Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ………………………………………………………2
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ИХ ЧЕРТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ………………………………………5
ГЛАВА 3. ТОВАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………8
Глава 4. Особенности товарного рынка и производства
в Кыргызстане ……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..24
За период с 1994 по 2006 годы прирост
оборота розничной торговли республики
составил 6) 123,4 млн. сом. Среднегодовой
прирост реализации составил 5093,6 млн.
сом. Однако показатели среднегодового
прироста розничной реализации по отдельным
периодам были различны. Между 1999 и 1994
г г. среднегодовой прирост
показателей индексов розничных цен. Так, за период 1994-1999 г г. индексы по отношению к предыдущему году составили в пределах; максимальный показатель - 135,9% в 1999 .г и минимальный - 110,5% в 1998 г.; за период 2000-2003 годы индексы составили, максимальный — 118,7% в 2000 г. и минимальный — 101,9% в 2002 году, в 2004 - 2006 г г. максимальный показатель составил в 2006 г - 105,1% и минимальный в 2004 г. - 102,8%. Следовательно, прирост реализации товаров в республике за рассматриваемый период происходил путем увеличения физического количества продажи товаров, хотя в девяностые годы розничные цены росли довольно интенсивно. Однако то, что индексы розничных цен в республике изменяются непоследовательно и рывками - ог 135,9% до 110,5%, в следующем периоде от 118,7% до 102%, затем ог 102,8% до 105,1% характеризует отсутствие стабильности в области розничного ценообразовании, что чрезвычайно негативно отражается на удовлетворении покупательского спроса и, соответственно, на состоянии розничной реализации товаров.
Рассмотрим товарную структуру розничного товарооборота республики. Поскольку только с 1997 г Нацстатком КР публикует развернутую товарную структуру розничной реализации товаров, то. соответственно, мы анализируем данные двух статсборников (Потребительский рынок КР 1997-2001 и 2002 - 2006 г г.)( см. таблицу 1).
Таблица 1. Товарная структура розничного оборота Кыргызстана в 1997-2006 гг (млн. сом )
Товар |
1997 г |
2001 г |
2001 г к 1997 г, в % |
2006 |
2006 г к 1997 г, в % |
2006 г к 2001 I в % |
Продовольственные |
6852,6 |
17118,5 |
251,2 |
37067,2 |
540,9 |
215,2 |
Мясо и мясопродукты |
1123,4 |
3034 6 |
270 1 |
6150,2 |
547 4 |
202,6 |
Масло животное |
249,1 |
1409,5 |
164,3 |
958,4 |
^84 7 |
234 2 |
Масло растительное |
140,8 |
334,5 |
237,4 |
1373,4 |
975 4 |
410,5 |
Молоко и мол продукты |
199,2 |
448,2 |
225,0 |
13613 |
683,3 |
303,7 |
Сахар |
368,6 |
818,4 |
222,0 |
1662,1 |
450,9 |
203,0 |
Мука хлеб |
1362,3 |
3902,4 |
286,4 |
8288 0 |
608,3 |
212,3 |
Картофель |
847 |
246,3 |
290,8 |
925,0 |
1092,0 |
375,5 |
Алкогольные напитки |
1043,9 |
3174,9 |
304,1 |
5130,5 |
491,4 |
161,5 |
Непродовольственные |
6723,4 |
15208,1 |
226,2 |
33808,4 |
502,8 |
122273 |
Швейные изделия |
ь78 3 |
1368 5 |
201,7 |
3263,2 |
481,0 |
238,4 |
Трикотажные шд |
340 7 |
855,7 |
251,1 |
2264,2 |
664,5 |
264,6 |
Мыло и моющие |
1806 |
388,5 |
215,1 |
968 9 |
536,4 |
249,3 |
Парф - космет изд |
74,1 |
146,1 |
197,1 |
233,6 |
315,2 |
159.8 |
Табачные изделия |
464,0 |
1556 5 |
335,4 |
2641,8 |
569,3 |
169,7 |
Автомобили |
1316,5 |
2482,6 |
Г 188,5 |
t~4337,7 |
329 4 |
174,7 |
Строительные матер |
66,7 |
254,2 |
381,1 |
1462,6 |
2192,8 |
575,3 |
Обувь |
724 7 |
1662 9 |
229,4 |
3253,2 |
448,9 |
195.6 |
Все товары |
13376,0 |
32426.6 |
242,4 |
70875,6 |
529,8 |
218,5 |
По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
Далее, рассмотрим состояние товарного рынка республики по признаку реализации отдельных товаров в единицах измерения. Ограниченность таких показателей (отдельных товаров) объясняется тем, что оперировать можно лишь официальными данными, а такие данные Национальный статистический комитет Кыргызской Республики сообщает по ограниченному перечню товаров в годовой публикации («Потребительский рынок Кыргызской Республики» 1997 - 2001 и 2002 - 2006 годы). Вместе с тем и по перечню товаров по данным Нацстаткома КР можно сделать обоснованные выводы по оценке состояния товарного рынка республики, установить тенденцию реализации отдельных товаров в физических единицах, если она прослеживается (табл. 2).
Если учесть, что за рассматриваемый период рост суммарного розничного товарооборота в 2001 г. по отношению к 1997 г составил 238,9% и в 2006 г. по отношению к 2001 г. составил 218,5%, то данные табл. 2 характеризуют существенно уступающие темпы развития товарного рынка республики по продаже товаров в натуральных единицах измерения.
Таблица 2. Продажа товаров в единицах измерения
Товар |
1997 г. |
2001 г. |
2001 г. в % к 1997 г. |
2006 г. |
2006 г. в % к 2001 г. |
Мясо и птица, тыс т |
26.5 |
29,0 |
109,4 |
30,3 |
104,4 |
Масло живот иое.тыс т |
4,6 |
4,9 |
106,5 |
5,1 |
104,0 |
Масло растительное.тыс т |
9,6 |
11,6 |
120,8 |
16,4 |
141,3 |
Яйца, млн шт |
36,9 |
39,1 |
105,9 |
36,5 |
93,3 |
Сахар, тыс т |
35,7 |
39 1 |
109,5 |
43,0 |
109,9 |
Кондитер изделия, тыс т |
16,5 |
18,4 |
111,5 |
22,8 |
123,9 |
Хлебные продукты ( в пересчете на муку),тыс т |
358,1 |
569,0 |
158 8 |
647,4 |
113.7 |
Картофель, тыс т |
20,0 |
21,0 |
105,0 |
19,9 |
94,7 |
Овощи, тыс т |
60,0 |
66,5 |
1108 |
57,3 |
86 1 |
Фрукты, тыс т |
12,0 |
14,2 |
118,3 |
22,8 |
160,5 |
Телевизоры, тыс шт |
5,6 |
6,5 |
116 0 |
8,8 |
135,3 |
Холодильники тыс шт |
3,5 |
5,8 |
165,7 |
8,8 |
151,7 |
Стир машины,тыс шт |
~7Л |
7,5 |
104,1 |
8,3 |
1106 |
Электропылесосы, тыс шт |
2,2 |
2,4 |
109 1 |
2,7 |
112,5 |
Автомобили тыс шт |
45,2 |
43,1 |
95,3 |
56,4 |
130,8 |
Второй вывод по данным таблицы
2 — поскольку темпы роста
В 2006 г. по отношению к 2001 г. рост продажи составил: мяса в сумме - 202,6%, в весе - 104,4%; масла животного в сумме - 234,2%, в весе - 104,0%; сахара в сумме - 203,0%, в весе - 109,9%.
При анализе состояния товарного
рынка Кыргызстана особый интерес
представляет соотношение в розничной
реализации товаров отечественного
производства и поступающих по импорту.
Было специально отобрано несколько
товарных групп, которые производятся
сельскохозяйственными и
Таблица 3. Удельный вес отечественных товаров в реализации отдельных товаров на потребительском рынке Кыргызстана.
Товар |
1997 г. |
2001 .г |
2001 г. в % к 1997 г. |
2006 г. |
2006 г. в % к 2001 г. |
Мясопро<span class="dash041e_0441_043d_ |