Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:03, реферат
Спрос является одним из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Но далеко не каждая потребность учитывается рынком. Для этого она должна стать платёжеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации[4], то есть спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.
Одной из характеристик спроса является его эластичность.
1. Введение 2
2. Эластичность спроса по цене 4
3. Эластичность спроса по доходу 10
4. Перекрёстная эластичность спроса 14
5. Заключение 17
6. Cписок используемых источников 18
Содержание
Содержание 1
1. Введение 2
2. Эластичность спроса по цене 4
3. Эластичность спроса по доходу 10
4. Перекрёстная эластичность спроса 14
5. Заключение 17
6. Cписок используемых источников 18
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия.
Спрос - это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.
Спрос является одним из фундаментальных
критериев рыночной экономики. Он характеризует
потребности людей. Но далеко не каждая
потребность учитывается
Одной из характеристик спроса является его эластичность.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене двух товаров.[6]
Эластичность спроса на товар - это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса. Другими словами, это степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной, - если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
где Q – спрос(количество); P - цена.
Для измерения процентного
, где Q2 и Q1- - конечный и начальный спрос;
, где P2 и P1 - конечная и начальная цена. [7]
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
Эластичность - безразмерная величина;
ее использование снимает
В нормальных случаях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Поэтому можно считать, что всегда Εd < 0, и при анализе спроса знак эластичности не представляет интереса.
Рис. 1. Кривые спроса с низкой (0.2), единичной (1) и высокой (5) эластичностью.
В зависимости от этих показателей различают: [9]
Эластичный спрос. Спрос на товар считается эластичным, если данное процентное изменение цены вызывает большее процентное изменение величины спроса. В этом случае Εd будет больше единицы. Например, если снижение цены на 2% приводит к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным и тогда:
Неэластичный спрос. Если данное процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса, то спрос считается неэластичным. В этом случае Εd будет меньше единицы. Например, если снижение цены на 3% привело к увеличению спроса лишь на 1%, то спрос неэластичен и в этом случае:
Единичная эластичность. Между эластичным и неэластичным спросом находится пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и сопровождающее его процентное изменение спроса равны между собой (рис. 4). Например, снижение цены на 1% приводит к росту величины спроса на 1%. Этот специальный случай носит название единичной эластичности, поскольку Εd в точности равен единице. В нашем примере:
Крайние случаи. Говоря о неэластичном спросе, следует отметить, что существует крайний случай, который обозначается термином совершенно неэластичный спрос, когда изменение цены вообще не приводит ни к какому изменению спроса. И, наоборот, в дополнении к эластичному спросу, рассматривают случай, когда малейшее снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей. Такой крайний случай называется совершенно эластичным спросом. [2]
Таб. 1. Реакция покупателей на изменения цены. [9]
Εd |
Характер спроса |
Поведение покупателей | |
при снижении цены |
при возрастании цены | ||
Совершенно эластичный |
Повышают объем закупок на неограниченную величину |
Снижают объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара) | |
Эластичный |
Значительно повышают объем закупок (спрос растет более высоким темпом, чем снижается цена) |
Значительно снижают объем закупок
(спрос снижается более | |
Единичная эластичность |
Спрос растет в том же темпе, что и падает цена |
Спрос снижается в том же темпе, что и растет цена | |
Неэластичный |
Темп роста спроса меньше темпа снижения цены |
Темп снижения спроса меньше темпа роста цены | |
Совершенно неэластичный |
Совершенно не изменяется объем закупок |
Совершенно не изменяется объем закупок |
Эластичность спроса относительно дохода (EPI) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения дохода на 1%:
Смысл и сущность эластичности спроса по доходу: на сколько процентов изменится спрос, если доход изменится на 1%. Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
Значение эластичности по доходам
тесно связано с понятием нормальных
товаров и товаров низшего
качества. Для нормальных товаров
повышение дохода вызывает повышение
спроса, в этом случае доход и
спрос меняются в одном направлении.
Наоборот, для товаров низшего
качества увеличение дохода вызывает
уменьшение спроса, доход и спрос
меняются в противоположных
Виды эластичности по доходу:
Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EPI > 1, ждет расширение, а отрасли с EPI < 0, могут столкнуться с серьезными трудностями. [5]
Таким образом, эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:
Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.
На схеме изображены графики зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу.
Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.[6] Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой и выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. [7]
где - относительное изменение спроса на товар А;
- относительное изменение цены товара В.
Смысл и сущность перекрестной эластичности: на сколько процентов изменится спрос на товар А, если цена товара В изменится на 1%. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики: доказательством того, что какая-то фирма не является монополистом того или иного товара служит тот факт, что производимый этой фирмой товар имеет положительную перекрестную эластичность спроса с товаром другой фирмы.