Теоретические аспекты исследования уровня жизни и бедности населения регионов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 19:53, реферат

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема бедности в России в настоящее время затронула значительную часть населения.
Цель данной курсовой работы - попытаться отразить картину бедности в регионе Российской Федерации, в частности на примере Челябинской области с точки зрения экономики, и при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.аспект общес-ва.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

По территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали.

Область располагает богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные достопримечательности.

Подтверждение долгосрочного рейтинга в течение последних лет отражает устойчивое социально-экономическое развитие области, твердую бюджетную политику, а также хорошую кредитную историю.

В области разработана система взаимосвязанных нормативных правовых актов, направленная на государственную поддержку и предоставление гарантий инвесторам.

В Челябинской области большое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства, способного наиболее быстро и эффективно решать проблемы демонополизации, формирования и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, создания новых рабочих мест.

Челябинская область образована 17 января 1934 года, в современных границах существует с 6 февраля 1943 года.

В состав области входят 314 муниципальных образований, в т.ч. 16 городских округов, 27 муниципальных районов, 27 городских поселений и 244 сельских поселения. Кроме того, города Челябинск и Магнитогорск включают в свой состав 10 городских районов.

Численность населения Челябинской области на 01.01.2012 г. - 3479,6 тыс. человек. В городах области проживает 2856,6 тыс. человек, что составляет 82,0% от общей численности населения, в сельской местности - 623,0 тыс. человек.

Административный центр - город Челябинск, с населением 1143,2 тыс. человек, расположен на расстоянии 1919 км от Москвы.

Численность населения Челябинской области на 01.01.2010 г составляет 3508,4 тыс. человек, занимает 3 место из 8 регионов Урала и 9 место в РФ. Область наиболее плотно населенная на Урале (занимает 1 место из 8 регионов Урала – плотность населения 39,6 чел/км2). В городах области проживает 2851,8 тыс. человек, что составляет 81,3% от общей численности населения.

В 2009 году в Челябинской области на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения приходилось чуть более двух процентов денежных доходов, а на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения – 29,4 процента (в 2008г. – 2,0% и 29,6% соответственно). При этом среднедушевой доход в первой группе (с наименьшими доходами) составил 3 тысячи 104 рубля, в десятой группе (с наивысшими доходами) – 43 912 рублей.

Ниже величины прожиточного минимума в 2009 году проживало 391,4 тысяч южноуральцев или 11,2 процента от общей численности населения (в 2008 г.  – 10,7%)

Крупные города: Магнитогорск - 409,3 тыс. человек, Златоуст - 175,8 тыс. человек, Миасс - 166,1 тыс. человек, Копейск - 140,5 тыс. человек (рисунок 2).

Административно – территориальный состав Челябинской области

Челябинская область характеризуется отрицательным естественным приростом населения -5,6, коэффициент рождаемости в составляет 10,7, коэффициент смертности – 16,3. В этнической структуре населения абсолютно и относительно доминируют русские (82,3%), доля которых даже выросла с 1989-2002 гг. благодаря стрессовой миграции русскоязычного населения Казахстана и Средней Азии. Второе место среди этнических групп занимают татары (5,7%).

2.2 Динамика уровня экономической  бедности населения Челябинской  области

Согласно определенному в третьем квартале 2012 года среднему месячному прожиточному минимуму в 6084 рубля, 11,3% или более 390 тысяч жителей Челябинской области живут за чертой бедности.

В целом по России уровень малоимущих граждан составляет 12,8%, или свыше 24 миллионов человек. Как сообщил начальник управления социального обслуживания Министерства социальных отношений Челябинской области Александр Гусев, за год количество бедных в регионе выросло почти на 0,9%. Для трудоспособных южноуральцев минимальный месячный прожиточный минимум определен в 6608 рублей, для детей – в 5958 рублей, для пенсионеров – в 4689 рублей.

Таблица 1 Динамика величины прожиточного минимума для пенсионеров регионов Уральского Федерального округа с общероссийскими показателями за период 2008-2012гг.

 

Показатели

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

3508

4044

4395

5122

4963

Свердловская область

3068

3957

4543

4666

5187

Челябинская область

2928

3410

4234

4640

4689


Величина прожиточного минимума жителя Челябинской области в 2012 года выросла на 1,1% или 49 рублей. Соответствующее постановление подписал губернатор области Михаил Юревич.

Поддержание жизненных сил пенсионеров в 2011 обходится в 4640 рублей (на 406 рубль больше, чем в предыдущем году, на 26 рублей меньше, чем в Свердловской области и на 482 рубля меньше чем в общем по России (рисунок 2).

Законодательное собрание области определило для пожилых южноуральцев величину прожиточного минимума на 2013 год в размере 5534 рубля. Те пенсионеры, чей доход не дотягивает до установленного уровня, будут получать социальные доплаты из федерального бюджета до указанной суммы.

Величина прожиточного минимума Челябинской области  за период 2008-2012гг.

Как видно из рисунка 2 величина прожиточного минимума имеет положительную тенденцию во всех рассматриваемых регионах Российской Федерации, но Челябинская область только в 2009 году имеет явный подъем показателей прожиточного минимума в 482 рубля, по сравнению со Свердловской областью, которая имеет подъемы и в 2009, и в 2010, и в 2012 году.

