Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:42, реферат
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”. Итак, рассмотрим подробнее эти важные экономические явления.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Конкуренция и ее сущность…………………………………………………………………………..4
Виды и методы конкурентной борьбы……………………………………………………5
Роль конкуренции в экономике………………………………………………………………6
Понятие и сущность монополизма……………………………………………………………....7
Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции……...7
Последствия монополизма……………………………………………………………………..9
Антимонопольное регулирование……………………………………………………………...10
Опыт развитых стран в борьбе с монополизмом…………………………………10
Становление антимонопольного регулирования в России……………......11
ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) и ее функции…………….12
Заключение…………………………………………………………………………………..………………13
Список использованной литературы……….……………………………………..…………..14
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУВПО
«Московский государственный
Кафедра: «Маркетинг, учет и финансы»
Реферат
По экономической теории
на тему:
«Теория конкуренции и монополий»
Выполнила:
Гольдман Мария
группа 12-Э-2
Принял:
профессор Булатов А.Е.
Москва 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
В ХХ веке одной
из важнейших проблем
Конкуренции
в конце прошлого столетия нанесен
значительный удар со стороны монополий.
Стремительная монополизация
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”. Итак, рассмотрим подробнее эти важные экономические явления.
Конкуренция (в переводе с латинского означает "сталкиваться") – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг. Она представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
Сущность конкуренции проявляется, прежде всего, в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:
- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);
- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
- ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;
- стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Она служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.
По методам:
- неценовая конкуренция – использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества.
- ценовая конкуренция – продажа товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей.
По сферам:
- внутриотраслевая конкуренция – соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
- функциональная конкуренция – конкуренция между производителями определенного товара.
- межотраслевая конкуренция – конкуренция производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности
По наличиям ограничений:
- несовершенная
конкуренция – рыночная
- совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Свободная
конкуренция имеет ряд
1)Она означает, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
2)Никем и ничем неограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на всем рынке.
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые;
2. неценовые;
1.Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли. Такой метод конкурентной борьбы имел широкое распространение в прошлом в странах Запада (ХIX – первая половина XX ст.).
2.Большое значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости от изменения рыночной ситуации. Так, в японских фирмах стало правилом обучать рабочих сразу нескольким специальностям. При потребности перепрофилирования производства, таким образом, не требуется смена кадров и экономится время самого перепрофилирования. Такой приём особенно характерен для поведения малых фирм, что и объясняет их высокую живучесть и гибкость.
Достичь
временных преимуществ над
Негативные проявления конкуренции:
Монополия - исключительное право на что-либо. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Барьеры для входа на монопольный рынок:
А) Большой объем выпуска продукции и значительная ниша на рынке;
Б) Низкие издержки производства как результат комплексной автоматизации, наукоемкости, высокой производительности труда;
В) Права, патенты, протекции государства и другие условия, ограничивающие вход на рынок для менее крупных, начинающих фирм.
Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
2.1 Основные
типы рыночных структур
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
1. совершенная (чистая) конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия
1. Чистая конкуренция — идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки чистой конкуренции:
- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей