Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:51, реферат
Для оценки уровня жизни населения и для его сопоставления в различных социальных группах наиболее приемлемым является оценка фактического потребления материальных благ и услуг. Более или менее точной оценке подлежит удовлетворение физиологических и некоторых социальных потребностей. При этом значительная часть показателей, характеризующих уровень жизни, не может быть охвачена, поскольку потребности более высокого ранга не могут быть достаточно формализованы и однозначно количественно оценены.
Введение …………………………………………………………………..……...3
1. Уровень жизни: основные теоретические положения………….……..…5
1.1. Основные понятия, подходы, концепции………………..……….……..….5
1.2. Система оценочных показателей…………………..………………..…..…..7
1.3. Факторы динамики…………………………….……………..…………..…12
2. Оценка состояния уровня жизни населения России. Показатели доходов в России…….………………………….....16
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………..……...16
2.2. Анализ занятости населения в России………………………….….……....21
2.3. Программы повышения уровня жизни населения……………..……....…26
Заключение…………………………………………..………………..……..….33
Список использованных источников…………….…………………..….…..34
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 октября 2012г. составила 40 млн.рублей, или 1,8% общего объема просроченной задолженности по заработной плате (Приложение 2).
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 62,5% приходилось на федеральный бюджет, 8,5% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 29,0% - на местные бюджеты.
При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета [5].
Из общей суммы просроченной задолженности 423 млн.рублей (18,9%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2011г., 506 млн.рублей (22,7%) - в 2010г. и ранее.
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 27 млн.рублей (66,0%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 октября 2012г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 64 субъектах Российской Федерации, образовалась - в 8 субъектах Российской Федерации.
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за сентябрь 2012г. увеличилась на 63 млн.рублей и на 1 октября 2012г. составила 2194 млн.рублей (Приложение 2).
Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2012г., по оценке, составила 26489 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 13,6%, в январе-сентябре 2012г. - на 14,4%.
Таблица 2.3.
Динамика среднемесячной номинальной
и реальной
начисленной заработной платы
|
Среднемесячная |
В % к |
Реальная начисленная | ||
соответствующему периоду предыдущего |
предыдущему | ||||
соответствующему периоду предыдущего |
предыдущему периоду | ||||
2011г. | |||||
Январь |
20669 |
111,0 |
74,5 |
101,3 |
72,8 |
Февраль |
20680 |
110,2 |
99,9 |
100,7 |
99,1 |
Март |
22673 |
112,1 |
109,6 |
102,4 |
108,9 |
I квартал |
21354 |
111,2 |
91,3 |
101,6 |
87,7 |
Апрель |
22519 |
112,2 |
99,3 |
102,4 |
98,9 |
Май |
22779 |
113,4 |
101,0 |
103,5 |
100,5 |
Июнь |
24137 |
112,0 |
105,9 |
102,4 |
105,7 |
II квартал |
23154 |
112,5 |
108,2 |
102,7 |
106,6 |
I полугодие |
22277 |
111,8 |
102,1 |
||
Июль |
23598 |
111,6 |
97,8 |
102,4 |
97,8 |
Август |
23051 |
112,4 |
97,9 |
103,9 |
98,1 |
Сентябрь |
23468 |
112,9 |
101,8 |
105,3 |
101,8 |
III квартал |
23352 |
112,2 |
100,9 |
103,8 |
100,8 |
Январь-сентябрь |
22622 |
111,9 |
102,6 |
||
Октябрь |
23602 |
113,8 |
100,6 |
106,2 |
100,1 |
Ноябрь |
24296 |
114,3 |
102,9 |
107,0 |
102,5 |
Декабрь |
32809 |
118,2 |
135,0 |
111,4 |
134,4 |
IV квартал |
26905 |
115,7 |
115,2 |
108,5 |
114,3 |
Год |
23369 |
111,5 |
102,8 |
||
2012г. | |||||
Январь |
23746 |
115,1 |
72,6 |
110,5 |
72,2 |
Февраль |
24036 |
116,3 |
101,2 |
112,1 |
100,8 |
Март |
25487 |
113,0 |
106,3 |
109,0 |
105,7 |
I квартал |
24407 |
114,6 |
90,7 |
110,3 |
89,5 |
Апрель |
25800 |
115,1 |
101,2 |
111,1 |
100,9 |
Май |
26385 |
116,5 |
102,4 |
112,4 |
101,9 |
Июнь |
27494 |
114,9 |
104,2 |
110,2 |
103,3 |
II квартал |
26547 |
115,5 |
108,8 |
111,3 |
107,2 |
I полугодие |
25476 |
115,0 |
110,7 |
||
Июль |
26684 |
114,1 |
97,2 |
108,1 |
96,0 |
Август |
25718 |
112,3 |
96,4 |
106,0 |
96,3 |
Сентябрь |
26489 |
113,6 |
103,0 |
106,6 |
102,4 |
III квартал |
26273 |
113,3 |
99,0 |
106,9 |
96,8 |
Январь-сентябрь |
25742 |
114,4 |
109,4 |
||
2.2. Анализ занятости населения в России
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) .
Рис.2.2. Динамика численности экономически активного населения
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).
Рис. 2.3. Уровень безработицы по методологии МОТ
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2012г. составил 65,4%.
Таблица 2.5.
Экономическая активность населения
2012г. |
Август 2012г. (+,-) к | |||||
I |
II |
июль |
август |
августу 2011г. |
июлю 2012г. | |
Тыс.человек |
||||||
Экономически активное |
74765 |
75926 |
76402 |
76448 |
-237 |
46 |
занятые |
69895 |
71723 |
72277 |
72493 |
480 |
216 |
безработные |
4870 |
4203 |
4124 |
3955 |
-717 |
-169 |
В процентах |
||||||
Уровень экономической |
67,4 |
68,5 |
68,9 |
69,0 |
-0,2 |
0,1 |
Уровень занятости |
63,0 |
64,7 |
65,2 |
65,4 |
0,4 |
0,2 |
Уровень безработицы |
6,5 |
5,5 |
5,4 |
5,2 |
-0,9 |
-0,2 |
По сравнению с июлем 2012г. численность занятого населения в августе увеличилась на 216 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных уменьшилась на 169 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения выросла на 480 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 717 тыс.человек, или на 15,3%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1068 тыс.человек, что на 1,7% меньше по сравнению с июлем 2012 года [19].
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в августе 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в августе 2011г. - 65%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2012г. составила 28,5%, среди безработных женщин - 30,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2012г. его использовали 62,6% безработных.
Рис.2.4. Способы поиска работы безработными
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2012г. составила 47,0%, доля городских жителей - 62,5% .
Безработица городского
и сельского населения
Таблица 2.6.
Уровень безработицы по полу и виду поселения
в процентах
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское | |
2011г. |
|||||
Январь |
7,8 |
8,4 |
7,1 |
6,5 |
11,4 |
Февраль |
7,6 |
8,3 |
6,8 |
6,3 |
11,2 |
Март |
7,1 |
7,9 |
6,3 |
6,2 |
10,0 |
Апрель |
7,2 |
7,9 |
6,5 |
5,9 |
11,0 |
Май |
6,4 |
6,6 |
6,2 |
5,3 |
9,5 |
Июнь |
6,1 |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
8,5 |
Июль |
6,5 |
6,9 |
6,2 |
5,6 |
9,2 |
Август |
6,1 |
6,2 |
6,0 |
5,2 |
8,9 |
Сентябрь |
6,0 |
6,5 |
5,5 |
5,1 |
8,7 |
Октябрь |
6,4 |
6,6 |
6,1 |
5,5 |
9,0 |
Ноябрь |
6,3 |
6,6 |
6,0 |
5,2 |
9,5 |
Декабрь |
6,1 |
6,3 |
6,0 |
5,0 |
9,6 |
2012г. |
|||||
Январь |
6,6 |
6,9 |
6,2 |
5,3 |
10,4 |
Февраль |
6,5 |
7,0 |
5,9 |
5,3 |
10,0 |
Март |
6,5 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
10,5 |
Апрель |
5,8 |
6,1 |
5,5 |
4,9 |
8,6 |
Май |
5,4 |
5,8 |
4,9 |
4,5 |
8,1 |
Июнь |
5,4 |
5,7 |
5,2 |
4,3 |
8,7 |
Июль |
5,4 |
5,8 |
5,0 |
4,4 |
8,4 |
Август |
5,2 |
5,3 |
5,0 |
4,3 |
7,6 |
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.
Рис.2.5. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения (в августе 2012 года)
В среднем среди
молодежи в возрасте 15-24 лет уровень
безработицы в августе 2012г. составил
14,5%, в том числе среди городского
населения - 13,8%, среди сельского
населения - 15,9%. Коэффициент превышения
уровня безработицы среди молодежи
в среднем по возрастной группе 15-24
лет по сравнению с уровнем
безработицы взрослого
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 30,3%, среди городских - 27,1%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.
В августе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - 19,4% и 22,6%) [19].
2.3. Программы повышения уровня жизни населения
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Цели и задачи программы:
1. Улучшение демографической
2. Повышение благосостояния
3. Повышение качества и
4. Повышение эффективности
5. Содействие продуктивной
Главными направлениями работы в социальной сфере будут:
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Содействие созданию благоприятных
условий для повышения