Для того что бы проанализировать уровень бедности населения Челябинской области необходимо рассчитать важнейшие характеристики степени распространения бедности населения, к которым относятся коэффициент Джини, рассчитывающийся по формуле (6).

Для расчета коэффициента Джини по Челябинской области за 2012 год используются данные из таблицы 2.

Таблица 2 Исходные данные  для расчета показателя коэффициента Джини за 2012 год

Показатели

( Доля населения с доходами  ниже прожиточного минимума)

 

(Доля дохода населения с доходами  ниже прожиточного минимума)

 

Челябинская область

11%

11,3%

104,1%

107,7%

Свердловская область

8,6%

10,5%

114,6%

113,9%

Российская Федерация

11%

12,7%

128,8%

103,98%


Рассчитаем коэффициент Джини для Челябинской область за 2012 год и по аналогии для Свердловской область и России в целом за период с 2008-2012 гг. (таблица 3).  

или (0,398)

Таблица 3 Показатели коэффициента Джини для Челябинской области за период с 2008-2012гг в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

0,402

0,400

0,401

0,395

0,398

Свердловская область

0,420

0,410

0,390

0,420

0,395

Российская Федерация

0,421

0,422

0,420

0,425

0,422


Коэффициент Джини изменяется в интервале от 0 до 1. В случае полного равенства в распределении доходов коэффициент равен 0, а при полном неравенстве равен  1. По данным 2012 года индекс Джини в Челябинской области был равен 39,8% , что на 0,03% выше, чем в 2011 г. Таким образом, выявляется низкая степень расслоения общества. Среди рассматриваемых регионов самый низкий коэффициент Джини в свердловской области  – 39,5%. По Российской Федерации он составляет 42,3%.

Значение индекса Джини интерпретируется следующим образом: если показатель равен 0,400, это означает, что разница между двумя случайно выбранными доходами составляет 80% от среднего дохода.

Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. 

На основе данных о доходах бедного населения (таблица 4) рассчитывается показатель дефицита дохода по формуле (1)на примере Челябинской область за 2012 год, равный суммарному доходу населения, недостающему до величины прожиточного минимума.

Таблица 4 Исходные данные для расчета дефицита дохода за 2012 год для рассматриваемых регионов

Показатели

среднедушевые доходы минимальные

S Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (млн. чел.)

среднедушевые доходы фактические

Челябинская область

17015,7

0,39

17952,4

Свердловская область

21268,98

0,45

22179,2

Российская Федерация

22764,64

15,6

22810,7


Рассчитаем дефицит дохода для Челябинской область за 2012 год и по аналогии для Свердловской область и России в целом за период с 2008-2012 гг. (таблица 5).

Показатели дефицита низких доходов относятся к числу важнейших характеристик степени распространения бедности.

тыс. руб.

Таблица 5 Показатели дефицита дохода для Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (тыс. руб.)

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Челябинская область

326,7

354,8

375,0

424,1

365,3

Свердловская область

293,9

312,9

363,6

411,4

409,6

Российская Федерация

718,5

799,4

835,3

913,6

718,5


Дефицит денежного дохода малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения денежных доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения составлял в 2012 г.: в России — 718,5тыс. руб.; Свердловской области — 409,6 тыс. руб.; Челябинской области — 365,3 тыс. руб. Что на 44,3 тыс. руб. меньше чем в Свердловской области и на -353,2 чем по России в целом (рисунок 4).

Рисунок 4 Динамика изменения дефицита денежного дохода населения Челябинской области за период 2008-2012 гг.

Улучшение макроэкономической ситуации в регионе и создание дополнительных рабочих мест, повышая доходы населения, уменьшает, прежде всего, численность «почти бедных», т. е. людей с доходами, незначительно превышающими черту бедности. Если же быстрее всего сокращается индекс дефицита бедности, это означает, что руководство Челябинской области оказывает адресную помощь путем трансфертов и тем самым стремится сократить наиболее бедную группу населения. Ускоренное сокращение показателя дефицита бедности говорит о том, что в поле зрения руководства Челябинской области находятся все группы бедных.

На основании данных о фактических душевых доходах бедного населения и минимального душевого дохода рассчитываются показатели:

 Индекс глубины бедности (Р1) оп формуле 2.

start="2"

 Индекс остроты бедности (Р2) по формуле 3.

Индекс остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности придает больший удельный вес домашним хозяйствам с более значительным дефицитом доходов.

Для расчета этих показателей по Челябинской области за 2012 год, рассмотрим таблицу 6.

Таблица 6 Исходные данные для расчета индекса глубины бедности и индекса остроты бедности за 2012 год для рассматриваемых регионов

Показатели

среднедушевые доходы минимальные

H общее количество домохозяйств в данном регионе

среднедушевые доходы фактические

Челябинская область

17015,7

2,6

17952,4

Свердловская область

21268,98

2,5

22179,2

Российская Федерация

22764,64

2,7

22810,7

Информация о работе Теоретические аспекты исследования уровня жизни и бедности населения регионов Российской Федерации