Экономические преимущества и недостатки свободной международной торговли и национального протекционизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 02:26, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономическая политика – это политика, проводимая государством в области внешнеэкономических связей, которая охватывает систему мер, направленных на обеспечение свободы экономической деятельности отдельных субъектов экономики на международном рынке, создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, защиту интересов и безопасности страны, стимулирование экономически выгодных для страны внешнеторговых операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика.docx

— 27.60 Кб (Скачать файл)

Экономические преимущества и недостатки свободной международной  торговли и национального протекционизма

Внешнеэкономическая политика – это политика, проводимая государством в области внешнеэкономических  связей, которая охватывает систему  мер, направленных на обеспечение свободы  экономической деятельности отдельных  субъектов экономики на международном  рынке, создание национальным производителям наиболее благоприятных условий  на внутреннем и внешнем рынках, защиту интересов и безопасности страны, стимулирование экономически выгодных для страны внешнеторговых операций.

Виды  внешнеэкономической политики:

1) Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

2) Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу  внешней торговли и увидевшие  в ней источник обогащения государства, были тем не менее страстными поборниками  протекционизма — системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики  и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили  за свободу торговли, по иронии судьбы стали французские физиократы, которые  отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства  нации. Наиболее последовательными  защитниками экономического либерализма  вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие  стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило  значительное усиление протекционистской  идеологии и практики, и в настоящее  время она является одним из важных элементов международных экономических  отношений.

В чем же притягательность этих двух принципов, и какие критические  аргументы против них выдвигают  оппоненты?

I. Принцип свободы торговли  появился и совершенствовался  как реакция на протекционистские  мероприятия государства в разные  периоды развития национальной  экономики, начиная от эпохи  первоначального накопления капитала  и кончая временем создания  национальной промышленности в  отсталых странах. Естественно,  что в этом принципе наряду  с критикой протекционизма содержатся  доказательства преимуществ свободы  торговли.

Критика протекционизма велась главным образом для выявления  отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной  конкуренции. Последствия такой  политики очевидны, и они свидетельствуют  об издержках протекционизма.

Во-первых, протекционизм  в долгосрочном плане подрывает  основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое  для развития предпринимательской  инициативы. Над стремлением к  прогрессу, инновациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными доходами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто  определяется не общенациональными  экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных  интересов, пользующихся лоббистской  поддержкой политических и парламентских  кругов.

Во-вторых, протекционизм  вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать  за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия  национального производства, выпуск и продажа которых связаны  с неконкурентной системой ценообразования.

В-третьих, протекционизм  порождает риск цепной реакции, поскольку  после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.

В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции  загоняет их в конечном счете в  протекционистскую ловушку, ибо  если для укрепления таких производств  были «выданы костыли», то потом  их достаточно сложно убрать без риска  краха. Таким образом, введенный  как временная мера протекционизм  может стать неотъемлемым атрибутом  долгосрочной национальной экономической  политики.

В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество  и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости  между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

Преимущества  свободы торговли достаточно многогранны  и доказываются как теорией, так  и практикой.

Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает  возможности международной специализации  производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого  от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод  — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.

Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции  и поддерживает дух новаторства  не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими  странами. Это в конечном счете  способствует повышению качества выпускаемой  продукции.

В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной  концентрации производства и массового  выпуска товаров, выгодного потребителям.

В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения  производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность  их использования.

Рекомендации сторонников  свободной торговли (фритрейдерства = free trade) способствовали экономическому росту и процветанию многих стран, вставших на путь открытой экономики.

 

Движение фритрейдеров зародилось в Англии в последней трети XVIII в. и было связано с происходившим  там промышленным переворотом. Борьба английских фритрейдеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, которые сдерживали развитие фабричного производства, а также  на снижение таможенных пошлин во взаимной торговле с другими странами, которое способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу.

Под давлением фритрейдеров в 20-е гг. XIX в. в Англии была проведена  реформа таможенной системы, в ходе которой были отменены или значительно  снижены пошлины на многие товары. В середине XIX в. фритрейдерство одержало полную победу в Англии, что в  значительной степени способствовало превращению ее к этому времени  в наиболее развитую страну мира. Во второй половине XIX в. тенденции фритрейдерства стали проявляться и в торговой политике Франции (1852 — 1870 гг.), России (1850 — 1860 гг.) и других стран.

В XX в. после второй мировой  войны устранение многих препятствий  на пути свободного обмена способствовало беспрецедентному экономическому и  социальному развитию большинства  стран мира, и прежде всего тех, которые дальше других пошли по пути либерализации внешней торговли (создание зон свободной торговли, таможенных союзов, региональных рынков). Напротив, страны, вставшие на путь автаркии, защиты своей экономики от влияния  иностранной конкуренции, вынуждены  были со временем изменить свой курс и  провести более или менее глубокие реформы внешнеэкономических связей, направленные на освобождение внешней  торговли от чрезмерного государственного вмешательства.

II. Принцип протекционизма  наряду с отмеченными выше  недостатками имеет и ряд достоинств, которые делают политику правительственного  контроля за внешней торговлей  притягательной для многих стран.  Самой общей причиной ограничения  внешней торговли является тот  факт, что правительства отдельных  стран мыслят категориями национальных  интересов, а не интересов человечества  в целом. В пользу протекционизма  обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Недостатки протекционизма:

· ослабляется конкуренция  в экономике, в результате чего снижается  эффективность производства;

· в полной степени не используются преимущества международного разделения труда;

· подрываются возможности  экспорта, так как ограничение  импорта сдерживает и будущий  экспорт.

Социально-политические преимущества протекционизма заключаются в следующем.

Во-первых, в поддержании  государственной безопасности страны, которая в случае отказа от протекционистских  мер будет поставлена под угрозу узкой специализации экономики. Последняя подвергает страны высокому риску не только в случае войны, но и в периоды обострения международных  отношений. Поэтому страна должна развивать  у себя стратегические виды производства, в первую очередь сельское хозяйство  и пищевую промышленность, а также  отрасли, необходимые для национальной обороны (металлургия, некоторые виды химической промышленности и т. п.). Это веский довод, особенно в том, что касается сельского хозяйства.

Во-вторых, в защите более  высокого уровня жизни и высокой  заработной платы в более богатых  странах в их конкурентной борьбе со странами, где уровень жизни  значительно ниже.

В-третьих, в возможности  сохранить с его помощью некоторые  социальные классы и виды деятельности (например, крестьянство, традиционные национальные промыслы), предотвратить  депрессию и спад (например, в  угольной промышленности и т. п.).

В-четвертых, в возможности  достижения определенных политических целей в отношениях с другими  государствами. Международные экономические  санкции против СССР, последовавшие  после ввода войск в Афганистан, преследовали цели прекращения боевых действий и невмешательства во внутренние дела этой страны; санкции против Сербии были одним из инструментов давления на нее, с тем чтобы она изменила свой курс в отношении Боснии.

Экономические аргументы  в защиту протекционистских мер, в которых есть рациональное зерно, сводятся главным образом к соображениям максимизации реального дохода, достигаемой  за счет их применения.

Первый аргумент — с  помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический  выигрыш. Однако это возможно лишь в  ситуации, когда спрос на товар  более эластичен, чем его предложение, и тогда рост цены придется в основном на производителя, а доход от пошлины  пополнит государственный бюджет. Кроме  того, для эффективности этой меры необходимо, чтобы:

  • страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;
  • ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;
  • снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.

Второй аргумент — протекционистские  меры защищают промышленность на этапе  ее зарождения и роста. Впервые этот аргумент был выдвинут А. Гамильтоном (США) в конце XVIII в. и развит Ф. Листом в XIX в.

В своей знаменитой работе «Национальная система политэкономии» (1841 г.) Ф. Лист изложил эволюцию общества от состояния дикости до агропромышленно-торгового  общества, когда нация становится «комплексной» и «нормальной». Протекционизм  служит инструментом достижения этого  этапа, защищая нарождающиеся отрасли  национальной экономики. Однако, по мнению Ф. Листа, этот протекционизм должен распространяться только на промышленность, быть временным (до тех пор, пока растущие предприятия наберутся сил и  сами смогут эффективно конкурировать  с иностранными производителями) и  умеренным (компенсационные пошлины).

Однако опыт показывает, что защита таких производств  на практике оказывается довольно сложным  делом. Во-первых, бывает не совсем ясно, какие отрасли промышленности и  почему нужно защищать, поскольку  очень трудно отличить действительно  экономические аргументы от политических мотивов, которые чаще всего выражают мощные частные интересы. Во-вторых, никто не знает, когда должен прекращаться протекционизм, а это значит, что  есть риск сохранения протекционистских  мер на многие десятилетия и даже века. Известно, например, что американцы еще в XVIII в. ввели на импорт промышленных товаров ряд пошлин, которые сохранились  до наших дней. Наконец, защита национального  рынка порой дает возможность  выжить тем предприятиям, которые  в отсутствие такой защиты не имели  бы никаких шансов сохраниться, а  это значит, что в стране сохранилась  бы неэффективная система размещения ресурсов.

Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его  роль в повышении уровня занятости  национальных ресурсов. Эту идею впервые  сформулировал Дж. Кейнс в «Трактате  о деньгах» (1930 г.), а позже развил в «Общей теории занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс считал, что экономическая система не в состоянии автоматически достичь полной занятости. В связи с этим он предложил считаться с тем, что поощрение экспорта и ограничение импорта протекционистскими мерами будут благотворно влиять на занятость, поскольку увеличат совокупный спрос на продукцию национальных производителей.

Информация о работе Экономические преимущества и недостатки свободной международной торговли и национального протекционизма