Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический материал и рассмотреть фискальную политику и налоговые реформы современной России в полной мере. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность фискальной политики, обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества, изучить налоговую систему России и обозначить ее главные реформы. Объектом исследования курсовой работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, предметом исследования - анализ бюджетно-налоговой политики в России. Практическая значимость состоит в том, что, изучив теоретические аспекты по теме курсовой работы, их можно применить на практических занятиях в процессе обучения.
Введение 3
1 Фискальная политика 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 8
1.3 Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой 11
2 Налоговые реформы в современной России 16
2.1 Налоги, элементы налога и способы его взимания 16
2.2 Налоговая система России 18
2.3 Налоговые реформы 20
Заключение 25
Глоссарий 27
Список используемых источников 29
Приложение А 30
Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. В результате местное руководство порой оставалось без средств. В связи с этим разрешили выделить и закрепить за администрацией каждого уровня определенных налогов для того, чтобы средства поступали в соответствующую казну.
В соответствии с этим к федеральным налогам относятся:
- налог на добавленную
- акцизы;
- налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами;
- таможенные пошлины;
- подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
К республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены:
- налог на имущество предприятий;
- республиканские платежи за пользование природными ресурсами;
- лесной доход.
К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели.
Важно отметить, что предельная величина этих налогов ограничена законодательно.
Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще не совершенна и нуждается в улучшение. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. В связи с вышеизложенным, предлагаю рассмотреть налоговые реформы.
Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Это приемлемая ставка налога в сравнении с другими странами (см. приложение А). Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 году она могла доходить до 35%). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.
Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.
В сфере малого бизнеса также произошли изменения, были снижены ставки налогов для предпринимателей, которые применяют упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.
Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.
Основные направления
В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов
приоритеты Правительства Российской
Федерации в области налоговой
политики остаются такими же, как и
ранее – создание эффективной
налоговой системы, сохранение сложившегося
к настоящему моменту налогового
бремени. Таким образом, Основные направления
налоговой политики составлены с
учетом преемственности ранее
Сокращение объемов
Необходимо постоянно
В ходе обсуждения мер налоговой
политики в период экономического кризиса
одним из самых актуальных является
вопрос о том, насколько меры в
области налогового стимулирования
экономики способны создать предпосылки
для преодоления кризисных
1. Совершенствование налога на прибыль организаций;
2. Совершенствование налога на добавленную стоимость;
3. Индексация ставок акцизов;
4. Совершенствование налога на доходы физических лиц;
5. Введение налога на
6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
7. Совершенствование
8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.
По указанным направлениям в 2008
году был принят целый ряд решений.
Большая часть из этих решений
была принята в качестве антикризисных
мер налогового стимулирования, отчет
о которых, в том числе их бюджетная
оценка, отражены в одобренной Правительством
Российской Федерации Программе
антикризисных мер
Практика реформирования системы
налогов и сборов последних лет
показала бесперспективность внесения
«точечных» изменений в налоговое
законодательство, не решающих ключевых
проблем налоговой системы
Обобщая вышеизложенное можно сказать, что налоговая реформа России имеет благоприятные шансы в случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований и их скорости. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.
Таким образом, мною была рассмотрена сущность фискальной политики, обозначены принципы, механизмы и инструменты, а также особенности налоговой политики и ее реформы в современной России. Рассмотрена необходимость совершенствования и оптимизации инструментов государственного регулирования экономики. В условиях, когда государственные финансы находятся в кризисном состоянии, а равновесие между доходами и расходами госбюджета крайне нестабильно, следует искать пути сокращения бюджетного дефицита, и, прежде всего, за счет расходной части. Выделение финансовых ресурсов под национальные общегосударственные программы должно определяться принципом рациональности.
Реформирование действующей
В этой области сделано уже немало. Последние годы были периодом активного законотворчества и преобразования старой налоговой системы. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.
В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:
1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:
- выравнивания условий
- отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);
- исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;
- улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
2. Снижение общего налогового
бремени на законопослушных
- более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.
3. Упрощение налоговой системы за счет:
- установления закрытого
- сокращения числа налогов и сборов;
- максимальной унификации
Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России