Тарифные и нетарифные ограничения торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Инструменты государственного регулирования международной торговли :
тарифные — система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Вложенные файлы: 1 файл

по экономике.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономическая теория».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарифные и нетарифные ограничения торговли

Инструменты государственного регулирования международной  торговли : 

тарифные — система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы. 

нетарифные — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.  

Часто к ним  также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости  ограничить импорт либо форсировать  экспорт.

Исследование  роли тарифных и нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества тарифных и нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Тарифные и не тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами  внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи  с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных  условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная торговля

 

 

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.                   

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и между ними.

Создание крупной промышленности позволило сделать качественный скачок в развитии производительных сил в международной торговле. Это привело к увеличению масштабов производства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торговых связей между странами, а вместе с тем усилило необходимость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами: 

во-первых, образованием мирового рынка как одной из исторических предпосылок капиталистического способа производства;

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внугреннем рынке, вывозится за границу;

в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития  экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран. 

Особенность развития международной торговли после Второй мировой войны заключается в ее динамичном развитии. Этому способствовала прежде всего научно-техническая революция, которая стимулировала обновление и расширение основного капитала, что было вызвано как созданием новых отраслей, так и коренной технической реконструкцией старых производств.

Важным фактором высоких  темпов экономического развития в послевоенный период было государственное регулирование  экономики с целью интенсификации процессов накопления капитала и  предотвращения экономических кризисов.

Кроме того, экономическому росту в значительной степени  способствовала возросшая мощь промышленных предприятий, которые в рамках своих  производственных комплексов, Составляющих подчас целые отрасли национального, а иногда и международного производства, вводили элементы планирования и прогнозирования.

Значительную роль в  экономическом росте послевоенного  периода играла и борьба трудящихся стран Запада за улучшение своего материального положения, что заставляло промышленные компании идти по пути технического прогресса.

Непосредственными причинами  роста мировой торговли являются важные сдвиги в производстве в условиях научно-технической революции, которые  потребовали специализации и  кооперирования в международном  масштабе. Данные процессы послужили главным фактором быстрого роста товарообмена между странами, причем этот рост происходил главным образом за счет продукции обрабатывающей промышленности.

На интенсивность товарообмена между государствами оказал влияние возросший экспорт капитала и усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных в разных странах.

Росту темпов международного товарообмена способствовала также  интеграция, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли.

Кроме того, в структуре  международной торговли произошли изменения под воздействием научно-технической революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.

Изменения в структуре  товарного экспорта характеризуются  тем, что если до Второй мировой войны  международная торговля была преимущественно сырьевой, то в 90-е гг. неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых в настоящее время составляет более 2/3 мирового товарооборота.

Появляются новые отрасли  и виды производств, что усиливает зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа и др. Например, доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей США составляет по кобальту 85%, марганцу — 100, бокситам — 96, никелю — 75%. Подобное положение наблюдается также в Западной Европе и Японии.

Важным фактором развития международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики является вывоз капитала, который симулирует рост внешней торговли. Вывоз капитала в предпринимательской форме влечет за собой вывоз товаров, так как он связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом.

Ранее инвестиции иностранного капитала направлялись преимущественно  в экономически отсталые страны, главным  образом в экспортные отрасли  экономики. После Второй мировой войны направление экспорта капитала изменилось — теперь он вывозится преимущественно из одних промышленно развитых стран в другие, что ведет к усилению интернационализации производства и капитала.

В результате возникли два  вида международных компаний, имеющих  предприятия в разных странах, а именно: транснациональные корпорации (ТНК) и международные корпорации (МНК). Первые представляют собой компании, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности, а вторые — интернациональные и по капиталу и по сфере деятельности.

Международные компании, и  прежде всего ТНК, оказывают огромное влияние на внешнюю торговлю: на долю их внутрикорпорационного оборота приходится почти 1/3 всего мирового экспорта. Так, известная американская компания ИБМ создала альянсы более чем с 40 партнерами. Японская компьютерная фирма «Фудзису» создала альянс с "Тексас инструментс", «Сименс» и «Хитачи».

Под воздействием этих факторов международный  товарный обмен достиг небывалого размаха. Например, если в 1970 г. мировой объем экспорта составлял 315,1 млрд долл., то в 1992 г. — 3662,4 млрд долл., т.е. увеличился в 11,6 раза, соответственно и объем импорта возрос с 328,3 млрд долл. до 3796,8 млрд долл., т.е. тоже в 11,6 раза

 

Необходимо отметить, что изменилась географическая структура международной торговли, которая определяется особенностями развития отдельных стран и их ролью на мировом рынке. Об этом свидетельствуют следующие данные (см. табл. 4.1). Из таблицы видно, что доля промышленно развитых стран в мировом хозяйстве составляет 71—72%, примерно такая же их доля и в импорте. Свыше 20% международной торговли приходится на развивающиеся страны. Но в каждой из этих групп происходят существенные изменения.

Таблица 4.1

Распределение мирового экспорта и импорта по странам, % 

 

Страны 

Экспорт

Импорт

1970 г.

1985 г.

1992 г.

1970 г.

1985 г.

1992 г.

Развитые страны

70,9

66,2

72,4

71,6

68,9

71,4

Развивающиеся страны

18,4

23,7

22,7

17,9

20,5

23,8

Страны Восточной Европы

9,8

8,7

2,4

9,7

8,3

2,6

Социалистические страны Азии

0,9

1,6

2,5

0,9

2,3

2,3


Источник: Фомичев  В.И. Указ соч. — С. 59. 

 

К крупнейшим мировым экспортерам  относятся Германия, Япония, США, Франция, Великобритания, Италия. Среди развивающихся стран нужно выделить так называемые «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), а именно: Сянган (Гонконг), Южную Корею, Сингапур и Тайвань, совокупный экспорт которых превышает экспорт Франции, а также Китай, на Ближнем Востоке — Саудовскую Аравию, в Латинской Америке — Бразилию и Мексику. Примерно такое же положение эти страны занимают и в мировом импорте. Крупнейшим же мировым импортером являются США.

Количественными показателями, характеризующими значимость экспорта для экономики страны, являются экспортная и импортная квоты, которые рассчитываются как отношение стоимости экспорта и импорта к стоимости ВВП за соответствующий период в процентах (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2

Экспортная и импортная  квоты по странам (1994 г.), % 

 

Страны

Экспортная квота

Импортная квота

Австралия

18,9

20,1

Бельгия

71,2

66,0

Бразилия

8,6

7,4

Венгрия

25,9

35,3

Германия

33,1

30,3

Канада

33,2

32,5

Малайзия

89,8

91,4

Республика Корея

30,1

30,9

Россия

23,6

17,0

Словакия

72,3

66,2

США

10,7

12,1

Франция

21,3

19,4

Чехия

52,3

52,5

Эстония

56,1

72,2

ЮАР

23,7

21,8

Япония

9,5

7,3

Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения торговли