Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 06:28, курсовая работа
В условиях рыночной экономики государство стремится определенным образом воздействовать на экономическую сферу. Вмешательство государства в экономику не только желательно, но и необходимо. Это обусловлено тем, что российская экономика претерпевает множество изменений, как положительных, так и негативных. Периодические экономические кризисы, вступление страны в ВТО, появление новых видов экономки и несовершенство законодательства требуют от государства определенных инструментов. В числе наиболее значимых и действенных видов регулирования экономики государством и является – фискальное регулирование экономики.
Актуальность темы обусловлена тем, что фискальная политика является одной из распространенных политик, применяемая государством в отношении экономической сферы, в том числе и налогообложение определенным образом воздействуют на экономику России и субъекты экономической деятельности.
Введение …………………………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы фискальной политики экономики.......................................5
1.1 Сущность и задачи фискальной политики экономики……………………………..…...5
1.2 Виды фискальной политики 9
1.3 Достоинства недостатки фискального регулирования экономики 17
Глава 2. Анализ фискального регулирования экономики в России 20
2.1 Анализ современной бюджетно-налоговой политики в России 20
2.2 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики России 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
В России крайнее направление первого подхода к налогообложению было характерно для эпохи Петра I, когда налоговая политика была направлена исключительно для финансирования военных действий. Налоги как из худого решета, посыпались на головы русских плательщиков, приведя к оскудению крестьянских хозяйств, сокращению населения страны и уменьшению собираемости налогов.
Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с 30-х гг. тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству. С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за счет собственных источников. В развитых странах это направление налоговой политики получило более широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление производителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при котором возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал. В этом случае возрастают не только доходы предпринимателя, но и государства, казна которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы позволяют увеличивать сумму собираемых налогов. Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка налогов с использованием ресурсов превращает их в мощный регулятор хозяйственных пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистую воду и др.) способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности. Плата за землю обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижение налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит. Во второй половине ХХ в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что зависит от концепции, которой руководствуется правительство.
По Кейнсу, во время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, — налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.
По теории монетаристов и концепции экономики предложения снижение налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М.Фридмен – идеолог монетарной школы – рекомендует снижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую ступень эффективности производства.
Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества.[4, с.73]
Налогообложению подлежит основная часть доходов населения, их расходы и собственность. В форме налогов в госбюджет поступают значительные суммы с домохозяйств и фирм. Однако конкретные проблемы налогообложения являются предметом других наук. Проблемы размеров налогов, их количества в любом государстве являются животрепещущими с точки зрения справедливости и равенства их взимания. Данные вопросы являются предметом дискуссий, как на уровне специалистов, так и на уровне обывателей. Вряд ли будет означать равенство в налогообложении, если все люди будут выплачивать одну какую-то сумму налога независимо от их доходов, т.е. и богатый и бедный будут платить одинаково. На лицо будет явная несправедливость. В данном случае равенство будет означать внимание в виде налога одинаковой доли из дохода каждого индивидуума, как больного, так и здорового, как холостяка, так и многодетного, как бедного, так и богатого. Нельзя сказать, что данный вариант абсолютно справедлив. Однако именно он в разных процентных вариациях принят в большинстве стран мира. Конечно, можно назвать равенством взимание такого налога, после которого все работники будут располагать одинаковым доходом, то тогда исчезнут побудительные мотивы зарабатывать выше какого-то среднего дохода.
По мнению большинства экономистов, более справедливой является пропорциональная система налогов. Для достижения пропорциональности, необходимо существенно повысить прогрессивность налогообложения. История ХХ в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10% ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20%. В 90-х гг. в развитых государствах с уровне ВВП на душу населения в 15-28 тыс. долл. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. В России этот уровень превышается, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. долл.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%.
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижения налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.
Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний про- исходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
Информация о работе Фискальная политика российского государства в современных условиях