Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение экономической эффективности, социальной справедливости и поиска оптимума.
Задача. Задачей данной работы является
-рассмотрение понятий экономическая эффективность, социальная справедливость, поиск оптимума;
-дилемма эффективности и справедливости.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная справедливость: экономический аспект.
§1.1. Понятия социальной справедливости и ее исторический характер…..4
§1.2. Отношения собственности, распределения и перераспределения как экономическая основа социальной справедливости………………………. 14
§1.3. Дилемма эффективности и справедливости…………………………...19
Глава 2. Экономическая эффективность.
§2.1. Критерии, измерение и показатели эффективности……………… ….21
§2.2. Эффективность производства и капитальных вложений……………..25
§2.3. Эффективность по Парето……………………………………………... 27
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………32
§2.3. Эффективность по Парето
По мнению Парето, всегда существует такая комбинация ценностей, при которой потребителю безразлично, в какой пропорции он их получит, лишь бы сумма этих ценностей не подвергалась изменениям и приносила максимум удовлетворения. Эти положения В.Парето легли в основу современной теории потребительского поведения. Но наиболее известен Парето своим принципом оптимальности, который получил название "оптимум по Парето", который лег в основу так называемой новой экономики благосостояния. Оптимум по Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. В ситуации, оптимальной по Парето, нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных. Такое состояние рынка называется Парето- оптимальным состоянием. Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, ни нанося ущерба никому другому.
Исходной посылкой теоремы Парето стали взгляды Бентама и других ранних представителей утилитаризма из числа экономистов о том, что счастье (рассматриваемое как удовольствие или полезность) разных людей сравнимы и аддитивны, то есть могут суммироваться в некое общее счастье всех. И, по Парето, критерием оптимальности является не общая максимизация полезности, а ее максимизация для каждого отдельного индивида в пределах обладания определенным исходным запасом благ.
Исходя из посылки о рациональном поведении индивида, мы предполагаем, что фирма при производстве продукции использует такой набор производственных возможностей, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовой выручкой и издержками. Потребитель, в свою очередь, приобретает такой набор товаров, который обеспечит ему максимизацию полезности. Равновесное состояние системы предполагает оптимизацию целевых функций (у потребителя - максимизация полезности, у предпринимателя - максимизация прибыли). Это и есть Парето- оптимальное состояние рынка. Оно означает, что, когда все участники рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение (общая функция полезности) достигает своего максимума. И это почти то, о чем говорил А. Смит в своем знаменитом пассаже о "невидимой руке" (правда, не в терминах полезности, а в терминах богатства). Впоследствии действительно была доказана теорема о том, что общее рыночное равновесие и есть Парето- оптимальное состояние рынка.
Итак, суть взглядов Парето может быть сведена к двум утверждениям:
- любое конкурентное равновесие является оптимальным (прямая теорема),
- оптимум может быть достигнут конкурентным равновесием, что означает, что выбранный исходя из некоторых критериев оптимум наилучшим способом достигается через рыночный механизм (обратная теорема).
Другими словами, состояние оптимума целевых функций и обеспечивает сбалансированность на всех рынках. Оптимизация целевых функций, по Парето, означает выбор наилучшей альтернативы из всех возможных всеми участниками экономического процесса. Однако необходимо отметить, что выбор каждого индивида зависит от цен и начального объема благ, которым он располагает, и варьируя начальное распределение благ мы изменяем и равновесное распределение, и цены. Отсюда следует, что рыночное равновесие - это наилучшее положение в рамках уже сформировавшейся системы распределения и модель Парето предполагает невосприимчивость общества к неравенству. Такой подход станет более понятен, если принять во внимание "закон Парето", или закон распределения доходов. На основе изучения статистики ряда стран в различные исторические эпохи Парето установил, что распределение доходов выше определенной величины сохраняет значительную устойчивость, и это свидетельствует, по его мнению, о неравномерном распределении природных человеческих способностей, а не о несовершенстве социальных условий. Отсюда вытекало крайне скептическое отношение Парето к вопросам социального переустройства общества.
Однако трудно оспаривать положение, что оптимальное, по Парето, очень часто является социально неприемлемым. Поэтому даже в русле неоклассического направления политической экономии формируются иные теории благосостояния. [32]
Заключение
Проблема — социальная справедливость или экономическая эффективность не настолько неразрешима. Довод о том, что перераспределение доходов в обществе обходится очень дорого и ведет к падению эффективности производства в этом обществе, достаточно убедителен. Но здесь можно привести и два контрдовода. Во-первых, необходимо отметить, что можно пойти на некоторые жертвы (имеется в виду падение производства) в целях обеспечения большего равенства. Во-вторых, можно так задействовать экономический механизм, чтобы свести к минимуму издержки, неизбежно возникающие при перераспределении доходов.
Стихийное функционирование рыночного механизма обеспечивает оптимальное функционирование экономической системы в целом. Положение о том, что в рыночный механизм изначально заложена идея оптимизации (т. е. максимизации общего блага), была сформулирована еще Адамом Смитом. Великий английский экономист отмечал: «Каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. ... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда стремится делать это». Еще раз напомним, что состояние экономической системы, при которой невозможно улучшить положение одного индивида, не ухудшив положение другого, называется Парето - оптимальным. Равновесное состояние экономики предполагает оптимизацию: у потребителя — максимизация полезности, у производителя — максимизация прибыли. Это и есть Парето- оптимальное состояние рынка, когда каждый, стремясь к своей выгоде, способствует достижению взаимного равновесия. Выданном случае суммарное удовлетворение (общая функция полезности) достигает максимума. Это почти то, о чем говорил А. Смит.
Степень удовлетворения потребностей каждого члена общества зависит от величины его дохода, который, в свою очередь, определяется начальным распределением собственности. Из этого распределения собственности рыночный механизм исходит как из задаваемого ему изначально параметра. Состояние Парето-оптимальности, которое достигается с помощью рыночного механизма, нейтрально в этом плане, так как оно исключает ситуации, в которых благосостояние одних повышается за счет ухудшения благосостояния других (иначе говоря, не может служить критерием социального выбора). Социальная нейтральность Парето-оптимальности означает, в свою очередь, социальную нейтральность рыночного механизма. Следовательно, для достижения социальной справедливости совсем не обязательно уничтожать рыночные отношения. Здесь просто необходимо задать рынку разумное распределение ресурсов (в частности собственности), ввести прогрессивный налог на конечные доходы экономических субъектов. Результатом этих, мероприятий будет оптимальное экономическое использование ресурсов при достижении желаемой для общества социальной ситуации.
Список литературы
1. Антология мировой философии. Т.1. — М., 1969.
2. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. — М., 1983.
3. Бэкон Ф. Соч. Т. 1. — М., 1977.
4. Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. — М., 1964.
5. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. — М., 1974.
6. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. — М.: Изд-во политической литературы, 1989.
7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М., 1977.
8. Идейное наследие Сандино. — М., 1985.
9. Кессиди Ф.А. Гераклий. — М., 1982.
10. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. — М., 1986.
11. Лу Синь. Собр. соч. Т. 1. — М., 1954.
12. Малинин В.А. История русского утопического социализма. — М., 1977.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.18.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 25.
15. Общественные науки за рубежом. Серия 3. Философия и сочинения. — 1985, № 5.
16. Платон. Соч. Т. 3. — М., 1971.
17. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М., 1974.
18. Рассел Б. История западной философии. — М.: 1959.
19. Рассел Б. Теория справедливости. — Нью-Йорк, Гарвардский университет, 1971.
20. Рассел Б. Почему я не христианин. — М., 1987.
21. Селзам Г. Марксизм и мораль. — М., 1962.
22. Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. — М., 1957.
23. США: консервативная волна. — М., 1984.
24. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. — М., 1985.
25. Философия Канта и современность. — М., 1974.
26. Фульс А. Ницше и имморализм. — СПб., 1905.
27. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. — М.: 1972.
28. Диссертация. Социальная справедливость в условиях рыночной экономики. Логинова Е.А.
29. «Курс экономической теории». Чепурин М.Н., Киселева Е.А.
30. ru.Wikipedia.org/wiki/Экономич
31. ru.Wikipedia.org/wiki/Экономич
32. Библиотека Воеводина. И.И. Агапова. «История экономической мысли».
30
Информация о работе Экономическая эффективность и справедливость