Формы и методы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Необходимость и основные направления государственного регулирования 5
1.1. Необходимость государственного регулирования 5
1.2. Основные направления государственного регулирования 6
1.3. Недостатки рынка и необходимость их преодоления. 9
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования 13
2.1. Формы государственного регулирования 13
2.2. Экономические и административные методы регулирования 16
2.3. Косвенные методы государственного регулирования 18
2.4. Различия методов государственного регулирования 19
Глава 3. Особенности государственного регулирования российской экономики 21
3.1. Основные принципы торговой политики РФ. 21
3.2. Особенности стимулирования экспорта в РФ 24
3.3. Государственное регулирование российской экономики в сфере инновационных инвестиций. 28
3.4. Роль государственного регулирования в современной России 31
Заключение. 37
Список литературы. 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий - членов ТПП, - изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов.

В середине 1980-х годов  специалисты европейских стран  пришли к выводу о необходимости  централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными центрами ставится задача - оказать содействие средним и мелким фирмам. Для этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений.

2.4. Различия методов государственного  регулирования

В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют  конкретным условиям того или иного  государства. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынуждены сотрудничать с крупнейшими корпорациями.

Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государственные органы Японии и США также действуют в основном совместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они определяют:

а) объем необходимых  инвестиций, их направление и структуру;

б) технический уровень, а также объем и пропорции  выпуска 
важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность;

в) уровень заработной платы и некоторые другие виды деятельности предприятий.

Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью  экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий, программ, квот и др. [5, с. 374]

Например, в странах  Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, нередко  наблюдается прямое вмешательство государственных органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм. [13]

 

Глава 3. Особенности государственного регулирования российской экономики

3.1. Основные принципы торговой политики РФ.

На объемы, структуру  и региональное распределение российского 
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные 
направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

 В целях интеграции  экономики России в мировую  экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы)  и нетарифного регулирования ( в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях :

  1. обеспечения национальной безопасности РФ;
  2. выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния    на внутреннем товарном рынке;

3)        защиты внутреннего рынка РФ.

     В целях  защиты национальных интересов  действует система экспортного контроля.  Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление, которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

     Среди важных  решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ «О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов».

Переход России к рыночной экономике сопровождался помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений.

На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ),  в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране.

Низкие показатели импорта  связаны преимущественно с сокращением  государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались  также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.

Применяемые ведущими промышленно  развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов  своих бизнесменов (в том числе  административные) по жесткости значительно превосходят российские.

Западные страны стараются под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.

      Можно  привести  следующие примеры ущемления  интересов российских экспортеров:

    а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России;

    б) затрудненный  доступ на рынки для товаров  и услуг высокой технологии, где  Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);

    в) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции.

Со своей стороны, Правительство  России со значительным опозданием стало  предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым  нормам механизма защиты интересов  российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных  экономических отношений, с тем  чтобы занять в этой системе наиболее благоприятную позицию. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.  

3.2. Особенности стимулирования экспорта в РФ

Проблема укрепления экспортного потенциала России является весьма актуальной на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты  для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства достаточно велика. В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики, через которую реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны.

Стратегическими целями являются повышение эффективности  и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. Основное содержание и направленность программы развития экспорта РФ состоят в разработке, обосновании и последующей реализации комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта.

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и посредством создания для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту. Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он в большей степени отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.

Среди методов стимулирования экспорта особо можно выделить экспортные премии (субсидии), экспортное кредитование, экспортное страхование, предоставление налоговых и таможенных льгот  экспортерам, регулирование валютного  курса. Главная роль в стимулировании экспорта в России принадлежит кредитованию и страхованию экспорта.

Экспортные субсидии – финансовые льготы, предоставляемые  правительством или частными институтами  фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение). При этом во многих случаях субсидируется не столько экспорт, сколько производство товаров в целом. Именно поэтому требование Всемирной торговой организации об обмене субсидирования (при присоединении) нуждается в детальном сопоставлении выгод внешнеэкономической либерализации с возможными негативными последствиями для отечественного производственного сектора, не готового к конкуренции внешнего рынка.

Экспортный кредит –  кредит, предоставляемый иностранному покупателю или его банку с  целью финансирования продаж и услуг  и стимулирования экспорта, реализуется  через банки и межправительственные банковские организации, специальные фонды. Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, на наиболее перспективные машиностроительные изделия. В 2004 году Альфа-банк и крупнейший банк Израиля Bank Hapoalim B.M. подписали рамочное кредитное соглашение, по которому  Альфа-банку открывается кредитная линия для финансирования российских покупателей израильских товаров.

Также в 2004 году Торгово-промышленный банк Китая предоставил экспортный кредит Внешторгбанку России на сумму 200 млн. долларов для финансирования закупок российскими импортерами продукции КНР. В российском бюджете также предусмотрены средства для экспортного кредитования, которое направлено на развитие преимущественно промышленного экспорта.

Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Данное страхование покрывает как коммерческие, так и политические риски. В РФ данный вид страхования осуществляет «Ингосстрах», чьи страховые фонды позволят предложить российским экспортерам ежегодную защиту до 10 млрд. долларов. В 2003-2004 г.г. Внешэкономбанк и Росэксимбанк подписали трехсторонние соглашения с ассоциацией французских банков  AFB-export, германским государственным банком, департаментов гарантий экспортных кредитов Великобритании, экспортно-импортным банком США по совместному кредитованию экспортных проектов. В 2004 году на гарантии промышленного экспорта бюджетом было предусмотрено 500 млн. долларов, однако средства остались невостребованными. Этому может быть несколько причин: недостаточная ответственность механизмов поддержки экспорта и др. В бюджете 2005 года было предусмотрено предоставление государственных гарантий экспортерам и банкам, их кредитующим, на сумму в 500 млн. долларов.

Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых и косвенных налогов. Возможно также снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин и т.д. в 2004 году было произведено снижение экспортных пошлин по 70 товарным позициям.

Валютный курс крайне важен для осуществления внешнеторговой деятельности. Обесценение национальной валюты – сложный инструмент, при  котором рост экспорта не может являться основным мерилом эффективности такой политики, так как наносит ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и другим участникам экономического процесса.

Информация о работе Формы и методы регулирования экономики