Ценообразование в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ модели рынка совершенная конкуренция и ценообразования на рынке товаров в её условиях.

В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы, понятия и механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции, во второй главе рассматривается ценообразование рынка товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 РЫНОК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 4

1.1 Понятие и сфера распространения совершенной конкуренции 4

1.2 Понятие и определение рыночного спроса 7

1.3 Понятие и определение предложения 9

ГЛАВА 2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 11

2.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде 11

2.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика1.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)


22

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. ЧАСТЬ I. МИКРОЭКОНОМИКА» НА ТЕМУ:

 

 

«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ЭиЭМ

группы №511

Филиппова Марта петровна

 

Научный руководитель:

Горячий Сергей Александрович

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 РЫНОК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1 Понятие и сфера распространения совершенной конкуренции

1.2 Понятие и определение рыночного спроса

1.3 Понятие и определение предложения

ГЛАВА 2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде

2.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена - денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Целью данной курсовой работы является анализ модели рынка совершенная конкуренция и ценообразования на рынке товаров в её условиях.

В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы, понятия и механизм функционирования  рынка в условиях совершенной конкуренции, во второй главе рассматривается  ценообразование  рынка товаров.


ГЛАВА 1 РЫНОК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1 Понятие и сфера распространения совершенной конкуренции

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

«Признаки совершенной конкуренции:

               1.  Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие ог­ромного множества независимо действующих про­давцов, обычно предлагающих свои продукты на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2.  Стандартизированный продукт. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или од­нородную, продукцию. При данной цене потреби­телю безразлично, у какого продавца покупать про­дукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, С, D, Е и т.д. рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стан­дартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или сти­мулировании сбыта.

3. Принимающие цену. На чисто конкурентном рын­ке самостоятельным фирмам доступен весьма незна­чительный контроль над ценой своего продукта. Это свойство — следствие двух предшествующих. В ус­ловиях чистой конкуренции каждая фирма произ­водит настолько небольшую часть общего объема продукции, что ее увеличение или уменьшение не окажет ощутимого влияния на совокупное предло­жение и, следовательно, цену продукта.

Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конку­рирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, та­ким образом, составляет 1 млн единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм со­кращает свое производство до 50 единиц. Скажет­ся ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокраще­ние выпуска одной фирмой оказывает почти неза­метное воздействие на совокупное предложение — точнее, общая величина предложения уменьшает­ся с 1 млн до 999 950 единиц. Это очевидно недо­статочное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продук­ции. Короче говоря, самостоятельный конкуриру­ющий производитель выступает в роли принимаю­щего цену; конкурентная фирма не в состоянии устанавливать рыночную цену, она может только приспосабливаться к ней.

Это означает, что отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть заданная величина, на которую про­изводитель не оказывает никакого влияния. Фирма продает свой продукт по одной и той же цене как при большем, так и при меньшем объеме производ­ства. Запрашивать цену выше существующей рыноч­ной бесполезно: покупатели ничего не купят у фир­мы по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт или его точный заме­нитель по 2 дол. за единицу. И наоборот, поскольку фирма А в состоянии продать сколько угодно своей продукции по 2 дол. за единицу, у нее нет никаких причин назначать более низкую цену, например 1,95 дол., ведь, поступи она так, это привело бы к сокращению ее прибылей.

4.  Свободное вступление в отрасль и выход из нее.

Новые фирмы могут свободно входить, а существу­ющие фирмы — свободно покидать чисто конку­рентные отрасли. В частности, не существует ника­ких серьезных препятствий — законодательных, тех­нологических, финансовых или других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Уместность.

Чистая конкуренция на практике встре­чается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка — неуместное логиче­ское упражнение.

1.  Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыноч­ной структуре. Например, многие особенности аме­риканского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

2.  Чистая конкуренция представляет собой про­стейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной много­значной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

3. Функционирование чистой конкурентной эко­номики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

Короче говоря, чистая конкуренция — это мо­дель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.»[1]

 Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).

Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной или торговой марке, фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

 

1.2 Понятие и определение рыночного спроса

В рыночной экономике спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить. При этом следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Функция индивидуального спроса какого-либо потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного товара притом, что его доход и цены других товаров не меняются.
Очевидно, что у разных потребителей вид линии спроса будет различным в зависимости от воздействующих на спрос факторов (доход данного потребителя, его предпочтения, вкусы и т. д.).

Для практических целей важное значение имеет определение рыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей при каждой возможной цене. В этом случае:

 

где m – число потребителей;

Qi – объем рыночного спроса на i-й товар;

qij – функция спроса на i-й товар j-го потребителя.

Суммирование может быть произведено графическим способом, посредством таблиц или аналитических выражений.

 

Рис. 1 - Совершенно эластичный спрос

 

«Поскольку по определению совершенной конкуренции доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы в условиях совершенной конкуренции - прямая Р = const, параллельная оси абсцисс. Говорят, что спрос на продукцию конкурентной фирмы совершенно эластичен: при любом, сколь угодно малом, повышении цены рыночной объем спроса станет нулевым, а при любом снижении превысит производительные возможности фирмы.»[2]

 

 

1.3 Понятие и определение предложения

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает её суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов:

QSA = f(PA,PB,…,PZ,R,K,C,X…)[3]

, где QSA – объем предложения товара А в единицу времени;

РA, PB …, РZ – цены данного и остальных товаров;

R – наличие производственных ресурсов;

К – характер применяемой технологии;

С – налоги и дотации;

Х – природно-климатические условия.

Зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях называется функцией предложения по цене:

QS= f (P)

Движение вдоль кривой предложения означает изменение объема предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) объем предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже объем предложения.

Сдвиг кривой предложения влево или право отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием изменения всех факторов, определяющих функцию предложения, кроме цены данного товара.
Цена предложения – минимальная цена, по которой потребитель готов предложить на рынке данное количество товара.

Рис. 2 - Сдвиг кривой предложения

 

«Рассмотрим теперь, как образуется кривая предложения отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Предполагается, что целью фирмы является максимизация прибыли.

Произведя продукцию в объеме Q и продавая ее по цене Р, фирма получает выручку в размере РQ и несет затраты TC. Ее прибыль равна

П = PQ – TC

Как мы отметили, особенностью функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции является независимость цены от объема выпуска продукции данной фирмы. Условие максимума прибыли имеет вид:

Р = МС

На рис. 3 точки пересечения МС с линиями спроса укажут на тот объем предложения фирмы, который при данной цене обеспечивает максимум прибыли или сводит к минимуму возможные убытки: при цене Р1 это Q1, при цене Р2 это Q2, при цене Р3 это Q3.

Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров