Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую сущность несовершенной конкуренции, выявить особенности несовершенной конкуренции в экономике, рассмотреть несовершенную конкуренцию на примере российской практики.
Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
По мнению журнала
"Эксперт", в нашей стране
крупный бизнес по-прежнему обе
Рост рентабельности отраслей промышленности за 2008 год | |
Отрасль |
Рентабельность в % |
Нефтегазовая промышленность |
18,5 |
Промышленность драгоценных ме-таллов и алмазов |
15,5 |
Табачная промышленность |
15,5 |
Пищевая промышленность |
9 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
7 |
Черная металлургия |
6 |
Машиностроение |
5,5 |
Электроэнергетика |
5,5 |
Химическая промышленность |
5 |
Цвет. Мет. |
3 |
Угольная промышленность |
-3 |
Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как например в производстве строительных материалов 400 тыс. руб. в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба . Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком.
Основные олигополистические рынки.
Черная металлургия. Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2009 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т . Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.
Нефтяная промышленность. В данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке ( после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть" , "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2008 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала). Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке в 2008 - 2009.
Автомобильная промышленность. Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия, как правило, являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно не варируется. Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2008 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2009 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2008 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2008 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2007 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.
Цветная металлургия. Цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и т.д.). В отечественной алюминиевой отрасли сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями - "Русским Алюминием" и "Сибирско - Уральским Алюминием". АО "РусАЛ" входит в тройку круп-нейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской Alcoa и канадской Alcan. На его долю приходится более 80 % российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг " СУАЛ" производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олигополистическим лидером является РАО "Норильский никель" - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля.
Рынок операторов сотовой связи. Одним из примеров ценовых олигополистических войн в период 2000 - 2009 гг. является динамично развивающийся рынок операторов сотовой связи. По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 2000г. стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. В настоящий момент с середины 2004 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Для достижения предела насыщения потребуется ещё несколько лет. Вероятно только после этого " маркетинговая" война операторов перейдет из сферы количества в сферу качества. Хотя уже сегодня некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области в сферу дополнительных услуг и сервиса.
Особенности Российского рынка несовершенной конкуренции.
Рассмотрев некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, преобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства(черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.
Заключение
В своей работе я рассмотрела несовершенную конкуренцию, ее экономическую сущность и особенности, а также рассмотрела несовершенную конкуренцию в российской практике на примере олигополий.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, т.е. участники рынка обладают рыночной властью. Несовершенно конкурентные рынки – рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену.
Несовершенная конкуренция определяется:
В
третьей части я рассмотрела
несовершенную конкуренцию в
российской практике на
Список литературы
1. Баумоль, У. // Вопросы экономики. - 2001. - № 2.-С.73-107
2. Беглецкий, Д.И. // Вестник Московского университета. - серия 6. - 2009. - № 6. - С.77-84
3. Борисова, Н. Ю. // Финансовый бизнес. - 2003. - № 2.-С.57-60
4. Байе, М. Р. // Управленческая экономика и стратегия бизнеса: учебное пособие. - 1999. - С.743
5. Волчкова, НА. // Экономика и мат. методы. - 2000. - T.36.-№ 3.-С.22-30
6.. Гавялис, В.П. // Финансы и кредит. - 2007. - № 36. - С.58-64
7. Газизуллин, Н.Ф., Нуруллина, А.Х. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2010. - № 2 -
С. 532-534
8. Голиченко, О.Г. // Экономика. - 1997. - С.95
9. Грегори, М. // Принципы микроэкономики. - 4-е изд. - 2007. - С. 592
10. Грязнова, А.Г., Юданов, А.Ю. // Микроэкономика. Теория и российская практика: учебное пособие. - 4-е изд., исправл. и доп. - 2004. - С. 592
11. Долгова, И.В., Швейко. Н.В. // Финансы и кредит. - 2001 - N 3.-С .44-59
12. Егоренков, Н., Казакова, Е., Стародубцева, М. // Вопросы экономики. - 2005. - №8.- С.41-47
13. Зубаков, М. // Социально экономические проблемы становления и развития рыночной экономики: Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. - 2006. - №0. - С. 72-73
14. Кругман, П.Р. // Международная экономика. Теория и политика: учебник. - 1997. - С.799
15. Кулешова, А.Б. // Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пособие. - 2004. - С.256
16. Лавровский, Б.Л. // Эко. - 2010 - № 3. - С.149-154
17. Мальгин, В.А., Сафиуллин, М.Р., Андреев, С.И. // Конкуренция. Экономическая теория: Учеб. пособие. - 2000. - С.96-109
18. Малясов В.А. // Теоретико-методологические основы исследования экономического поведения фирмы на рынках несовершенной конкуренции. - 2001.- С.21
19. Нуриев, Р.М. // Курс микроэкономики: учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2007. - С.576
20. Прикладная экономика : [Учеб. пособие] : Пер. с англ. / Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых - Junior Achievement Russia». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Артель-сервис, 2003. - С.272
21. Прокопов, Б.И. // Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики. Проблемы современной экономики. - №1. -2009. –С.81-88
22. Протас, В.Ф. // Микроэкономика: структурно-логические схемы: учеб. пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, 1996. - С.168