Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики.
Задачи работы:
1) определить понятие фискальной политики;
2) провести анализ эффективности фискальной политики;
3) определить основной элемент фискальной политики;
4) определить проблемы фискальной политики;
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа фискальной политики 4
1.1. Понятие фискальной политики, её виды, элементы и значение 4
1.2. Эффективность фискальной политики, ее проблемы 19
Глава 2. Механизм функционирования фискальной политики 28
2.1. Природа фискальных проблем России. Её взаимосвязь с налоговой и бюджетной политиками 28
2.2. Состояние бюджетной системы и политики РФ, проблемы ее реформирования 38
2.3. Фискальная политика в условиях кризиса 43
Заключение 48
Список используемой литературы 51
В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета или сократить его положительное сальдо в период спада, и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменениями величины ЧНП, то дефициты или излишки будут больше. И наоборот, если налоговые поступления будут изменяться очень незначительно при изменениях ЧНП, то элементы встроенной стабильности будут незначительны. Изменения в государственной политике или законодательстве, которые меняют степень прогрессивности чистой налоговой системы, налоги за вычетом трансфертов и субсидий, влияют, следовательно, на степень встроенной стабильности.
Не вызывает сомнения, что встроенная стабильность смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны полностью скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП. Все, что делают стабилизаторы,- это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекции инфляции или спада сколь - либо значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны конгресса – то есть изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.
Встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности наша налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьируется пропорционально величине ЧНП. Встроенная стабильность – то есть варьирование налоговых поступлений пропорционально ЧНП – делает рискованным использование данных о текущих бюджетных излишках или о дефицитах в качестве показателя фискального положения правительства. Экономисты разрешили эту проблему, введя понятие бюджета при допущении полной занятости.
Бюджет полной занятости показывает, каков был бы дефицит или излишек федерального бюджета, если бы экономика функционировала при полной занятости в течение года. Бюджет полной занятости является намного более значимым показателем ориентации фискальной политики государства, чем фактический бюджетный дефицит или излишек. Автоматические Встроенные (автоматические) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.
Например, при уменьшении
доходов автоматически
В то же время встроенные
в экономическую систему внутре
Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
Такими автоматическими стабилизаторами являются:
Встроенные
стабилизаторы не устраняют причин
циклических колебаний
Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.
Экономическая функция
означает, что налоги как активный
участник перераспределительных
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые). Например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд.
В зависимости от характера взимания налоговых ставок, подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
Следующая ступень развития
концепции налогообложения
Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства.
По Keйнcy, во время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.
По теории монетаристов
и концепции экономики
Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества.
Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов:
Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.
Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения.
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров.
Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введения налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному извне полуфабрикату.
В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя.
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании