Формирование и функционирование рыночной экономики и государственная система социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации - в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получили развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин «экономия» (от греческого Oikonomia- управление домашним хозяйством), от которого и произошл

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики 6
1.2 Современная регулируемая рыночная экономика 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 21
2.1 Понятие и развитие государственной системы социальной защиты 21
2.2 Система и стратегия социальной защиты 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Становление рыночной экономики связано с развитием  простого товарного производства, основанного  на личном труде производителей-собственников, когда на рынок поступала только часть созданного продукта. Товарное производство и обмен еще не охватывали всю экономическую систему. Товарно-денежные отношения не носили всеобщего характера.

Отличительной чертой собственно рыночной экономики  является то, что товарное производства и обмен приобрели всеобщий характер. Материальной ее основой стало машинное производство, которое значительно увеличило выпуск товарной массы, подавляющая часть которой предназначалась для продажи и поступала в процесс обмена. На смену личному труду собственника пришел наемный труд, и в сферу рыночных отношений включилась рабочая сила (способность к труду), которая стала товаром. Товарное производство на ранней стадии функционирования рыночной экономики характеризовалось совершенной или чистой конкуренцией. Внутренние законы рыночных отношений (реализация экономических интересов субъектов хозяйствования, ужесточение конкурентной борьбы по мере увеличения масштабов производства и ограниченности ресурсов) обусловили превращение совершенной конкуренции в несовершенную.7

Развитие типов  несовершенной конкуренции, усложнение взаимоотношений и наращивание  противоречий в рыночной системе  хозяйствования обусловили усиление государственного влияния на экономические процессы. Возникла регулируемая рыночная экономика. Данный тип хозяйствования характеризуется наличием в экономике двух секторов (частного и государственного) и двух механизмов регулирования социально-экономических процессов (рыночная саморегуляция и государственное регулирование). В зависимости от целей и масштабов государственного регулирования экономики различают неодинаковые е модели: смешанная экономика (например, в США), социально-ориентированная рыночная экономики (ФРГ), корпоративная экономика (Япония).

Деформированная рыночная экономика характеризуется преобладанием командно-административных, планово-директивных методов регулирования национальной экономики, подавлением рыночного механизма саморегулирования.

Подводя итог, отметим, что в основе процесса становления  и совершенствования системы рыночной экономики лежит развитие товарного производства, которое возникло раньше рыночного хозяйства и способно сохраняться даже в деформированной рыночной экономике.

 

1.2 Современная регулируемая рыночная экономика

 

Этот тип  рыночного хозяйствования наступает по мере сращивания отраслевых монополий с межотраслевыми, через слияние свободных и разобщенных монопольных крупных и крупнейших частных товаропроизводителей в интегрированные.

Процесс объединения  осуществляется через систему организационно-экономических мер, направленных на обеспечение технико-технологических процессов производства, к которым в первую очередь следует отнести добычу, переработку и поставку сырья, материалов, топлива, энергии; производство необходимого оборудования, машин, приборов, средств механизации и автоматизации производственных процессов; производство, транспортировку, хранение и потребление продукции и т. п.8

Основную массу  хозяйственных единиц, функционирующих  на этой стадии развития национальной хозяйственной системы, составляют такие их виды, как транснациональные и национальные корпорации, финансово-промышленные группы всех видов, а также связанные с ними организационно и технологически, жестко контролируемые подразделения мелкого и среднего бизнеса.

Все большую  роль играет государство, активно влияющее на состояние дел в национальной хозяйственной системе, координирующее и контролирующее наиболее приоритетные сферы и отрасли, развитие отдельных регионов и территорий страны через сложную систему методов прямого и косвенного воздействия на них.

Поэтому данную стадию современного рыночного капитализма  называют еще государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом. Являясь основой национальной экономики этого типа, современная высокоразвитая капиталистическая корпорация представляет собой единую хозяйственную технологическую цепочку, которая берет начало в добывающих отраслях, проходит через обрабатывающие и выпускающие отрасли и заканчивает свой путь в сфере личного и общественного потребления материальных благ, работ и услуг. При этом подразделения отдельных отраслей экономики, входящие в состав этой корпорации, могут находиться как на национальной территории, так и за ее пределами, т. е. на территориях других стран. Эта особенность современной высокоразвитой капиталистической корпорации учитывается при определении размеров ВВП и ВНП.9

В условиях единой технологической хозяйственной  цепочки, с помощью современных методов организации и управления хозяйственной деятельностью корпоративная система позволяет:

  1. снижать оптовые цены и тарифы на промежуточную продукцию (работы и услуги) за счет цены на конечную продукцию и использования общей массы прибыли, получаемой корпорацией;
  2. иметь даже убыточные (нерентабельные) предприятия, учреждения и организации, например, в добывающих и обслуживающих отраслях хозяйства корпорации;
  3. делать экономически выгодным рост качества и потребительских свойств промежуточной продукции в интересах роста качества и потребительских свойств конечной продукции;
  4. уменьшать оптовые цены и тарифы на промежуточную продукцию.

В рамках отдельной  современной капиталистической  корпорации появляется возможность совмещать основные критерии конкурентоспособности национальной экономики с воспроизводством конечного продукта, т. е. прибыль с конечным материально-вещественным результатом хозяйствования. При этом выполняется ряд условий.

  1. Превращение конечного продукта П подразделения в натурально-вещественный носитель основной массы прибыли корпорации.
  2. Переключение системы экономических регуляторов всех сторон жизнедеятельности корпорации, и прежде всего ее хозяйственной деятельности, на качественно новые по своему содержанию и использованию регуляторы.
  3. Создание общекорпоративных органов управления, функции которых подчинены интересам достижения целей как самой корпорации в целом, так и входящих в ее состав подразделений хозяйства.
  4. Изменение класса задач, связанных с управлением корпорацией, ее текущей и перспективной деятельностью.

В этой связи  экономическим регулятором воспроизводственных  процессов на стадии современного капитализма выступает уже не норма индивидуальной или монополистической прибыли, как это было на стадии свободного капитализма, а масса прибыли. Последняя становится реальным результатом масштабного рыночного хозяйствования.10

При государственно-корпоративной  системе рыночного хозяйствования для отражения содержания ее экономического механизма, регулирующего воспроизводство, полностью подходит классическая формула взаимосвязей двух подразделений общественного производства в стране, открытая еще К. Марксом, а именно:

                                             C1 + V1 + m1 = Q1,                                          (1)

                                             С2 + V2 + m2 = Q2,                                          (2)

где C1 и С2 — затраты постоянного капитала соответственно в I (производство средств производства) и во II подразделениях (производство предметов потребления) национальной экономики, но в рамках корпорации;

V1 и V2 — затраты переменного капитала соответственно по каждому из обоих подразделений в рамках корпорации;

m1 и m2 — сумма прибыли, полученной в I и II подразделениях хозяйства корпорации;

Q1 и Q2 — стоимостные объемы продукции, работ и услуг, произведенных в процессе функционирования конкретной корпорации.

В отличие от частного индивидуального предприятия и отраслевой монополии капиталистическая корпорация:

  1. выступает формой организации уже не индивидуального, а общественного хозяйственного процесса;
  2. устанавливает и организационно закрепляет взаимосвязь двух (I и II) подразделений хозяйства корпорации;
  3. создает условия для регулирования объемов и структуры производства промежуточного продукта в соответствии с объемами и структурами конечного продукта, определяемыми спросом на этот конечный продукт.

Поскольку государственно-корпоративная форма хозяйствования предполагает активное вмешательство государства в экономику страны через создание организационно-экономического механизма, адекватного рыночным условиям хозяйствования, то это неизбежно приводит к тому, что:

  • меняются содержание и характер всех видов связей между участниками производственных отношений в экономике страны. Они все более ориентируются на правовую базу, гарантируемую и регулируемую государством;
  • активно формируются и динамично развиваются масштабные процессы создания производственной, вспомогательной и социальной инфраструктуры, что способствует росту степени комплексности экономического и социального развития национального хозяйства;
  • растет степень открытости национальной экономики, ее интегрированности в мировую систему хозяйствования;
  • в рамках отдельных корпораций возникает, развивается и совершенствуется практика маркетинговых исследований, стратегического планирования, разработки и выполнения бизнес-планов и т. п. Это свидетельствует не только о том, что растет степень регулирования различных сторон жизнедеятельности отдельных хозяйственных единиц, функционирующих в рамках национальной хозяйственной системы, но и повышается степень планомерности самого воспроизводственного процесса в стране в условиях рынка. Это означает, что в процессе выработки, принятия и реализации хозяйственных решений как на общенациональном уровне, так и на уровне отдельных автономных субъектов хозяйствования возникает необходимость решения нового класса научно-практических задач в области:
  • маркетинга;
  • прогнозирования объемов и структуры спроса, производства и потребления продукции, работ и услуг;
  • разработки стратегических планов, бизнес-планов, а также государственных (общенациональных), отраслевых, региональных и других программ производства, научно-технического и социального развития, влияющих на состояние и развитие различных сторон жизнедеятельности общества, отраслей хозяйства, регионов и отдельных хозяйственных единиц (фирм, корпораций и т. д.).

В этих условиях крупные и крупнейшие корпорации на основе своих стратегических и бизнес-планов регулируют процесс вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов всех видов за счет внутренних (национальных) и внешних (из других стран) источников. Организуют, координируют и контролируют деятельность подразделений малого и среднего бизнеса, часто в форме своих дочерних предприятий, связанных с ними прямо или опосредованно, через систему контрактов, договоров и соглашений.

Государство же через систему бюджетного финансирования воздействует на формирование приоритетов в развитии отраслей хозяйственной системы, приоритеты в области научно-технической, инвестиционной, инновационной, социальной и другой политики в стране.11

При всех своих  преимуществах, в сравнении с  ранее существовавшей стадией свободного рыночного капитализма, современный рыночный капитализм, даже при высокоорганизованной системе государственного регулирования национальной хозяйственной системы, имеет существенные недостатки.

  1. Одним из условий нормального функционирования корпорации выступает необходимость превращения конечного продукта II подразделения в натурально-вещественный носитель основной массы прибыли корпорации. Однако корпоративная форма организации хозяйствования не дает такого превращения в масштабе всей национальной хозяйственной системы, а лишь подводит к нему.
  2. Корпоративная форма хозяйствования по сравнению со стадией свободного рыночного капитализма кроме снижения издержек производства способствует еще и экономии от роста качества промышленной продукции, работ и услуг производственного назначения. Но при этом корпорация имеет «традиционный» для всех стадий капитализма набор недостатков: рост цен, инфляцию, безработицу, кризисы и спады производства, банкротства, обесценивания капитала в его реальной (здания, сооружения, предприятия, например) и стоимостной (акции, облигации, векселя и т. д.) формах.

Тем не менее, корпорация как основное звено рыночного хозяйствования в условиях функционирования государственно-корпоративного капитализма действует в форме общественного, а не индивидуального производства. Главное достоинство состоит в установлении и организационном закреплении в рамках крупных и крупнейших корпораций органической связи двух подразделений национального хозяйства (пусть даже пока только в рамках корпорации).

Этим корпорация создает реальные условия для  регулирования производства промежуточного продукта в своих интересах и в соответствии с объемами и структурой спроса на конечный продукт.

Информация о работе Формирование и функционирование рыночной экономики и государственная система социальной защиты