Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь и предложить направлений её совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
-исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;

Содержание

Введение
Понятие фискальной политики, ее виды и значение

Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 34.15 Кб (Скачать файл)

В 2011 министерство финансов активно занимается выработкой концепции  совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым  опытом. Уже при подготовке проекта  закона о республиканском бюджете  на 2012 год будет расширена самостоятельность  отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового  года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это  позволит избежать неоправданного роста  их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и  по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности .

Одна из важнейших задач  бюджетной политики, призванной создать  механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и  экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных  целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных  программ в области охраны природы  планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные  фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%.

С 2013 года инновационные  фонды будут формироваться исключительно  за счет прибыли организаций .

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение эффективности  работы промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей  народного хозяйства, которые  будут способствовать росту денежных  накоплений - основного источника платежей в бюджет;

- изменение направлений  государственных инвестиций в  отрасли экономики с целью  значительного повышения финансовой  отдачи бюджетных средств;

- привлечение в страну  иностранного капитала. При его  помощи решаются сразу несколько  задач, причём не только фискального,  но и экономического характера:  сокращаются бюджетные расходы  на финансирование капитальных  вложений (а значит, уменьшается  разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства  товаров и услуг, появляются  новые налогоплательщики, и, следовательно,  увеличиваются поступления в бюджет;

- претворение в жизнь  всех тех конкретных мероприятий  в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.

Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.

Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее пятилетие - повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.

В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи:

- совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение налоговой системы республики к применяемым в экономически развитых странах;

- радикальное упрощение  процедур налогового администрирования  и контроля, укрепление позиций  страны в мировых рейтинговых оценках;

- оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов;

- концентрация бюджетных  средств, включая средства на  государственную поддержку реального  сектора экономики, на приоритетных  высокоэффективных проектах и программах;

- повышение эффективности  управления государственным долгом  на основе изучения опыта и  применения международной практики.

Для реализации поставленных задач планируется:

- упразднение мелких налогов  и сборов и снижение налогового  давления на прибыль организаций и фонд заработной платы;

- упрощение порядка исчисления  и переход к квартальным срокам  уплаты основных налогов и  сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;

- упорядочение взимания местных налогов и сборов;

- сокращение объемов перераспределяемых  государством ресурсов, их концентрация  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  страны и повышение эффективности  расходования бюджетных средств;

- обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения;

- отработка механизмов  и постепенный переход к программно-целевому  планированию расходов бюджета;

- оптимизация портфеля  государственного долга по сроку,  валюте и долговым инструментам;

- диверсификация финансовых  инструментов заимствований и  повышение эффективности использования государственных займов;

- совершенствование системы  управления долгом органов местного управления и самоуправления;

- развитие внутреннего  рынка государственных заимствований.

Намеченная налоговая  политика должна способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности  национальной экономики, активизации  инвестиционных процессов. Удельный вес  доходов консолидированного бюджета в ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году .

С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль  с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения министерства труда  и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к  ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.

Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой  политики уже в 2011-2012 годах позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно  снизить налоговую нагрузку на экономику  и с 2013 года уже не потребуется  проводить существенные изменения налогового законодательства.

Снижение налогового бремени  будет осуществляться в увязке с  реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений  налоговой реформы должно быть упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов  и будет включать следующие мероприятия  по реформированию налоговых платежей:

- завершение работы по  отмене всех оборотных налогов  и сборов, взимаемых с выручки  от реализации товаров и услуг  на республиканском и местных уровнях;

- снижение нагрузки на  фонд заработной платы путем  отказа от практики взимания  чрезвычайного налога, оптимизации  ставок и совершенствования механизма  уплаты страховых взносов в  ФСЗН министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости.

- снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию  государственных обязательств, повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа  не только всей системы применяемых  налогов и сборов, но и законодательных  основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с налоговым кодексом российской федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию  государственных обязательств, повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования.  
Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок .

Таким образом, основными  направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:

- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;

- жёсткая регламентация  прав и ответственности плательщиков;

- совершенствование норм  юридической ответственности за нарушения в области налогов;

- поэтапное снижение уровня  налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;

- борьба с теневым сектором экономики;

- предотвращение утечки  капитала и стимулирование инвестиционной активности;

- пересмотр и упорядочение  льгот в системе налогообложения;

- постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на доходы и имущество физических лиц;

- совершенствование таможенного  регулирования, способствующее активизации импорта;

- согласование механизма  налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;

- стремление к унификации  с налоговыми системами, действующими  в государствах СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с российской федерацией .[1]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы.

Фискальная политика государства  есть целенаправленные мероприятия  государства по мобилизации и  рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций.

Стратегическая цель фискальной политики - оптимальное воздействие  на национальную экономику и обеспечение  устойчивого и долговременного  экономического роста.

Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции  социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим  законодательством, правового коридора;

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает  отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Основными путями преодоления  негативных тенденций финансовой системы  в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:

- минимизация дефицита  государственного бюджета путём  сокращения некоторых статей расходов и увеличения доходной части, сокращение расходов за счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;

Информация о работе Фискальная политика