Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики.
Задачи работы:
1) определить понятие фискальной политики;
2) провести анализ эффективности фискальной политики;
3) определить основной элемент фискальной политики;
4) определить проблемы фискальной политики;
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа фискальной политики 4
1.1. Понятие фискальной политики, её виды, элементы и значение 4
1.2. Эффективность фискальной политики, ее проблемы 19
Глава 2. Механизм функционирования фискальной политики 28
2.1. Природа фискальных проблем России. Её взаимосвязь с налоговой и бюджетной политиками 28
2.2. Состояние бюджетной системы и политики РФ, проблемы ее реформирования 38
2.3. Фискальная политика в условиях кризиса 43
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и к тому же снизится конкуренция на рынке труда. Рост заработной платы стимулирует ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных расходов на социальные цели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизация налоговых регуляторов — первейшая задача налоговой политики государства.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественные потребности. Наряду с выполнением чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть, но все налоги и сборы, определенные Налоговым Кодексом Российской Федерации, не ограничивают свободное перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика.
Основные направления
воздействия финансово-
— бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
— государственные инвестиции в экономику;
— прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;
— введение при необходимости денежно-кредитных ограничений: регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;
— лицензирование;
— совершенствование законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно - территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
2.2 СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИКИ РФ, ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые отношения
государства на федеральном, региональном
и местном уровнях с
Бюджет является формой
образования и расходования денежных
средств для обеспечения
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.
Основная часть
К бюджету тесно примыкают внебюджетные
фонды — денежные средства государства,
имеющие целевое назначение и не включенные
в федеральный бюджет. Внебюджетные средства
находятся в распоряжении центральных
или местных органов власти и концентрируются
в специальных фондах, каждый из которых
предназначен для определенных нужд. Примером
может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные
фонды создаются за счет специальных (целевых)
налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный бюджет — это годовой
план государственных расходов и источников
их финансового покрытия. Проект бюджета
ежегодно обсуждается и принимается парламентом
Российской Федерации.
Сегодня бюджетная система России состоит
из федерального бюджета, 21 республиканского
бюджета республик в составе РФ, 56 краевых
и областных бюджетов, включая одну автономную
область, городских бюджетов Москвы и
Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов
автономных округов и около 29 тыс. местных
бюджетов, к которым относятся городские,
районные, поселковые и сельские бюджеты.
Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую
политику и правовую базу, использование
единых бюджетных классификаций и форм
бюджетной документации, взаимодействие
бюджетов всех уровней и согласование
принципов бюджетного процесса.
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
В этой связи с главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании