Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:58, шпаргалка
Краткое описание
1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. 2-3Основные этапы развития эк теории 4.Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
1.Особенности экономических
воззрений в традиционных обществах. Первые научные
представления об экономике сформировались
в эпоху традиционных обществ. В традиционных
обществах преобладало сельскохозяйственное
производство; большая часть общественного
продукта производилась в аграрном секторе
и значительная часть населения была занята
в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную
основу; преобладало не товарное, а натуральное
хозяйство. Вместе с тем углубление общественного
разделения труда, поступательное развитие
промышленности и торговли вело к формированию
рыночных отношений и институтов, которые
постепенно вытесняли натуральное хозяйство,
формируя предпосылки для товарного производства.
В традиционных обществах были широко
распространены отношения личной зависимости;
производители не были самостоятельны
в принятии хозяйственных решений. Технологическую
основу традиционных обществ составляла
ручная техника. Низкая производительность
ручного труда ограничивала возможности
экономического роста и увеличения национального
богатства. Большая часть прибавочного
продукта использовалась на потребление,
а не на накопление и расширение производства.
Рост богатства отдельных социальных
групп и индивидов происходил не за счет
увеличения национального богатства,
а за счет его перераспределения. В традиционных
обществах экономические исследования
не имели самостоятельного значения; экономические
воззрения формировались в рамках философских,
правовых и религиозных систем. Разрабатывая
общую философию государства и права,
античные мыслители стремились исследовать
законы общественной жизни и выявить механизмы,
способные обеспечить общественное согласие
и целостность общества. Общепризнанный
вклад в разработку этих вопросов внесли
древнегреческие философы Платон и
Аристотель. Их общепризнанным вкладом
в формирование научных представлений
об экономике является исследование разделения
труда. Древнегреческие философы объясняли
разделение труда естественными различиями
в человеческих способностях; для них
это было природное явление. Они считали,
что некоторые люди являются рабами от
природы. Платон и Аристотель жили в обществе,
в котором проявлялись социальные антагонизмы;
они стремились найти модель идеального
государства. По Платону идеальное государство
характеризуется постоянным числом жителей
и постоянным количеством богатства, что
обеспечивает его жесткую стационарность.
Платон разделял общество на правителей
(философы и стражи) и поданных (крестьяне,
ремесленники и торговцы). Философы управляют
государством, стражи охраняют его от
внешних вторжений; крестьяне, ремесленники
и торговцы обеспечивают необходимые
жизненные средства. Он считал, что философы
и стражи не должны иметь частной собственности,
так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям.
Частной собственностью могут быть наделены
только лица, не принимающие участия в
управлении государством. Он считал, что
накопление богатства является пороком,
ведущим к социальным конфликтам. Это
оказало влияние на его понимание природы
и функций денег. Платон определил деньги
как символические средства, используемые
как средство обмена. Они не должны иметь
собственной неденежной ценности и не
будут выполнять функцию средства накопления.
Аристотель, также как и его учитель, Платон,
рассматривал пути создания идеального
государства. Однако он критиковал концепцию
Платона, в частности его отрицание частной
собственности. По Аристотелю, требуется
не уничтожение частной собственности,
а более просвещенное и либеральное ее
использование, так как она дает дополнительные
стимулы к труду и надежные основания
для общественного спокойствия. Однако
он, так же как и Платон, осуждал накопление
богатства. По Аристотелю экономика делится
на две части: собственно экономика как
наука об управлении домашним хозяйством
и наука предложения, которая рассматривает
вопросы приобретения и накопления и изучает
искусство обогащения. По Аристотелю обмен
не обязательно является неестественным;
человек может обменивать товар, стремясь
не к обогащению, а к удовлетворению потребностей.
Однако возникновение торговли как профессионального
занятия, направленного на зарабатывание
денег, по Аристотелю, привело к утрате
естественной цели удовлетворения потребностей,
и накопление денег само по себе стало
целью торговли. Аристотель сделал вывод
о том, что товары производятся не только
для потребления, но и для обмена. Он разграничил
два свойства товара: потребительная стоимость
(ценность) и меновая стоимость (ценность).
Потребительная ценность не является
внутренним качеством товара, а отражает
его способность удовлетворять потребности
человека. Меновая ценность- это ценность
товара с точки зрения его способности
к обмену на другие товары. Научная экономическая
мысль имела не систематический, а фрагментарный
характер; экономическая профессия еще
не сформировалась и исследованиями экономических
вопросов занимались не профессиональные
экономисты, а главным образом философы,
которые опирались не на специальные методы
исследования, а на простой здравый смысл.
2-3Основные этапы развития
эк теории. 1)Впервые термин “политическая экономия”
ввел в научный оборот француз Антуан
де Монкретьен.Первая школа полит экономии
– меркантилизм (XVII в., Англия). Главная
идея: источником общественного богатства
является не производство, а сфера обращения.
Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва
в стране благородных металлов (золота,
серебра). Следующий этап – классическая политическая
экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер.
Источник богатства – сфера производства. Школа физиократов (классическая
политическая экономия). Источник богатства
– производство, но они признавали только
одну производительную отрасль – с/х.
Считали, что с/х может создать чистый
продукт, все другие отрасли – бесплодные.,
т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного
труда. Рыночное направление классиков.
А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные
идеи: необходимость свободной и конкурентной
экономики, экономические свободы, максимум
индивидуальной свободы. Труд – источник
богатства. А. Смит придавал большое значение
разделению труда. Марксистская полит экономия.
К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию
классов и классовой борьбы; теорию пролетарской
революции. Выделяли 2 основных класса:
пролетариат и буржуазию. Капитал создается
трудом наемных рабочих и присваивается
собственником капитала. Считали необходимым
ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского
класса, ликвидацию частной собственности. 2)Неоклассическое направление А.
Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены.
Механизм ценообразования – взаимодействие
спроса и предложения. В основе спроса
– теория предельной полезности, а в основе
предложения – концепция факторов производства
и теория предельной производительности.
Не разделял идей межклассовой борьбы,
выступал за межклассовые отношения, социальное
партнерство, согласие в обществе. Кейнсианство. Д.
Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике,
макроанализ. Для повышения спроса Кейнс
рекомендовал использовать кредитно-денежную
и бюджетную политику, не рассматривал
рынок как идеальный саморегулирующийся
механизм.Монетаризм. Денежная
масса – определяющий фактор развития
экономики. Считают, что достижение безинфляционного
роста экономики требует контроля за денежной
массой. Новая классическая экономика. Д.
Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных
ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются
к меняющимся экономическим условиям
согласно рациональному использованию
имеющейся у них информации, поэтому вмешательство
гос-ва в экономику не требуется. Теория общественного
выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др.
Изучали закономерности выбора направлений
деятельности правительства в области
экономики и того, каким образом осуществляется
этот выбор. Основная идея: человек в любой
области своей деятельности стремится
максимизировать результат в своих собственных
интересах. Институционализм.
Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея:
исследование человека в зависимости
от среды, которая.его окружает. Согласно
этой теории эконом жизнь и эконом категории
имеют институциональный характер.
4.Вклад российских
ученых в развитие мировой
экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России.Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок.
1605–1680), экономист, положивший начало
политэкономии в России, государственный
и военный деятель, дипломат сер. и 2-ой
пол. XVII в. Экономические взгляды Ордин-Нащокина
– первое проявление русского меркантилизма.
Будучи выразителем интересов купечества,
он уделял много внимания вопросам торговли
и ее организации. В то же время Ордин-Нащокин
во всей своей государственной деятельности
исходил из того, что народное хозяйство
страны представляет единое целое; это
отличало его от многих предшественников,
сосредоточивавших свое внимание на развитии
отдельных отраслей экономики.
ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726),
писатель, экономист Посошков неоднократно
высказывает идеи экономической автаркии,
независимости русского хозяйства от
внешних рынков. Богатство народа состоит
не в том, что он получает из-за границы,
а в том, что он создает внутри своего хозяйства,
обеспечивая себя всем необходимым.
Туган-Барановский Михаил
Иванович (1865, Купянский у. Харьковской
губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. Труды
по проблемам политэкономии, истории русской
промышленности, кооперативному движению.
Чаянов Александр Васильевич (1888,
Москва - 1937) - экономист-аграрник. Изучив
опыт кооперативного движения в Западной
Европе, он стал одним из авторитетнейших
ученых в области сельскохозяйственной
кооперации и организации сельского хозяйства,
разрабатывал идеологию, методы определения
доходности крестьянского хозяйства,
его отдельных отраслей.
КОНДРАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892-1938)
— советский экономист, создатель концепции
длинных волн конъюнктуры ("кондратьевских
циклов"). В рыночном хозяйстве, полагал
Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных
циклов (8-12 лет) есть еще и долгосрочные
циклы (50-55 лет) — "большие волны конъюнктуры".
