Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:41, реферат
Цель данной работы – изучить экономические взгляды Томаса Мальтуса. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Изучить биографию ученого.
Рассмотреть ключевые положения теории Т. Мальтуса.
Дать характеристику современной трактовки учения Т. Мальтуса
ВВЕДЕНИЕ
Томас Роберт Мальтус (1766-1834 гг.) – английский пастор и экономист, написавший труд “Опыт о законе народонаселения” (1798).
Он утверждал, что бедность низших слоев населения обусловлена двумя факторами: во-первых, действием закона убывающего плодородия земли, и, во-вторых, слишком быстрым приростом населения. Согласно его расчетам население земли удваивается каждые 25 лет (растет в геометрической прогрессии), а продовольствие – в арифметической прогрессии. Поэтому Мальтус призывал людей к разумному самоограничению и воздержанию. Он писал, что вступать в брак следует лишь в том случае, если уверен в будущем и способен прокормить своих детей. Мальтус выступал против выдачи государственных пособий бедным слоям населения, так как они только ослабляют естественные ограничения роста населения.
В свою очередь Мальтузианство - теория, созданная в кон. 18 в. Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий).
Достоинство теории оптимальных размеров населения состоит в том, что она обеспечивает аналитическую основу, которая позволяет судить о "пере"- или недонаселенности. Но подобно мальтузианской теории она ничего не может сказать по поводу важнейшей проблемы факторов, определяющих рост народонаселения. Хорошо известно, что уровень санитарии и развитие медицины влияют на динамику смертности. Менее ясны законы рождаемости. Отличительная особенность классической теории народонаселения состоит в том, что она рассматривает "производство детей" не как трату дохода на "потребительские блага" ради текущего удовлетворения души, а как вложения в "капитальные блага", которые принесут отдачу в будущем. По мальтузианской теории получается, что потомство производится при постоянных издержках — повышение спроса на труд непременно создает дополнительные доходы, превосходящие эти издержки, и таким образом ведет к увеличению рождаемости.
Цель данной работы – изучить экономические взгляды Томаса Мальтуса. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1.Биография ученого:
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в.
Родился Томас Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени.
Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому неслучайно, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями. Женился Мальтус довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.
В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор – будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).
Талант Мальтуса
как ученого-исследователя и
Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение, им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации, произведенного в обществе совокупного продукта. Однако, окончательное суждение о ренте и некоторых других проблем экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д.Рикардо.
2.Основные
положения теории Томаса
2.1. Предмет и методы изучения:
Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря, прежде всего развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые принятая попытка увязать проблемы экономического роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики, чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.
Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлемой частью методологической базы и Ч.Дарвина, и Д.Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет изучить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом.
2.2 Теория народонаселения
Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. Как полагает А.Маршалл, в ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо… болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».
Центральная
идея мальтусовской теории о
влиянии численности и темпов
прироста населения на
Homo sapiens –
человек разумный как вид
Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро растут. Например, если в 1988 г. прирост составлял 86 млн. чел. в год, то в начале 90х гг. он уже превысил 90 млн. человек в год. Это означает, что каждые сутки в мире становится на четверть миллиона людей больше.
2.3.
«Опыт о законе
В книге первой Т.Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения обществ», Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения».
Сравнивая «стремление размножаться» у человека и животных и растений, автор, однако утверждает, что побуждаемый инстинктом размножения человек, удерживается голосом разума, внушающим ему опасения, что он не в состоянии удовлетворить потребности своих детей. Если он уступит этому справедливому опасению, то нередко это будет «в ущерб добродетели». Если же наоборот, одержит верх инстинкт – население возрастет быстрее, чем средства существования, а, следовательно, по необходимости, оно должно вновь уменьшиться. Таким образом, «недостаток пропитания, - как отмечает Мальтус, - является постоянным препятствием к размножению человеческой породы».
По существу,
сама теория состоит из трех положений:
1) биологическая способность чело
Идеи Мальтуса получили немедленный отклик именно потому, что были чрезвычайно просты и не требовали ни создания новой аналитической концепции, ни фактографических открытий. Казалось, все, что он сделал, — это свел воедино несколько хорошо известных жизненных фактов и сделал из них необходимые выводы. В самом деле, разве население не растет всегда лишь постольку, поскольку оно может себя прокормить? И разве бесконтрольное размножение человека не привело бы вскоре к невозможной ситуации при любом темпе роста средств существования? Знаменитое противопоставление двух видов прогрессий, предложенное Мальтусом, — геометрической для прироста населения и арифметической для прироста продовольствия — действовало с гипнотической убедительностью лозунга или рекламы. Легко было увидеть: "даже поверхностное знакомство с цифрами покажет", как говорил Мальтус, что если прирост выражается сложным процентом, то самое малое конечное число при самом низком темпе, в конце концов, станет больше самого большого числа, рост которого выражается простым процентом (сравните: 2+4+8+16+32...и 1000 + 1003 + 1006 + 1009 + ...). Добавочное население будет воспроизводиться дальше (отсюда и сложный процент), а прироста добавочных продовольственных ресурсов не будет. Следовательно, при любой исходной ситуации вскоре "все билеты будут проданы".
2.4
Эмпирическое содержание
Мальтус приводил в защиту своей теории и логику, и факты, но и то и другое не слишком тщательно. Он не сомневался: то, что мы назвали первичной аксиомой, действительно верно. Из данных сомнительной американской статистики, не делавшей разницы между числом родившихся и числом иммигрантов, он сделал вывод, что при неконтролируемом размножении численность населения будет удваиваться каждые 25 лет; это означает, что прирост почти на 3% ежегодно (на самом деле биологический предел прироста — 5% в год).
Имея в виду, что в цивилизованных обществах, как известно, уже очень давно темп прироста населения снижается, можно считать слишком смелым предположение Мальтуса о том, что темп в 3% будет всеобщим. Важнее, однако; другое: он признавал, что в американских колониях не было снижения жизненного уровня населения. Из этого следует, что производство СРЕДСТВ существования там тоже должно было расти средним геометрическим темпом в год. Однако этого он не признавал, настаивая, что "не известны случаи", чтобы производство средств существования росло сколько-нибудь устойчивым средним геометрическим темпом. Но если производство средств существования растет только в арифметической прогрессии, как могло население расти в геометрической и не умирать с голоду?
Отождествляя
"средства существования" с пищевыми
продуктами, он хотел показать согласно логике
того времени, что быстро увеличивать
производство продовольствия просто не представляется возможным,
так как ресурсы земли ограниченны, а агрономические
усовершенствования в сельском хозяйстве
идут слишком медленно. Для подтверждения своей правоты у него была
магическая формула: закон убывающего плодородия
почвы. Но Мальтус не только утверждал,
что приращение земельного фонда обходится все
дороже, он еще полагал, что накопление
капитала и изменения в технологиях никогда
не смогут компенсировать ограниченность
природных ресурсов. Однако для технического
прогресса не существует закона убывающей
эффективности. В первом издании своего "Опыта" Мальтус
не упоминал тенденцию убывающего плодородия
почвы, а в шести последующих изданиях
и даже в своей последней публикации на
эту тему — "Общем взгляде на проблему народонаселения"
— он показал,
явно предпочитает обращаться напрямую
к интуиции читателей вопреки строгой формулировке
своего закона. Во всем литературном наследии
Мальтуса присутствует неопределенность
относительно того, какой вариант закона
убывающего плодородия относится к сравнительным
темпам роста населения и средств существования.
В общем взгляде" нам сначала говорят,
что возможности производства пищи "явно
ограничены недостатком земли... и снижением
того прироста продукта, который должен
быть получен благодаря постоянному приложению
добавочных капиталов к не обрабатываемой
земле". Здесь статический закон дан
в неполной формулировке, подразумевающей
не столько предельный, сколько средний
показатель эффективности. Страниц через
десять нас уверяют, что "хотя благодаря
экономии труда и улучшенной системе животноводства
в оборот могут быть введены худшие земли,
чем те, которые использовались прежде,
однако полученное таким образом добавочное
количество жизненных благ никогда не
будет настолько велико, чтобы в течение
сколько-нибудь долгого времени перекрывать
действие принудительных и предупредительных
ограничений роста народонаселения".
Здесь нам предлагается сомнительная
динамическая теория убывающей эффективности
технического прогресса, столь характерная
для всех рассуждений классиков о вековых
тенденциях в сельском хозяйке.
По существу, Мальтус противопоставил
гипотетическую способность населения
к росту в определенном темпе фактической
невозможности увеличивать продовольственные
ресурсы тем же темпом. На первый взгляд
может показаться, что это положение непроверяемо.
Но именно это положение является главным
звеном в рассуждении Мальтуса о том, что
рост населения не ограничивается ничем
иным, кроме страха голода. Следовательно,
давление населения на наличные продовольственные
ресурсы существует всегда. В первом издании
своего "Опыта" Мальтус именно это
и утверждал. Но во втором издании он добавил
ограничение: «[нравственное]» воздержание
от брака, не приводящее к беспорядочным
удовольствиям. Под этим он подразумевает
просто поздние браки и строгое воздержание
в добрачный период, он порицал противозачаточные
меры при любых обстоятельствах как "безнравственные". Это новое условие превращало теорию Мальтуса в
нечто предельно обобщенное и столь же
пустое: улучшение условий жизни доказывает,
что нравственное обуздание препятствует
росту народонаселения; ухудшение же условий
жизни доказывает, что отсутствие благоразумия
ведет к нищете и пороку.