Теория ограниченной рациональности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет представлен научный оборот Герберта Саймона об ограниченной рациональности.
Целью данной работы является подробное изучение, актуальность, практическое применение теории ограниченной рациональности Герберта Саймона представленная им в конце 40 – х годов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………......... 2
1. Теория ограниченной рациональности - как основа поведения экономических агентов………………………………………………………. 3
1.1 Сущность концепций ограниченной рациональности в институциональной экономике………………………………………........... 3
1.2 Роль рутин, правил и институтов в экономике…………………....... 7
2. Практическое применение теории ограниченной рациональности. 13
2.1 Применение теории для потребителей……………………………... 13
2.2 Применение теории для фирмы…………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 58.35 Кб (Скачать файл)

 Таблица 2 – Функции институтов, регулирующих поведение потребителя

Функция

Описание

Информационная

Снижение  неопределенности, сопровождающей принятие потребительских решений. Повышение  эффективности обратной связи с  производителями благ.

Поведенческая

Формирование  определенных схем поведения потребителя

Продолжение таблицы 2

Функция

Описание

Координационная

Согласование  индивидуальных и общественных интересов  с минимальными трансакционными издержками.

Стимулирующая

Создание  стимулов для отбора наиболее эффективных  форм поведения потребителя путем  снижения уровня сопровождающих его  трансакционных издержек.

Воспроизводственная

Наличие потенциала самоподдержания и воспроизводства.

Санирующая

Блокирование  тех форм поведения потребителя,  которые выходят за рамки установленных  институтами норм и правил, путем  повышения сопровождающих их трансакционных издержек.

Социальная 

Ориентация  поведения потребителя на ценностные ориентиры, зафиксированные в неформальных нормах институциональной среды.

Стабилизирующая

 

Обеспечение устойчивости и воспроизводства рациональных схем поведения потребителя. 


Источник : Маркова В. Д. Стратегический менеджмент

Институциональная среда рынка  определяет систему экономических  стимулов и ограничений, выступающих  в качестве механизма, обеспечивающего  селекцию форм поведения потребителя  с точки зрения их рациональности. Эффективная институциональная  среда ограничивает нерациональные формы поведения потребителя  путем повышения уровня сопровождающих его трансакционных издержек. 

Устоявшиеся схемы поведения потребителя  позволят производителям благ более  эффективно использовать информацию,  поступающую по каналам обратной связи. Поведение потребителя в  условиях четко определенных институциональных  рамок и стимулов снижает неопределенность и способствует предсказуемости  результата данного процесса.

http://rep.bntu.by/bitstream/data/698/3/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf

2.2  Применение  теории для фирмы.

В последнее время в  поле зрения ученых, специализирующихся в области экономической теории, оказалось предприятие в качестве важной части экономической системы.

В теории экономики существует несколько подходов в объяснении природы и причин возникновения  предприятия. Исторически первой сложившейся  моделью предприятия является неоклассическая, в рамках которой предприятие определяется в качестве способа рационального распределения и объединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Предприятию своевременно и должным образом необходимо реагировать на изменение рыночной ситуации. Следует при этом всегда стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами, увеличивая первые и уменьшая последние.

Максимизация - выбор лучшего  варианта из всех имеющихся альтернатив. В рамках этой предпосылки фирмы  представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается  как данное, а оптимизация является повсеместной.

Предположение о максимизации прибыли часто используется в  микроэкономике, так как оно позволяет  достаточно точно прогнозировать поведение  фирм, избегая ненужных аналитических  усложнений. Но максимизируют ли фирмы  прибыль на самом деле? Этот вопрос не решен.

Существует положение, согласно которому главной целью деятельности фирм является максимизация прибыли. Эта  цель достигается через определения  и реализацию набора целевых установок  как тактического, так и стратегического  порядка. Ими являются:

· увеличение объема продаж;

· достижение более высоких  темпов роста;

· увеличение доли рынка;

· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

· увеличение дохода на акцию  компании (если это акционерная компания);

· увеличение рыночной стоимости  акций (если это открытое акционерное  общество);

· изменение структуры  капитала.

Характер данных целевых  установок предприятия определен  состоянием экономики в целом, тенденциями  развития конкретной отрасли, к которой  относится деятельность фирмы, а  также стадией цикла жизни  самого предприятия.

В небольших фирмах, управляемых  их владельцами, фактор прибыли доминирует во всех решениях. В более крупных  фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало общаются с собственниками. Исходя из этого, у руководителей в руках сосредотачивается  определенная свобода в деятельности управления фирмой, и они могут  в некоторой степени уклоняться от задачи максимизации прибыли. Менеджеров же могут больше волновать такие  цели, как максимизация дохода или  выплата дивидендов, чтобы удовлетворить  акционеров, а не максимизация прибыли. Они могут быть заинтересованы в  получении прибыли в краткосрочном  периоде (чтобы добиться повышения  или крупного вознаграждения) за счет уменьшения прибыли в долгосрочном периоде, хотя именно максимизация прибыли  в долгосрочном периоде представляет наибольший интерес для акционеров. А точнее сказать, максимизация рыночной стоимости является более подходящей целью, чем максимизация прибыли, так  как рыночная стоимость включает в себя поток будущей прибыли. Именно поток прибыли и представляет основной интерес для акционеров.

Таким образом, «предположение о максимизации прибыли имеет  серьезные основания. Фирмы, существующие в течение длительного периода, в значительной мере заботятся о  получении прибыли независимо от того, чем еще занимаются их руководители. Например, фирма, субсидирующая каналы общественного телевидения, может  показаться совершенно бескорыстной. В действительности же такая благотворительность  отвечает долговременным финансовым интересам  фирмы, так как это вызывает расположение к ней и к ее товарам» .

Итак, основной целью деятельности фирм в рамках модели «экономического  человека» является упрочнение ее позиций  на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Ориентируясь при выборе решения  на минимально возможный уровень  затрат, фирма, как правило, рассматривает  эту задачу не как самоцель, а  как средство решения более общей  задачи - максимизация прибыли. Эта  цель является главной для любой  фирмы, даже если она не формулируется  в виде ведущего мотива ее деятельности.

http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65635b2bd78b5d43a89521306d27_0.html

«На недавнем международном  форуме в Липецке, посвященном развитию в Центральной России туристско-рекреационного бизнеса,  региональные чиновники,  все как один сетуя на недостаток современных отелей, удивлялись отсутствию у инвесторов желания "вкладываться"  в индустрию гостеприимства...

Обостренное внимание властей  к туризму объяснимо: поток желающих посетить Россию резко упал даже по сравнению с предыдущим десятилетием. Ныне к нам въезжают с туристскими  целями два-три миллиона человек в год - очень и очень немного для одной седьмой части суши. В числе основных причин снижения интереса к нашей стране президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько называет обветшавший и вместе с тем дорогой для потребителейгостиничный фонд... 

Далеко не в каждом регионе, по словам экспертов, есть необходимость  держать 5-звездные гостиницы.  Если ориентироваться на поток туристов,  то ими больше востребован уровень 3-4 звезды.  Генеральный директор компании Hotel Consulting and Development Group  Александр Лесник говорит о повсеместном росте интереса к малым формам организации гостиничного бизнеса. Клиенты ценят присущую мини-отелям тишину и домашнюю обстановку,  способность адаптироваться к каждому постояльцу,  гибкую систему скидок.  Еще одно преимущество перед крупными комплексами: малые гостиницы максимально приближают туристов к объектам показа, поскольку их легче вписать в историческую среду города,  что особенно важно для таких перенасыщенных мегаполисов,  как Москва.  Тем не менее сегмент мини-отелей в российской столице развит слабо,  на их долю приходится менее 10  процентов общего объема рынка. Объясняется это тем, что затраты на создание мини-гостиниц выше как в расчете на квадратный метр, так и на номер, чем при строительстве обычных отелей. Если же мини-отель планируется в жилом фонде,  то его создателей поджидают трудности и расходы по переводу жилого фонда в нежилой, в получении разрешения на перепланировку. Специалисты полагают, что рынок мини- отелей в столице будет расти постепенно, невысокими темпами, без скачков, так как сегодня здесь ведущая роль в гостиничном бизнесе принадлежит крупным игрокам,  инвестирующим крупные проекты.  Но постепенно диспропорции станут выравниваться.  А вот в регионах малые формы гостиничного бизнеса перспективны сегодня и таковыми останутся завтра».

http://www.hse.ru/data/2011/09/12/1266927331

Г. Саймон разработавший концепцию ограниченной или вынужденной рациональности, которая говорит о том, что принимаемые экономическими агентами решения не опираются только на критерий прибыли, наличие ресурсов и рыночные цены (как предполагалось прежде), а определяются огромным множеством окружающих этого агента обстоятельств. На решения влияют, например, социальная среда и уровень образования лица, принимающего решения. Выбор решения ограничивается тем, что представляется экономическому агенту возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нами была исследована  ограниченная рациональность и в  заключении сделаем определенные выводы.

Вся концепция ограниченной рациональности Г. Саймона основывается на трех принципах. На основе этих принципов высказали свои точки зрения Дж. Ходжсон и Уильямсон и они полностью поддерживают теорию Саймона. Концепция ограниченной рациональности ставит для экономических агентов определенные цели и ставит для них задачи.

Роль правил, рутин и  институтов в экономике несут  свои смысловые значения. Правила  используются как общепризнанные и  защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии с другими индивидами. Рутины действуют не обособленно, а в системе. Они изменчивы и требуют некоторой адаптации. Институт рассматривают как совокупность из правила и внешнего механизма.

Так или иначе, потребители  испытывают давления со стороны рынка  или различных фирм. Потребители  не могут влиять на торговлю и внешние  механизмы, они вынуждены соглашаться  с требованием рынка.

В свою очередь фирмы должны реагировать на изменение  рыночной ситуации. В рамках максимизации фирмы  представлены производственными функциями, а потребители - функциями полезности.

Рассмотрев материал на тему ограниченной рациональности можно сказать, что данная теория работает и по сегодняшний день. Если же рассмотреть эту теорию более углубленно, то эффективность бы фирм повысилась. Теория разработанная Г. Саймоном внесла свой вклад в экономику и выявила цели и задачи для экономических агентов.

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Книги:

       1. Кузьминов, Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учеб. / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. 444 с.

       2. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент, 2008

       3. Роберт Дж. Долан, Герман Саймон. Эффективность ценообразования, 2005 – 414 [ 2 ].

 

  1. Интернет-ресурсы:
    1. http://rep.bntu.by/bitstream/data/698/3/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf
    1. http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65635b2bd78b5d43a89521306d27_0.html
    2. http://www.hse.ru/data/2011/09/12/1266927331
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ограниченная_рациональность
    4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10294
    5. http://inform-econsciense.narod2.ru/stati/informacia-i-ogranichenna-racionalnost/
  1. Журналы :
    1. Проблемы теории и практика управления, 2008, №4 с. 34 - 39

 

 

 


Информация о работе Теория ограниченной рациональности