Как отмечалось
выше, одним из основополагающих положений
концепции является тезис о сбережениях
как о решающем факторе экономического
роста. В этом тезисе проявилось принципиальное
отличие подхода, лежащего в основе концепции
предложения, от кейнсианского видения
экономики, понимания проблемы безработицы
и подходов к ее решению.
Как известно, Кейнс
и его последователи исходили из постоянства
нормы сбережений, по крайней мере, в коротком
периоде, полагали, что совокупные сбережения
следуют за изменениями дохода и слабо
реагируют на изменения процентной ставки,
и потому мероприятия налогово-бюджетной
и кредитно-денежной политики, направленные
на стимулирование спроса, не сказываются
на значении этой переменной. Многочисленные
расчеты зависимости между процентом
и сбережениями, которые проводились с
50-х годов, так и не смогли вынести окончательного
вердикта по вопросу о тесноте связи между
этими переменными.
Сторонники экономики
предложения попытались сказать свое
слово в длящихся к тому времени уже более
двух десятилетий спорах о виде функции
сбережений. В начале 80-х годов один из
сторонников экономики предложения М.
Боскин получил результат, согласно которому
эластичность чистых частных сбережений
по чистому реальному проценту (т.е. проценту,
скорректированному на инфляцию и налоги)
весьма значительна и равна 0,4. В то же
время попытки на основании проделанных
расчетов дать прогнозы движения нормы
сбережений оказались малоуспешными.
Таким образом, результаты
эмпирических исследований, хотя и подтвердили
существование зависимостей, о которых
говорили представители экономики предложения,
не дали свидетельств в пользу высокой
степени зависимости между нормой процента
и объемом сбережений, между налогами
на заработную плату и предложением рабочей
силы и т.д. Таким образом, ответ на вопрос
о том, находилась ли экономика США в начале
80-х годов в запретительной зоне кривой
Лаффера, может быть скорее отрицательным.
Но это не означает, что на уровне экономической политики рецепты
экономики предложения не были приняты.
Общая направленность политики Рейгана
и Тэтчер прежде всего в области налогов
в целом соответствовала идеям экономики
предложения, хотя во многих случаях под
давлением обстоятельств делались уступки политике регулирования
спроса. Очень трудно провести грань между
стимулированием экономики по сценарию
предложения и спроса. Так, начавшаяся
в 1981 г. в США налоговая реформа предусматривала
корректировку налоговых ставок с учетом
изменения их фактического значения, вызванного
инфляцией. Она была направлена прежде
всего на ослабление налогового бремени
корпораций: предусматривала более короткие
сроки амортизации, налоговые льготы,
связанные с инвестициями, наконец, снижение
норм налогов на прибыли и т.д. В результате
этих мер к 1983 г. более чем на 4 процентных
пункта сократилась доля корпораций в
общем объеме налоговых поступлений в
бюджет. В дальнейшем (1986) снижение ставок
налогов на прибыли корпораций (до 34%) сопровождалось
уменьшением налоговых льгот, в результате
чего налоги корпораций возросли, увеличилась
и их доля в общей массе налогов9.
В период с 1981 по
1986 г. осуществлялись меры, которые предусматривали
уменьшение степени дифференциации и
снижение среднего уровня ставок прежде
всего за счет сокращения их верхних значений,
те. речь шла об ослаблении прогрессивного
характера налоговой системы, повышении
минимального уровня необлагаемого налогами
дохода, корректировке налоговой базы
с учетом инфляции. Так, вместо 14 прогрессивно
повышающихся ставок от 11 до 50% в 1989 г. были
установлены две — 15 и 28% (впоследствии
наблюдался их рост, и в 1993 г. были введены
пять новых ставок от 15 до 39,6%)10.
Нет сомнения в том,
что в середине 80-х годов в экономике США
произошел положительный сдвиг: началось
снижение уровня безработицы и инфляции,
более устойчивыми стали темпы экономического
роста. Однако в какой мере экономика реагировала
на проводимые мероприятия по сценарию
концепции предложения, а в какой - по сценарию
спроса — окончательного ответа на этот
вопрос до сих пор нет. Если обратиться
к анализу динамики нормы сбережений,
которая является одной из стратегических
переменных концепции, то можно заметить,
что норма частных чистых сбережений несколько
повысилась, что, однако, можно интерпретировать
и как результат изменения структуры капитала,
норма сбережений населения практически
не изменилась . В то же время в
инвестиционном процессе все большую
роль стали играть иностранные капиталы.
Последнее обстоятельство говорит о том,
что по крайней мере в рамках не очень
длительного периода соответствие между
инвестициями и сбережениями может достигаться
при активном участии международного
рынка капиталов. Это обстоятельство со
всеми вытекающими отсюда последствиями
не вписывается в кейнсианские схемы закрытой
экономики, не нашлось ему места и в экономике
предложения11.
В связи с вопросом
о практической реализации теории интерес
представляет изменение позиции теоретиков
экономики предложения по поводу механизма
инфляции и мер борьбы с нею. Как уже отмечалось,
исходно в рамках этой концепции инфляция
рассматривалась, прежде всего как результат
роста издержек, вызванный снижением интенсивности
процесса накопления в частном секторе
вследствие высоких налогов. Однако практики
экономики предложения не рискнули полагаться
в борьбе с инфляцией только на снижение
налогов и признали, что рост денежной
массы дает импульс инфляционному процессу,
который превращается в постоянно действующий
фактор благодаря системе налогов, искажающей
относительные цены. Отсюда признание
того, что правильная налоговая политикауменьшает давление
в сторону повышения цен при любом темпе
роста денежной массы. Однако постепенно
в работах представителей «денежного»
крыла экономики предложения начали более
отчетливо звучать монетаристские мотивы.
Снижение налогов из основной меры постепенно
превратилось в способ «нейтрализовать»
отрицательные последствия кредитно-денежной
рестрикции. Сторонникам экономики предложения
пришлось сделать уступку монетаристам
и признать, что «долговременная инфляция
может быть побеждена только с помощью
ограничения предложения массы денег,
выходящего за потребности растущей экономики...
а бюджетные, налоговые мероприятия и
меры в области регулирования, предусмотренные
программой рейгановской администрации
и направленные преимущественно на стимулирование
роста производства... и выпуска, будут
лишь очень умеренным вкладом в ослабление
инфляции».
Еще одной причиной,
вынудившей сторонников экономики предложения
сдать свои позиции, стал дефицит бюджета.
Сама по себе концепция предложения не
придавала особого значения проблеме
воздействия совокупных расходов, в том
числе и правительственных, на экономику.
Считалось, что дефицит бюджета, даже если
он и возникнет в результате сокращения
налогов, представляет собой побочное
и временное явление, не требующее специального
рассмотрения. Рекомендации экономики
предложения по снижению доходов ни в
коей мере не были определены задачей
достижения сбалансированного бюджета.
Речь шла о стимулировании активности
экономических субъектов. Ситуация, когда
налоги снижаются, а дефицит растет, не
укладывалась в схему экономики предложения.
За время правления
президента Р. Рейгана, который первоначально
выступал как «фискальный консерватор»
и обвинял своих предшественников в растрате
общественных ресурсов, дефицит возрос
в несколько раз и превратился в одну из
острейших проблем. Необходимость борьбы
с дефицитом снижала возможности следовать
принципам экономики предложения. И сокращение
расходных статей, не говоря уже о повышении
сначала ставок косвенных налогов, а затем,
уже после Рейгана, и ставок подоходных
налогов, проводилось уже не с целью стимулирования
активности экономических субъектов,
а исходя из стремления уменьшить дефицит
бюджета12.
История экономики
предложения закончилась вместе с уходом.
Рейгана из Белого дома. Но она вошла в
новейшую историю экономической мысли
и экономической политики. В любом экономическом
словаре или энциклопедии мы сегодня найдем
такие понятия, как «экономика предложения»,
«рейганомика», «кривая Лаффера». Как
уже отмечалось, в теоретическом плане
«экономика предложения» не дала никаких
новых идей. Причина ее неожиданной популярности
в том, что она предложила простой диагноз
существующих проблем и простое их решение,
которое легко воплощалось в политические
рекомендации. Но при этом она указывала
на реально существующие болевые точки
экономики и, что особенно важно, отвечала
настроениям широких слоев общества. И
не столь важно, в какой мере
проводимые мероприятия или реакция экономических
субъектов действительно соответствовали
этой концепции, важно то, что с ее помощью
удалось повлиять на экономическое мышление
людей. И с этой точки зрения она дала уникальный
пример того, как экономическая концепция
может стать в современных условиях реальной
силой, способной повлиять на экономическое
развитие.
Глава 2. Возможность применения теории
экономики предложения в современной
российской экономике
2.1 Особенности современной экономической
политики России
В определении курса экономической политики, а, следовательно, и в определении и
постановке экономических целей ведущая
роль принадлежит государству. Именно
его прерогативой является определение
приоритетов в экономической деятельности
и выбор способов и средств по эффективной
реализации экономической политики. Поэтому одной из функций правительства
- исполнительного органа государственной
масти - является разработка основных
направлений социально-экономического
развития страны. Утверждение, корректировка
или отклонение представленных правительством
направлений развития являются обязанностью
Совета Федерации и Президента. В этих
целях высшими органами государственной
власти разрабатывается концепция экономического
развития страны на перспективу. Примером
этому является правительственная программа
РФ "Стратегия 2020", разработанная на текущее
десятилетие13.
Для реализации принятой
концепции экономической политики правительство разрабатывает
долгосрочные, среднесрочные и текущие
(краткосрочные) программы. Примером такого
рода программы может служить принятая
в 2001 г. Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на 2001-2004
гг. Она являлась частью долгосрочной
Программы стратегии развития России до 2010 г. Программа социально-экономического
развития на каждый предстоящий год представляется
правительством на обсуждение и принимается
Советом Федерации одновременно с принятием
государственного бюджета.
Свою экономическую политику государство проводит через
реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной
и таможенной политики. С помощью каждой
из них и их системы в целом государство
перераспределяет значительную часть
ВВП и доходов, а также имеет возможность
существенно влиять на уровень инфляции,
на инвестиционные процессы и внешнеэкономическую
деятельность.
Экономическая политика России последних лет не была однозначной.
В ней можно выделить два периода: политику переходного периода, который продолжался
все последнее десятилетие XX в., и нынешнею политику периода экономической стабилизации
и экономического роста - конца XX - начала
XXI в.
Переходный период от административно-командной
модели к рыночной был чрезвычайно сложным
и противоречивым этапом существования
российской экономики. Это было время
крушения старых, сложившихся еще в СССР
экономических отношений и создания основ
принципиально новой для России модели
рыночной экономики.
Сложность и противоречивость
переходного периода были обусловлены
следующим: одновременно действовали
законы, присущие как старой, так и зарождающейся
системе; человеческое мышление с трудом
воспринимало рыночные новации; в экономике
практически отсутствовали специалисты-рыночники.
Кроме того, переходный период совпал
со временем, когда Россия находилась
в состоянии глубокого не только экономического,
но социального и политического кризиса,
и это необходимо было учитывать при построении
экономической политики. Основными ее целями были создание основ
рыночной экономики; экономическое выживание
и поиск путей для стабилизации. Средствами
достижения этих целей явились создание
правовой базы, регулирующей рыночные
отношения; структурная перестройка и
начало кардинальных экономических реформ.
За это время осуществлены разгосударствление
и приватизация; переход к рыночному ценообразованию;
были положены начала созданию условий
для конкуренции, формированию правовой
базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры,
структурной перестройке, одной из форм
осуществления которой явилась конверсия14.
Характерной чертой переходного
периода являются быстрые темпы развития
сферы услуг, а также отраслей топливно-энергетического
комплекса и других базовых отраслей,
продукция которых стала в больших количествах
поставляться на экспорт.
Меры, принятые в переходный
период, а, следовательно, и экономическая политика этого времени не бесспорны и не всегда
имели только положительный смысл. Однако
несомненно, что во многом благодаря им
и стечению некоторых обстоятельств, например,
стабильно высокому уровню цен на экспортируемую
Россией нефть, экономика России к началу
XXI в. вышла на путь преодоления экономического
кризиса.
С начала XXI в. и вплоть до
середины 2008 г. российская экономика вышла
на фазу подъема. Однако уже с середины
2008 г. в российской экономике стали проявляться
признаки "перегрева"; в четвертом
квартале этого года, во многом под воздействием
мирового финансового кризиса, в стране
разразился общеэкономический кризис.
Благодаря своевременным и кардинальным
мерам со стороны государства, а также
и внешним факторам этот кризис не перерос
в фазу рецессии. Со второй половины 2009
г. в российской экономике стали появляться
симптомы оживления. В связи с этим в правительственной
Программе социально-экономического развития
Российской Федерации на 2010-2011 гг. были
предложены меры по преодолению потерь
от кризиса (снижение уровня бюджетного
дефицита, оздоровление финансового сектора,
восстановление промышленного производства
и АПК). Реализация большинства из этих
мер, а также благоприятная конъюнктура
на мировых сырьевых рынках позволили
уже в 2011 г. ликвидировать бюджетный дефицит
и прогнозировать на 2012 г. выход на предкризисный
уровень социально-экономического развития15.