Функции социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:54, доклад

Краткое описание

Функции социальной защиты населения. Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.
Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

социальная пенсия, которая  предоставляется государством гражданам  при наступлении пенсионного  возраста вне зависимости от наличия  и величины трудового стажа;

трудовая пенсия, которая  назначается и выплачивается  гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа;

дополнительная пенсия, которая  имеет два источника — либо самофинансирование самих граждан  в счет будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников.

 

Пенсионная система России прошла несколько этапов. Впервые  государственное пенсионное страхование  было введено в России в начале XX в., т.е. значительно позднее, чем  в большинстве других стран. После  Октябрьской революции государственное  пенсионное страхование было практически  отменено и вновь введено только в 1927 г. Действовавшая в СССР система  пенсионного обеспечения входила  составной частью в общую систему  социального страхования, обеспечивала всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень  потребления.

 

Средства на выплату пенсий аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который  являлся составной частью государственного бюджета страны. Достаточно стабильные темпы экономического развития позволяли  до 1956 г. использовать все преимущества сбалансированного по доходам и  расходам бюджета социального страхования.

 

Однако с увеличением  численности лиц, имеющих право  на получение пенсии (колхозников), а также существенного увеличения размера пенсий отдельным группам  пенсионеров стала возрастать несбалансированность бюджета соцстраха, и все больше выплата пенсий ставилась в зависимость от дотаций государственного бюджета. Положение особенно усложнилось в 1980-е гг., когда взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов, и государственный бюджет формировал по существу 60% бюджета социального страхования. Причем даже повышение тарифов, взносов на социальное страхование, введенное в 1982 г., сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение снизилось до 0,51, что экономически недопустимо.

 

С целью ликвидации дотационности  пенсионного бюджета в условиях нарастания необходимости радикальных  рыночных преобразований 15 мая 1990 г. был  принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении  граждан», направленный на решение  важнейших социальных задач: стабилизацию и подъем материального положения  пенсионеров, сокращение численности  малообеспеченных граждан. Но изменение  государственного устройства повлекло пересмотр принципов принятого  закона и потребовало принятия нового Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном Законе впервые  были четко прописаны принципы обязательного  государственного пенсионного страхования  и определены условия формирования государственного пенсионного фонда. Полный отказ от бюджетных дотаций  был провозглашен как важнейшее  условие функционирования пенсионного  фонда и государственного бюджета. Изменение каналов поступления  финансовых ресурсов на пенсионное обеспечение, использование для этих целей  прежде всего страховых методов  было чрезвычайно важной экономической  предпосылкой формирования новой устойчивой пенсионной системы в условиях становления  в стране рыночных отношений.

 

Таким образом, бюджет Пенсионного  фонда России (ПФР) стал полностью  автономной финансовой системой, которая  балансируется по доходам и расходам с помощью регулирования размера  и условий уплаты тарифа страховых  взносов различных категорий  плательщиков. Денежные средства Пенсионного  фонда России находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав других фондов и бюджетов и изъятию  не подлежат. В соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об  обязательном страховании в Российской Федерации» доходы ПФР формируются  из страховых взносов плательщиков и поступлений из федерального бюджета  для выплат социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме  офицерского состава), персональных и некоторых других пенсий.

 

В соответствии с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» к основным функциям Пенсионного  фонда России относятся: сбор и аккумуляция  страховых взносов, капитализация  средств фонда, привлечение дополнительных средств, взыскание с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или но случаю потери кормильца. Кроме  того, на ПФР возложена обязанность  контролировать совместно с налоговыми службами поступление и расходование страховых взносов.

 

В настоящее время организационная  структура пенсионной системы России включает в себя:

региональные отделения  ПФР в субъектах Федерации;

региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие назначение и выплату пенсий;

ЦБ РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет свои финансовые операции;

региональные отделения  Сбербанка России;

Федеральное агентство связи (подчиненное Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации), через отделения которого осуществляются пенсионные выплаты (80% от общего объема доставляемых пенсий).

 

Через региональные отделения  Пенсионного фонда России осуществляются сбор страховых взносов и финансирование органов социальной защиты, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.

 

Виды государственных  пенсий. Государственная пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации  гражданам трудового дохода, утраченного  в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а  также по другим основаниям, определенным нормами закона. Действующим пенсионным законодательством Российской Федерации  предусмотрены трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной  службы, пенсии по инвалидности от военной  травмы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д. В соответствии с трудовой и другой общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж гражданина, назначаются базовые виды пенсий: по старости (возрасту), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет. Трудовые пенсии по старости устанавливаются  мужчинам — по достижении 60 лет и  при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет  и при общем трудовом стаже  не менее 20 лет. Некоторым гражданам  пенсия по старости устанавливается  при пониженном пенсионном возрасте и при пониженном трудовом стаже.

 

Отдельным категориям граждан  устанавливается пенсия на льготных основаниях. К этим категориям законодательно отнесены:

женщины, родившие пять и  более детей и воспитавшие  их до восьми лет, а также матери инвалидов с детства;

инвалиды Великой Отечественной  войны и другие инвалиды, приравненные к ним, инвалиды I группы по зрению;

граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные  карлики.

 

При пониженном пенсионном возрасте в соответствии с действующим  законодательством получают пенсию отдельные категории работников, труд которых связан с особыми  условиями. Специальные Списки соответствующих  работ и профессий (должностей) включают лиц, занятых:

на подземных работах, на работах с вредными условиями  труда и в горячих цехах;

на работах с тяжелыми условиями труда;

в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

в качестве рабочих локомотивных бригад на железнодорожном транспорте;

в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве;

в качестве механизаторов  комплексных бригад в портах;

в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

спасателями в аварийно-спасательных службах и формированиях;

некоторые другие группы.

 

Работники, чей труд протекает  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, также имеют  право на получение пенсии на льготных основаниях. Доля всех пенсионеров-льготников в общей численности пенсионеров  составляет 17—18%.

 

Статистика периода рыночных реформ показывает, что при уменьшении численности занятых в экономике  и при достаточно стабильной численности  пенсионеров их соотношение меняется в неблагоприятную сторону. Нагрузка пенсионной системы на экономику  возросла с 45 пенсионеров на 100 человек, занятых в народном хозяйстве  в 1995 г., до 60 пенсионеров в 2000 г. Однако в последние годы указанная тенденция  замедлилась, и в 2005 г. этот показатель несколько снизился (до 57).

 

Минимальный размер месячной пенсии по старости в 2007 г. составлял 3971 руб., а его базовая часть — 1864 руб. Кроме того, важно уточнить методику расчета прожиточного минимума пенсионеров с учетом существенной доли в их расходах стоимости медицинских  и других социальных услуг.

 

Семейная политика и охрана детства. Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны государства. Семья —  это система, наиболее приспособленная  для того, чтобы влиять как на индивида, обеспечивая его потребности, так и на общество в целом, приумножая его богатство. Противоречия современного общества, его проблемы и сложности  все острее отражаются на семье. Вместе с тем в рыночной экономике, когда на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным гарантом выживания человека. Семейная политика и семейное законодательство в Российской Федерации сохранили сегодня специфику советского периода, когда семья рассматривалась прежде всего с точки зрения исполнения репродуктивной функции, поэтому большинство мер и гарантий семейной политики ориентированы на родителей, а не на супругов. Законодательство в этой области в большей мере регулирует имущественные, нежели личные права и обязанности супругов. Государство пока еще не до конца определило свое отношение к семье и границы своего вмешательства, поскольку при регулировании семейных отношений присутствует риск вторжения в сугубо частные вопросы жизни членов семьи.

 

Современная Российская семья, адаптируясь к социально-экономическим  переменам, претерпевает значительные изменения, обусловливающие возникновение  различных моделей семьи, которые  можно подразделить на следующие  типы:

простая семья (67%), состоящая  из супругов с детьми или без них - преобладающий тип;

супружеские пары, живущие  с одним из родителей супругов или с другими родственниками (12%);

сложные семьи, включающие две  и более супружеские пары в  семейной структуре;

неполные семьи, доля которых  постоянно увеличивается (13%).

 

В подавляющем большинстве  это семьи одиноких матерей, разведенных  женщин, вдов с детьми, в которых  один, реже два ребенка. Модернизация современного общества предполагает все  большую свободу выбора для каждой отдельной личности, что отражается на положении семьи, способствуя  ее трансформации. Многие социальные феномены — высокий уровень внебрачной рождаемости, миграция населения, повышение  уровня бедности, рост количества разводов — обостряют существующие проблемы, а происходящие тенденции свидетельствуют  о надвигающемся кризисе семьи, выражающемся в ослаблении связей между  родителями и детьми, союза супругов, распаде хозяйственного уклада. Задача современной семейной политики в  России заключается в стремлении усилить роль семьи в исполнении традиционных экономических и социальных функций. Требования возродить семью  как субъект накопления собственности, социализации детей все чаще просматриваются  в мерах, разрабатываемых исполнительной властью. В настоящее время реализуется  несколько федеральных целевых  программ в сфере социальной защиты семьи и охраны материнства и  детства: «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети  семей беженцев и вынужденных  переселенцев», «Развитие социального  обслуживания семьи и детей», «Безопасное  материнство», «Развитие индустрии  детского питания» и др.

 

Ежегодно растут расходы  государства на выплату семейных и материнских пособий. Структура  семейных пособий включает в себя:

пособия по беременности и  родам;

пособия при рождении ребенка;

пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;

пособия по уходу за детьми-инвалидами;

ежемесячное пособие на ребенка.

 

Удельный вес семейных и материнских пособий в общем  объеме денежных доходов населения  составляет все еще незначительную величину 0,6%, а в ВВП — лишь 0,4%, что существенно меньше по сравнению  с развитыми странами.

 

Исследованиями установлено, что в условиях переходного периода  за чертой бедности оказались не только традиционно малообеспеченные семьи  — многодетные, неполные семьи инвалидов, но и обыкновенные, нормально сформированные семьи. Степень вариации долей семей  с доходами ниже черты бедности по отдельным регионам колеблется от 20 до 40%. Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка на трудоспособных людей, которая предопределяет низкий уровень доходов на одного человека в семье (душевого дохода).

 

Традиционным объектом государственной  социальной поддержки являлись многодетные  и неполные семьи. В настоящее  время среди малообеспеченных высока доля семей благополучных, состоящих  из супружеских пар с детьми, где  бедность обусловлена низкими заработками  или безработицей одного из родителей. Появление именно таких категорий  семей среди малообеспеченных требует  переориентации внимания государственных  служб социальной защиты прежде всего  на создание оптимальных условий  для самообеспечения семей, самозанятости, стимулирование развития семейного  предпринимательства. Поэтому семейная политика включает как социальную защиту семей, так и создание условий, в  которых члены семьи могли  бы эффективнее, чем ранее, извлекать  доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания  приемлемого для себя образа жизни.

 

Социальная защита семей  представляет собой лишь одно, хотя и, безусловно, важное для настоящего времени направление из общей  системы мер по укреплению института  семьи. Современная государственная  социальная политика в интересах  детей получила свое развитие начиная  с Указа Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2000 года (Национального плана  действий в интересах детей)». В 1998 г. был принят Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в который включены многие положения и требования Конвенции  о правах ребенка. Однако, несмотря на обилие декларативных положений  и принятых и действующих федеральных  целевых программ, в реальной жизни  делается еще недостаточно для охраны детства. Остаются крайне острыми проблемы организации социальной защиты, образования  в сельской местности; вне поля зрения находятся вопросы, связанные с  положением детей в городах: распространение  теневых и криминальных форм детской  занятости, включая проституцию и попрошайничество, рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, распространение ВИЧ-инфекции среди детей и подростков.

 

Очевидно, что любые изменения  и проблемы семьи немедленно влияют на ребенка. В этой сложной и многоаспектной проблеме особое место занимает вопрос о роли государства. С одной стороны, оно должно иметь законную власть для вмешательства в отношения  родителей и детей, так как  отмечается в последние годы рост числа фактов насилия над ребенком в семье. С другой стороны, существует опасность злоупотребления государством властью, чрезмерного вмешательства  в частную жизнь семьи.

Информация о работе Функции социальной защиты населения