Им были обработаны статистические материалы
(динамика цен, ссудный процент, зарплата,
показатели внешней торговли, объемы производства
основных видов промышленной продукции)
за 1780-1920-е по таким странам, как Англия,
Франция, Германия, США, а также в целом
по мировому хозяйству. Исследованные
им полувековые циклы в современной науке
называют "кондратьевскими".
Особенности развития экономической
науки в России.(со второй половины 19 -
нач. 20 веков)
1.
Одной из особенностей экономической
мысли в России является органическая
связь теоретического анализа с актуальными,
как правило, весьма острыми проблемами
развития производительных сил, реформирования
социально-экономических отношений. 2.
На протяжении длительного времени в центре
внимания российских экономистов оставался
крестьянский вопрос, проблема аграрных
преобразований. Дискуссии шли о проблемах
общинного землевладения, о повышении
эффективности сельскохозяйственного
труда, о путях вовлечения села в систему
рыночных отношений. 3. В выдвижении и обосновании
оригинальных идей активно участвовали
не только профессиональные экономисты,
но и представители других сфер знания,
публицисты, практики. С планами экономических
преобразований, проведения денежной
реформы выступали государственные деятели
и ученые.
4.
Определенную роль в формировании российской
экономической мысли играли представители
исторической школы, в том числе авторы
исследований и работ по истории экономических
учений – В. В. Святловский, А.И. Чупров,
М.И.Туган-Барановский.
5.Экономическая
теория: предмет и особенности методологии.
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие
деятельности и отношениям людей в процессе
производства, распред, обмена, потребления
совокупности благ, необходимых для поддержания
жизни чел и общества в целом. Ресурсы
для производства благ ограничены. Ограниченность
порождает проблему выбора. Необходимо
максимально удовлетворить потребности
при минимально возможных издержках.Предмет
эк. теории - хозяйственная жизнь общества
и способы производства, обмена и распределения
благ при условии ограниченности ресурсов.Микроэкономика-
это часть эконом теории, изучающая поведение
отдельных эконом едениц (домашних хоз-в
и фирм) и функционирование отдельных
рынков товаров и ресурсов. Методология -
это общий подход к изучению экономических
явлений, система методов и приемов анализа
при определенном философском подходе:
субъективном, диалектико-материалистическом,
эмпирическом, рационалистическом. В методологии
экономической теории можно выделить
четыре главных подхода:1) субъективистский
(с позиций субъективного идеализма);2)
неопозитивистско-эмпирический (с позиций
неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);3)
рационалистический;4) диалектико-материалистический.При субъективистском
подходе в качестве исходного пункта анализа
экономических явлений берется хозяйствующий
субъект, воздействующий на окружающий
мир, причем суверенное «я» относительно
независимо, отсюда все равны. Объектом
экономического анализа является поведение
субъекта экономики («гомоэкономикса»),
и поэтому экономическая теория рассматривается
как наука о человеческой деятельности,
определяемой границами потребностей.
Главная категория при таком подходе –
потребность, полезность. Экономика становится
теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим
субъектом из различных вариантов.Неопозитивистско-эмпирический
подход основан на более тщательном изучении
явлений и их оценке. Во главу ставится
технический аппарат исследования, который
из инструмента превращается в предмет
познания (математический аппарат, эконометрика,
кибернетика и т.д.), а результатом исследования
выступают различного рода эмпирические
модели, которые здесь являются главными
категориями. Этот подход предполагает
деление на микроэкономику – экономические
проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику
–экономические проблемы в масштабе общества.Рационалистический
подход ставит целью открытие «естественных»
или рациональных законов цивилизации.
Это требует исследования экономической
системы в целом, экономических законов,
регулирующих данную систему, изучения
экономической «анатомии» общества. Экономические
таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.Целью
экономической деятельности человека
является стремление получить пользу,
а целью экономической теории – не изучение
человеческого поведения, а изучение законов,
регулирующих производство и распределение
общественного продукта (Д. Рикардо). Такой
подход признает деление общества на классы,
в отличие от субъективистского, представляющего
общество как совокупность равных субъектов.
Главное внимание при таком подходе уделяется
стоимости, цене, экономическим законам.Диалектико-материалистический
подход считается единственно правильным в
решении научных проблем на основе не
эмпирического позитивизма (опыта), а объективного
анализа, характеризующего внутренние
связи явлений, существующих в реальности.
Экономические процессы и явления постоянно
возникают, развиваются и уничтожаются,
т.е. находятся в постоянном движении,
и в этом заключается их диалектика.
6 Экономические агенты представляют собой субъекты, участвующие
в экономических отношениях, являющиеся
непосредственными участниками процесса
производства, распределения и обмена,
а также в потреблении созданных экономических
благ для удовлетворения собственных
потребностей.В основном рассматривают
три вида экономическихаг ентов:1) государство;2) фирмы(предприятия);3) домохозяйства
(индивидуальные хозяйства). Полное удовлетворение
формирующихся в обществе потребностей
экономических агентов может быть достигнуто
несколькими способами. Для данных способов
основанием служат прежде всего три механизма
обмена, которые возникли в эволюционном
процессе, иначе говоря, способы, координирующие
действие экономических процессов.
К данному механизму обмена относятся следующие формы:1) форма обмена, имеющая властно—принудительный характер, т. е. согласно
условиям командной экономики должна
осуществляться поставка продукции, выпущенной
в отрасли промышленности;
2) форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне
обмена, т. е. обменные отношения в кругу семьи,
различные подарки и т. д.;3) форма обмена,
осуществляющаяся на товарных рынках, т. е. продажа
и приобретение продуктов на рынке в определенной
местности. Субъекты, участвующие в хозяйственном
процессе с целью удовлетворения собственных
потребностей, по своему усмотрению применяют
одну их трех форм обменного механизма.
В зависимости от данного выбора выделяют:1) рыночные продукты;
2) нерыночные продукты. Функционирование
обмена в рыночном механизме осуществляется
на основе рыночных продуктов или благ.
Действие хозяйственного процесса предусматривает
вступление экономических агентов в производственные
отношения, процесс распределения, обмена
и потребления по поводу рыночных и нерыночных
продуктов (благ). Следовательно, экономические
субъекты, удовлетворяющие собственные
потребности с применением рыночного
механизма обмена, а также рыночных продуктов
(благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение
собственных потребностей экономическими
субъектами посредством обмена взаимного,
социального и принудительного в обязательном
порядке властями называют нерыночными агентами.
7Потребности, экономические
ресурсы, экономические блага и их классификации.Материальные
потребности можно назвать экономическими потребностями. Они
выражаются в том, что мы хотим различных
экономических благ. В свою очередь, экономические
блага - это материальные и нематериальные
предметы, точнее, свойства этих предметов,
способные удовлетворять экономические
потребности. Экономические потребности
— одна из основополагающих категорий
в экономической теории. Человечество
устроено так, что его экономические потребности
обычно превышают возможности производства
благ. Говорят даже о законе (принципе)
возвышения потребностей, который означает,
что потребности растут быстрее производства
благ. Во многом это происходит потому,
что по мере удовлетворения одних потребностей
у нас тут же возникают другие.Так, в традиционном
обществе большинство его членов испытывает
потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это
потребности преимущественно в пище, одежде,
жилье, простейших услугах. экономические
блага ограниченны, т.е. меньше потребностей
в них. Это ограничение связано с тем, что
производство экономических благ сталкивается
с ограниченностью запасов многих природных
ресурсов, частой нехваткой рабочей силы
(особенно квалифицированной), недостаточностью
производственных мощностей и финансов,
случаями плохой организации производства,
отсутствием технологий и других знаний
для производства того или иного блага.
Для удовлетворения потребностей людей служит
благо. Благо — это средство
удовлетворения потребностей человека. Экономические
блага — это результаты экономической
деятельности, которые можно получить
в ограниченном количестве по сравнению
с потребностями.Экономические блага
включают в себя две категории: товары и услуги. Но есть
и такие блага, которые по сравнению с
потребностями имеются в неограниченном
количестве (например, воздух, вода, солнечный
свет). Они предоставляются природой без
приложения человеком усилий. Такие блага
существуют в природе «свободно», в неограниченном
количестве и называются неэкономическими или даровыми.
С точки зрения потребления благ их подразделяют
на потребительские и производственные. Иногда
они называются предметами потребления
и средствами производства. Потребительские
блага предназначены для непосредственного
удовлетворения человеческих потребностей.
Это те самые конечные товары и услуги,
которые необходимы людям. Производственные
блага — это используемые в процессе производства
ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование,
здания, земля, профессиональные навыки
(квалификация).