Теории и основные черты мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения порождают многообразие форм и направлений мировой торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ…...………….……5
1.1. Понятие и основные черты мировой торговли…………………...….……..5
1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли……….…………………...6
1.3. Структура и основные товаропотоки мировой торговли.………………..10
1.4. Виды мировой торговли……………………………………………………13
2.ТЕОРИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………...16
2.1.Классическая теория международной торговли…………………………...16
2.2.Теория Хекшера – Олина………………………………………………...….19
2.3. Парадокс Леонтьева…………………………………………………….…...20
2.4. Альтернативные теории……...………………………………………….….22
2.5. Теорема Рыбчинского……………………………………………………....29
2.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера…………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя после правки Бердник.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное Государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени  П.А. СТОЛЫПИНА»

филиал в г. Тольятти

 

Кафедра _____________________________________________

 

 

курсовая РАБОТА

 

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему: «Теории и основные черты мировой торговли»

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

Группа ГВ-10

заочной формы обучения

специальности 080504.65

Семибратова  Валентина  Евгеньевна

 

 

Проверил:

 

_______________________

 

 

 

 

Тольятти 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..….…...…………3

 

1. Теоретические основы мировой торговли…...………….……5

1.1. Понятие и основные черты мировой торговли…………………...….……..5

1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли……….…………………...6

1.3. Структура и основные товаропотоки мировой торговли.………………..10

1.4. Виды мировой торговли……………………………………………………13

 

2.ТЕОРИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………...16

2.1.Классическая теория международной торговли…………………………...16

2.2.Теория Хекшера – Олина………………………………………………...….19

2.3. Парадокс Леонтьева…………………………………………………….…...20

2.4. Альтернативные теории……...………………………………………….….22

2.5. Теорема Рыбчинского……………………………………………………....29

2.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера…………..30

 

 

Заключение……………………………………………………..………........33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………...……………….…….……....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешняя торговля  является  важной  и  исторически  самой  первой  формой международных  экономических  отношений.  Она   представляет   собой обмен  товарами между государственно- оформленными национальными хозяйствами.

  В современных  условиях в международной торговле  участвуют  все  субъекты  мирового хозяйства. В  ее  основе  лежит  международное   разделение  труда. Развитие международной  специализации производства  и  углубление  названного разделения  порождают многообразие   форм   и   направлений   мировой   торговли.   Глубокое воздействие на  нее оказывает научно-техническая революция,   ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и  сдвиги  в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.  Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной  торговле связаны  с  уровнем  развития  в  них  товарного  производства  и  товарного обращения.  Известно,  что   зачатки   товарного   производства,   товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Развитие товарного производства  и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению мировой торговли как особой сферы товарного обращения — между национальными хозяйствами. С развитием рыночной экономики необходимость  внешнего  рынка  возрастает. Формирование  крупной  машинной  индустрии  в  качестве   основы   массового производства,  углубление  разделения  труда  и  специализации,   увеличение оптимальных   размеров   предприятий   требуют   более   активного   участия национальных хозяйств в международной торговле по линии как экспорта, так  и импорта.  Реализация  товаров  за  границей  позволяет  частично   разрешать присущее   рыночной   экономике   противоречия   между    производством    и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными  с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей,  что находит выражение  в  острой  конкуренции,  характерной  для  мировой торговли. Вместе с тем участие в ней  ведет  к  интенсификации  воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается  специализация,  создается  возможность  организации   массового производства,   повышается   степень   загрузки   оборудования,   возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий.   Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена,  возрастание роли экспорта и импорта в национальных  экономиках  способствуют  синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве.  Взаимосвязь  и  взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько,  что  нарушения  в функционировании экономики какого-либо  крупного  участника  мирового  рынка неизбежно   влекут   за    собой    международные    последствия,    включая распространение кризисных явлений на другие страны.   Актуальность выбранной темы обусловлена и постоянно возрастающим значением, которое приобретает в современном мире торговля, а также расширяющимися процессами интеграции и глобализации, активное участие в которых в последнее время принимает и Россия.

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать мировую торговлю, изучить её основные черты, рассмотреть существующие теории мировой торговли.

 Для достижения  поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность мировой торговли;

- изучить теоретические основы международной торговли;

- рассмотреть и проанализировать существующие теории мировой торговли.

Объект рассмотрения – международный рынок. Предмет рассмотрения – мировая торговля.

1.Теоретические  основы мировой торговли

1.1. Понятие и основные  черты мировой торговли.

 

Мировая торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации мировой торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Мировой торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако это понятие употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона.

Мировая торговля обладает рядом специфических черт, которые отличают её от внутринациональной. Эти специфические черты выделяют мировую торговлю в предмет специального исследования. К специфическим чертам международной торговли обычно относят:

1. Разные валюты. Каждая страна использует различную валюту. Но речь идет не только о существовании отдельных национальных валют, но и о возможном изменении их ценового соотношения. 
        2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство активно вмешивается и подвергает жесткому контролю отношения мировой торговли и связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения. Эти вмешательства и контроль заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли. Правительство каждой суверенной страны своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает свою собственную систему пошлин и ограничений на импорт, экспортных субсидий, свое собственное налоговое законодательство. Использование вышеназванного инструментария вмешательства и контроля противозаконно внутри какой-либо страны. 
        3. Различия в перемещении факторов производства между странами. Капитал перемещается внутри страны более свободно, чем между странами, что обусловлено наличием институциональных барьеров, различиями в налоговых законодательствах, в других мерах государственного регулирования экономики и бизнеса. Предположение некоторой способности факторов производства к перемещению между странами позволяет сделать следующий вывод. Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

1.2. Основные этапы  в развитии мировой торговли.

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает зна-

чительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно  более развитых стран (Англии, Голландии  и других) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

В XX в. мировая торговля пережила ряд  глубоких кризисов. Первый из них был  связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного  периода явилось заметное ускорение  темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века, когда  международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2%. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%. Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., 
в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн и в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов.1

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7% рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.)2. После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост мировой торговли оказали влияние ряд факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  2. научно- техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной

 торговли;

  1. получение политической независимости бывших колониальных стран.

Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

По имеющимся прогнозам, после сокращения объема мировой торговли на 14,4% в 2009 году, в 2011 году он увеличится на 4,5 %, в последующем высокие темпы мировой торговли сохранятся и в дальнейшем.

Со  второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней  торговли. Это повлияло на соотношение  сил между странами на мировом  рынке. Доминирующее положение США  было поколеблено. В свою очередь, экспорт  Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Пока  развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий  готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования.

1.3.Структура и основные  товаропотоки мировой торговли.

 

Рассматривая структуру мировой  торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие  годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием.3

Товарная  структура мировой торговли изменяется под воздействием научно- технической революции, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной  торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

В мировой торговле продовольствием  отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени  это связано с расширением  производства продовольствия в промышленно  развитых странах.

Важная  тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время, торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.

Экспорт - это продажа товара в другой стране, отличающаяся от его реализации на собственном внутреннем рынке условиями сбыта традициями и обычаями, языком.4

Для географического распределения  мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, к концу 90-х гг. на них отводилось около 70% мирового экспорта.

В отличие от большинства развивающихся стран, «новые индустриальные страны» в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте к концу 90-х годов составляла 10,5%. Набирающая экономические обороты в последнее десятилетие КНР достигла 4,9% (было менее 1%). США в мировом экспорте занимают 10,3%, Западная Европа - 43%; Япония - 9,5%.

Характеризуя  основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует подчеркнуть тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США - Западная Европа - Япония.

Информация о работе Теории и основные черты мировой торговли