Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эволюции теорий экономического роста. С данной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
– дать определение понятию «экономический рост»;
– охарактеризовать сущность и основные показатели экономического роста, а также факторы на него влияющие;
– описать основные теоретические модели экономического роста;
– рассмотреть наиболее широко применяемые модели экономического роста такие, как модель Харрода-Домара, модель Солоу, а также «золотое правило» накопления Э. Фелпса;
– определить роль политики государства в стимулировании экономического роста;
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения экономического роста и его теоретических моделей 5
1.1 Экономический рост: сущность, показатели, факторы 5
1.2 Теоретические модели экономического роста 9
1.3 Широко применяемые модели экономического роста 20
1.3.1 Модель Харрода-Домара 20
1.3.2 Модель Солоу 22
1.3.3 «Золотое правило» накопления Э. Фелпса 24
Глава 2 Проблемы и анализ экономического роста в России 27
2.1 Государственная политика стимулирования экономического роста 27
2.2 Особенности и анализ экономического роста в России 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
3)
Стимулирование технического
В завершение отметим, что в модели Солоу нахождение экономики той или иной страны на равновесной траектории роста определяется прежде всего экзогенно заданными величинами s, n и g. . Экзогенный характер данных детерминант экономического роста обусловил критику модели Солоу и указал вектор развития современных теорий экономического роста в направлении эндогенизации показателей темпа роста населения, уровня технического прогресса и нормы сбережений. Значительная часть современных так называемых теорий эндогенного роста посвящена рассмотрению данных аспектов проблемы и является одним из наиболее перспективных направлений экономической науки начиная с момента возникновения модели Солоу.
Учитывая, что в экономический рост выступает желательным явление, возникает проблема, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс. В вопросе о возможности воздействия государства на темпы экономического роста существуют противоречивые подходы. Так, Р. Солоу предполагает, что одним из вкладов современной теории роста являлось введение табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста. Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия – изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с целью достижения «золотого правила». Важным является также то, как и каким темпом можно достигнуть этого.
Вместе с тем развитие эндогенных теорий роста способствовало тому, что наметились инструменты воздействия с помощью государства на темпы роста и его качество. Ориентация на повышение темпов роста российской экономики стало главной задачей экономической политики. В рамках научных и общественно-политических дискуссий предлагался ряд механизмов государственного воздействия. Рассмотрим их подробнее.
Подход С. Глазьева ставит во главу угла привлечение средств в производственную сферу. Это должно было осуществляться путем предоставления со стороны Центрального банка кредитов платежеспособным предприятиям через коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий. Такой квази-кейнсианский механизм должен был бы привести к снижению рыночной процентной ставки до уровня рентабельности обрабатывающей промышленности. Вместе с тем основным препятствием для банковских инвестиций является не уровень процентной ставки, а связанные с кредитованием реального сектора высокие риски. К причинам столь высоких оценок рисков можно отнести непрозрачность корпоративных финансов, обремененность предприятий старыми долгами, общую экономическую нестабильность и низкий уровень соблюдения контрактного права.
Другой подход делает упор на стимулирование внутреннего спроса. Вопрос стимулирования потребительского и инвестиционного спроса также связан с проблемами риска. В этом плане задача государства заключается в принятии на себя риска в тех сферах, которые не могут быть реализованы в частном секторе. Сюда относится, прежде всего, кредитование крупных долгосрочных проектов, потенциально являющихся высоко перспективными (таких, как разработки в авиастроении), или же ипотечное льготное кредитование социально незащищенных слоев населения. При этом следует учитывать опасность «мягких бюджетных ограничений», поскольку в случае отсутствия своевременности и полноты воз врата средств эффект такого стимулирования может оказаться даже отрицательным.
А. Илларионов считает одним из главных отрицательных последствий вмешательства государства в экономику осуществление им широких внутренних и внешних заимствований и чрезмерную величину государственного долга. Рост государственного долга, на взгляд Илларионова, неизбежно влечет за собой инвестиционный кризис, проявляющийся следующим образом [5].
1) Осуществляя заимствования на внутреннем рынке, государство лишает частный сектор ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций. Заимствования приводят к росту процентных ставок в смежных секторах рынка, что делает кредиты слишком дорогими для заемщиков, сводя на нет возможность инвестирования банковского капитала в реальный сектор (срабатывает так называемый эффект вытеснения государственными расходами частных инвестиций).
2)
Обслуживание внешнего долга
ведет к чистым вычетам из
национальных финансовых
А. Илларионов для оценки степени воздействия государства на экономику предлагает сравнить, с одной стороны, размеры государства, выражающиеся в объеме контролируемых им финансовых ресурсов, а с другой – изменение экономической эффективности в зависимости от размеров государства.
Таким образом, с его точки зрения, выгода или ущерб от деятельности государства является функцией от двух переменных: объема контролируемых государством ресурсов и степени эффективности их использования. Характер воздействия государственной деятельности на эффективность национальной экономики можно оценить косвенным образом – по масштабам роста (сокращения) национального продукта в результате изменения государственных расходов.
На взгляд Илларионова, выделяется три направления воздействия государства на экономику.
1)
Устанавливая законы, правила и
т. д., выступая в качестве
2) Часть ресурсов, изымаемых государством из частного сектора с помощью налогов и займов, государство вновь возвращает в негосударственный сектор, перераспределяя ресурсы. В этом случае доход (ущерб) от такого перераспределения заключается в изменении эффективности использования ресурсов по сравнению с возможной эффективностью их использования без его вмешательства. Объем перераспределяемых ресурсов равняется суммарной величине государственных трансфертов и инвестиций.
3)
Часть изымаемых из частного
сектора ресурсов государство
использует на свое содержание
и производство общественных
благ – услуг в области
Указанные выше расходы на государственное потребление, обслуживание и погашение государственного долга, а также трансакционные издержки частных компаний, компенсирующие неэффективность исполнения государством своих функций, являются прямым вычетом из общественного благосостояния.
Однако ряд отечественных экономистов, в частности Л. Фридман, М. Видясов, В. Мельянцев, а также Е. Гурвич, придерживаются несколько иной точки зрения. Так, ими оспаривается утверждение о существовании прочной отрицательной связи показателей доли госрасходов и динамики ВВП. Также, на их взгляд, нет оснований считать, что увеличение в развитых странах доли госрасходов до 37–45 % ВВП само по себе обусловило (даже при увеличении налоговой нагрузки) существенное торможение экономического роста. Вместе с тем ими отмечается, что существенное превышение величины доли государственных расходов в ВВП показателя 55–65 % (что наблюдалось, в частности, в Швеции, Исландии) могло негативно отразиться на динамике ВВП в связи с действием эффекта вытеснения.
В каждой стране существует свой подход к вопросу оптимального уровня величины госрасходов в ВВП: в США и Японии ниже, в Европе выше, поэтому нельзя, на взгляд авторов, делать однозначный вывод об оптимальном для данной экономической системы уровне доли государственных расходов в ВВП. Ведь полученные таким образом содержательные и высокоинформативные результаты при упрощенном подходе к их интерпретации могут неправомерно получить статус нормативных и даже директивных.
Ряд моделей эндогенного роста, в частности Бэрроу и Салаи-Мартин, а также Ребело приходят к выводу, что зависимость темпов экономического роста от государственных расходов имеет вид «горба»: излишне большие расходы требуют чрезмерно высоких налогов, которые угнетающе действуют на рост. Однако слишком сильное сокращение государственных расходов приводит к тому, что ряд необходимых функций государства не выполняется, что снижает темпы роста. Таким образом, равно вредны как чрезмерно высокие, так и чрезмерно низкие налоги, детерминирующие соответствующую величину государственных расходов.
Таким образом, эмпирическое измерение влияния уровня государственных расходов на рост дает противоречивые результаты. В одних работах для государственного потребления получается отрицательная связь с ростом, в других такая связь отсутствует, а отдельные авторы находят даже положительную связь. Вместе с тем практически во всех исследованиях обнаруживается сильное положительное влияние на рост государственных инвестиций в ключевые отрасли экономики. Некоторые авторы, в частности Истерли и Ребело, сообщают также о значительном влиянии государственных инвестиций на частные.
Базирование стратегии экономического роста на резком сокращении государственных расходов противоречит общемировой тенденции опережающего роста доли государственного потребления в ВВП по сравнению с ростом ВВП, известной как закон Вагнера. В особенности растут государственные расходы на здраво охранение и образование.
Наряду с анализом источников роста на уровне моделей экономической динамики существует множество эконометрических исследований, где изучается связь между темпами роста различных стран в разные периоды времени и показателями, которые могут влиять на рост. Перечислим некоторые из факторов, воздействие которых на рост подтверждено наибольшим количеством исследований.
1)
Макроэкономические условия. Инфляция
оказывает достоверно
2)
Величина инвестиций. Уровень инвестиций,
выраженный в процентах от
ВВП, представляет собой фактор,
наиболее устойчиво и
3)
Качество рыночной среды. Устойчивый
отрицательный эффект найден
для искажений обменного курса
(простой количественной
4)
Качество государственных
– Законопорядок (учитывает, в какой степени исполняются законы, насколько эффективно разрешаются конфликты в рамках законов);
– Уровень коррупции (характеризуется распространенностью взяточничества);
– Качество работы государственного аппарата;
– Риск экспроприации собственности (опасность национализации или произвольной конфискации);
– Исполнение государством своих обязательств.
Таким образом, очевидно многообразие подходов к воздействию государства на темпы экономического роста как в теоретическом, так и практическом аспектах.
В современных условиях политика экономического роста во всех странах строится с использованием достижений НТР, предполагающих обеспечение максимальных результатов с наименьшими затратами. Для России экономический рост является главной экономической задачей на сегодняшний день. Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Одновременно должны быть разработаны меры по стабилизации инфляции, улучшению собираемости налогов, совершенствованию банковской системы, социальной поддержки населения.
С точки зрения обеспеченности природными ресурсами для экономического роста Россия имеет существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими странами. В структуре минерально-сырьевой базы 87% составляют топливно-энергетические ресурсы (газ, уголь, нефть). В 2011 г. объем отгруженных топливно-энергетических полезных ископаемых в фактически действовавших ценах составил 7043 млрд. руб. [9]
На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются: