, финансового рынка и платежной системы Национальный Банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.
Банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков.
Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Требования банков к экономике возрастут на 17 - 20 процентов.
В 2013 году Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка.
В 2013 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.
В 2013 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств - участников Содружества Независимых Государств;
- работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
- взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Центральное место в данном исследовании занимает кредит как экономическая категория. В качестве определения этого термина можно предложить следующее: кредит -- это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Из этого определения видно, что обособление кредитных отношений в отдельный вид происходит на основе особенностей субъектов и объекта этих отношений. Участниками любой кредитной сделки, то есть субъектами кредитных отношений, являются кредитор и заемщик.
Объективная необходимость кредита для обеспечения непрерывности производства кредитополучателя и сохранение кредитором прав собственности на ссужаемые средства предопределяют экономическую зависимость заемщика от кредитора. На современном этапе развития экономики эта зависимость носит устойчивый, постоянный характер и требует безусловного исполнения заемщиком своих обязательств по возвращению ссуды и уплате процента. В противном случае он станет нежелательным партнером для кредитора, и будет испытывать значительные трудности в получении ссуды.
Кредит как экономическая категория характеризуется его функциями, законами, а также вытекающей из них ролью в экономике. Следует отметить, что в теории кредита нет единства взглядов на количество и содержание ни функций кредита, ни его законов. Определение количества функций и законов кредита, их трактовка зависят от методологических подходов к их анализу. К основным функциям кредита относят перераспределительную и функцию замещения наличных денег кредитными операциями, среди законов - закон возвратности кредита.
Что касается роли кредита в рыночной экономике, то ее трудно переоценить, поскольку кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками.