Экономическая политика и стратегия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 17:37, реферат

Краткое описание

На протяжении всей своей истории человечество занималось вопросами ведения домашнего хозяйства. Уже в первобытных общинах люди пытались решить различные вопросы по распределению ограниченных ресурсов. Будь то пища, шкуры животных или огонь – все подвергалась пусть примитивному, но все-таки распределению. Позднее человек начал мыслить более стратегически, осваивая методы, повышавшие эффективность использования ресурсов – то есть он занимался экономикой. Конечно, такие рассуждения носят чисто эмпирический характер, но они же показывают, насколько древней является экономика как хозяйство – то есть предмет научной экономики, а именно – методы распределения ограниченных ресурсов в обществе.

Содержание

1.Введение ------------------------------------------------------------------стр. 3-5
2.Обобщенная характеристика мировой экономики и экономической политики---------------------------------------------------------------------стр. 6-9
3. Макроэкономическая политика России-----------------------------стр. 10-14
4.Внутренняя политика России------------------------------------------стр. 15-16
5.Заключение ---------------------------------------------------------------стр. 17-18
6. Список использованной литературы--------------------------------стр. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Экономической теории-финал.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

Глава 2 Макроэкономическая экономическая политика России

Прежде чем преступить к рассмотрению стратегии России на макроэкономическом уровне, целесообразно пояснить само значение термина макроэкономика. Макроэкономика— наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс. [8]

Сегодня наблюдаются повышение роли нашей страны во внешней экономике. Формируются множественные связи с зарубежными странами, что объясняется проводимостью рыночных преобразований, нацеленных на повышения товарооборота между Россией и  иными странами.

Внешние экономические связи - представляют собой целый комплекс различных преобразований материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод страны через внешнеэкономическую.

В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:

  • внешняя торговля;

  • кредитно-финансовые отношения;

  • свободные экономические зоны;

  • международная торговля услугами;

  • свободные экономические зоны

  • научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля — традиционная и наиболее развитая форма внешнеэкономических связей. Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового баланса. С 1992 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону.

 

 

 

Внешняя торговля России (в млрд долл.)

 

В целом объем продаж приходиться на экспорт сырья

 
    Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением во внешнеторговом обороте России доли развитых в экономическом отношении государств и резким сокращением объема торговых связей со странами постсоветского пространства. Основу российского экспорта в государства вне СНГ составляют топливо , сырье и полуфабрикаты. В Россию из стран дальнего зарубежья импортируются в основном машины и оборудование (преимущественно из стран Западной Европы и Японии) и продовольственные товары. В 2007 г. в общем объеме экспорта товаров России в страны дальнего зарубежья на долю Нидерландов приходилось 14,3%, Германии — 8,8, Италии — 9,2, Китая — 5,3, Швейцарии — 4,7, Турции — 6,1, США — 2,7, Великобритании — 3,7%. В импорте преобладали поставки из Германии (15,6%), Китая (14,4%), Японии (7,5%), США (3,3%), Италии (5,0%), Франции (4,6%).

Среди стран СНГ ведущими торговыми партнерами России являются Белоруссия (31,6% товарооборота со странами СНГ), Украина (36,1%) и Казахстан (20,1%). Как и со странами дальнего зарубежья, основу экспорта составляет топливо, в широких масштабах вывозятся также машины, оборудование и химические продукты. Импортируются в основном сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, металлы и руды металлов.

Кредитно-финансовые отношения

Кредитно-финансовые отношения включают предоставление международных займов и кредитов, а также осуществление прямых зарубежных капиталовложений. В этой сфере международных экономических отношений, как и в международной торговле, Россия является заметным участником, но в число лидеров не входит. В начале 1990-х гг. наиболее активно инвестировали в российскую экономику Германия, Швейцария, Великобритания и Канада, после 2000 г. к ним присоединились США, Нидерланды и Франция.

Распределение представлено на диаграмме иностранных инвестиций в 2012 г. представлено на диаграмме.

