Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Отличительная черта экономических
агентов — принятие и реализация
самостоятельных решений в
В процессе хозяйственной
деятельности экономические
В качестве экономических
агентов (потребителей и производителей)
могут выступать как индивиды,
физические лица, так и сложные
образования, включая юридические
лица как субъекты, по закону имеющие
определенные права собственности
и хозяйствования в отношениях с
другими экономическими агентами. К
экономическим агентам
Домохозяйства — индивиды и их семьи. К ним принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы — рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей.
Фирмы (предприятия)— это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма — организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведет хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства.
Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Осуществляют деятельность в сфере контроля над экономическими процессами на всех уровнях жизни общества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же. Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом. Государство ориентировано на реализацию интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете. Цель — утверждение власти, а следовательно расширение сферы своего контроля на всех уровнях.
Экономические интересы:
Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций – всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (потребности общества, государства в целом).
Интересы экономических
агентов обусловливаются их положением
в экономической системе, выполняемыми
ими функциями. Домашние хозяйства
стремятся максимизировать
В современной экономической теории разделение прав собственности и хозяйствования анализируется как отношения собственника блага (ресурса) и его пользователя.
Собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, услуг, объектов интеллектуальной собственности во всех сферах общественного воспроизводства.
С точки зрения собственности как экономического отношения, особое значение имеют права владения, пользования, распоряжения и присвоения.
Началом и в то же время итогом прав владения, пользования и распоряжения является право присвоения. Через присвоение вещь становится собственностью.
Категория «собственность» отражает возможности субъекта собственности по распоряжению ее объектами. В отличие от нее хозяйствование как экономическая категория относится к процессу, а не к состоянию. В этом ее основное отличие от категории «собственность», характеризующей именно состояние. Хозяйствование – это процесс целесообразного использования благ субъектами.
Если собственник фактора
производства принимает решение
о передаче своей собственности
другому хозяйствующему субъекту, то
он получает факторный доход (заработную
плату, прибыль, процент или ренту).
При этом в качественном аспекте
факторный доход представляет собой
плату собственнику фактора за передачу
права его использования
В качестве примера соединения
собственности и хозяйствования
выступает обыкновенная акция. Она
является, с одной стороны, носителем
права голоса собственника при принятии
хозяйственного решения, например, о
распределении
Существование большого количества
экономических целей при
Тот, кто является потребителем, должен распределить в определенной последовательности свои потребности, произвести расчет ожидаемых затрат с предполагаемым получением дохода.
Основным принципом экономики по потреблению является разработанный Х. Вэрианом принцип оптимизации. Согласно данному принципу общество старается выбрать самые лучшие структуры потребления из того количества, у которых имеется возможность себе это позволить. Прежде всего, производитель должен определиться, что конкретно он должен производить, в каком объеме и какого качества, а также определить технологию производства, произвести расчет предполагаемого дохода и соизмерить его с расходами.
Решение сложных проблем
более свойственно государству,
т. к. оно должно обеспечить условия для
повышения благосостояния общества, определить
пути экономического развития и др. На
основании этого критериями экономического
поведения являются рациональность и эффе
Экономическая политика – это достижение системы экономических целей: экономический рост, или более высокий уровень жизни; полная занятость; экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек); стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; социально-экономическая обеспеченность (государство должно обеспечить существование нетрудоспособных, которые не могут себя обеспечить); разумный платежный баланс.
Экономическая стратегия - это генеральная линия действий в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта общественных благ, намеченных к исполнению в будущих периодах. Более конкретно, стратегическая цель состоит в достижении максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения значительного подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания.
Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
По методам ведения конкуренции выделяют ценовую конкуренция и неценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника цен. При неценовой конкуренции фирмы стремятся завоевать покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара.
По характеру конкурентной борьбы различают добросовестную (честную) конкуренцию и недобросовестную (нечестную) конкуренцию. Все рыночные методы ведения конкурентной борьбы являются добросовестными (все методы, не запрещенные законом). Недобросовестная конкуренция предполагает использование следующих методов борьбы: подкуп чиновников, промышленный шпионаж и т. д.
Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Эта конкуренция приводит к формированию рыночной цены на определенный товар. Межотраслевая конкуренция.
По степени развития конкурентных начал экономическая теория выделяет совершенную и несовершенную конкуренцию. С. КОНКУРЕНЦИЯ - идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. На рынке совершенной конкуренции разделение экономической власти максимально и механизм конкуренции работает в полную силу. Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. При Н. КОНКУРЕНЦИИ разделение экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление — дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов.
Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта — установление цен по принципу лидерства.
Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
Роль конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.
Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.
Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.
1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;
2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;
3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;
4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;
5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;
6) косвенные блага, созданные с производственной целью;
5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;
6) взаимодополняемые блага.
Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы. Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).