источник - Росстат

В будущем Россия сможет стать крупным привлекательным инвестиционным рынком, что обусловлено огромными масштабами внутреннего российского рынка, необходимостью обновления основного капитала во всех отраслях хозяйства, высоким научным потенциалом и уровнем образования населения, уникальной обеспеченностью экономики природными ресурсами, уровнем прибыльности вложений (он почти в 2 раза превышает привычный уровень прибыли для стран с устоявшейся рыночной экономикой).

Свободные экономические зоны (СЭЗ) являются одной из форм экономических связей, которые функционируют в развивающихся и промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества, учитывая экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют комплексные зоны производственного характера, внешнеторговые, функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские) и др.

Размещение СЭЗ в России в зависимости от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает скорость развития инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе.

Сотрудничество в области капитального строительства крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

Таким образом, эффективная внешнеэкономическая политика способна внести важный вклад в оздоровление российской экономики. Главная задача внешнеэкономической стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов (максимально используя при этом интеллектуальный и технический потенциал отечественного ВПК) и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между экономической независимостью и общемировой интеграцией. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Внутренняя экономическая политика России

Для совершенно объективного рассмотрения экономической стратегии российской Федерации необходимо обратиться к первоисточнику. Таким источником служит бюджетное послание Д. А Медведева, определившее направление политики Российской Федерации на ближайшие пять лет.

 

Экономическая и бюджетная политика, как ее составная часть должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития.

Приоритетами государственной экономической политики России в 2011-2013 годах являются следующие направления:

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции, снижение размеров дефицита бюджета.

В перспективе следует ограничить использование доходов от экспорта нефтегазовых продуктов.

Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Необходимо разработать четкие правила оценки объема действующих статей расхода в текущем бюджете и процедуры принятия новых статей, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их обоснований. Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения конкретной необходимости.

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительством РФ создан комплекс мер по повышению эффективности госаапарата. К примеру, для юридических лиц принятые законы позволили обойти нерациональную оплату только за сам факт существования юручереждения вне зависимости от их работы.

Четвертое. Поддержка инноваций.

Необходимо создавать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Необходима разработка и реализация на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. Это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.

Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно уделяться как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.[9]

Из этой выдержки послания можно сделать вывод об избрании либеральной экономической политики и усиление ее социальных аспектов.

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе был рассмотрен теоритический базис, связанный с понятием экономической политикой и стратегией. Подводя итог, необходимо выделить разнородность видов и методов совершения и планирования экономической политики и стратегии страны. Очень часто она зависит от вида правовой организации государства и общества. Однако всегда имеет своей целью обеспечение удовлетворения потребностей определенного круга людей. В этом её главная связь с общей экономической теорией.

Экономическая политика по сути это инструмент достижения этих целей. Он появился из-за ограниченности доступа к ресурсам и, как следствие, борьбы за них. Он оперирует предоставленной большинством властью и проводит внутренние преобразования и внешние взаимодействия с разнородными политико-экономическими структурами.

Современные государства в своей массе борются за обеспечение своего превосходства на различных внешних рынках. Можно выделить основные отрасли этого рынка, в каждых из которых страна старается занять наиболее выгодное ей экономическое положение. В этом видеться основная локальная цель экономической политики государства.

Выделяют очень много направлений действия экономических стратегий. Это лишний раз подчеркивает многоплановость в сферах охвата действия экономической политики. Причем они, как правило, соответствуют идеологическим принципам текущего государственного устройства.

Экономическая политика нашей страны находится в стадии подъема. Наш потенциал позволит в будущем выйти на наивысший уровень развития экономики и занять в ней позицию доминирования. Однако явственно ощущается сдерживающий фактор со стороны, который замедляет это продвижение. Но наш потенциал играет свою важную роль в мировом взаимодействии.

И текущие внутренние действия как раз направлены на достижения стабильности в экономической ситуации в стране, и его дальнейшего поддержания. Необходимо улучшать текущие экономические показатели путем вовлеченности нашей страны во все передовые разработки, как технологического, так и технического характера. Это создаст крепкую научную и материальную базу в экономической деятельности нашей страны.

И именно такие действия в контексте либерально-социального направления, смогут обеспечить нам неуклонное развитие в плюсовую сторону в сфере общемировых экономических отношений.

Информация о работе Экономическая политика и стратегия России