Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:05, курсовая работа
Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы. Без общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. По словам Г.М. Андреевой, общение выступает как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих индивидов. Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..........2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………….......4
1.1.Признаки делового общения…………………………………………….…….. 6
1.2.Структура делового общения…………...………………………………………8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………...13
2.1. Виды делового общения………………………………………...…………….15
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ………………………..22
3.1 Деловая беседа: сущность и содержание. ……………………………………23
3.2 Деловое совещание как форма делового общения…………………………...32
3.3 Общение по телефону. ……………………………………………………...…39
3.4.Деловые переговоры. ……………………………………………………….…42
3.5.Презентация как специализированная форма делового общения…………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
опыта деловых партнеров.
Особенность мотивационного делового общения состоит в том, что оно обеспечивает избирательную направленность действий деловых партнеров, стимулирует их поведенческую активность и поддерживает ее на определенном уровне. Мотивационное общение осуществляется как взаимный обмен деловых партнеров личностными диспозиционными (внутренне им присущими) мотивациями; стремлениями, желаниями, потребностями, интересами, установками, побуждениями. Этот обмен может активизироваться под влиянием ситуационной мотивации - детерминирующих факторов самой деловой ситуации. Потребность в мотивационном деловом общении возникает тогда, когда у деловых партнеров необходимо сформировать определенную установку к действию или
актуализировать какую-либо потребность.
Специфика материального
делового общения проявляется в
том, что оно реализуется преимущест
и функционирования всех других форм.
Деловое общение в духовной сфере общества имеет свои особенности. Оно связано с производством духовных ценностей и созданием услуг в таких сферах общества, как наука, искусство, религия. Здесь в наибольшей мере проявляется творческий ментальный характер делового общения. Оно выступает формой реализации социально значимой научной, эстетической деятельности деловых партнеров. При этом деловое общение реализуется как обмен духовными ценностями: научной информацией, философскими, эстетическими представлениями и идеями. Духовное деловое общение, таким образом, в наибольшей степени способствует развитию духовного, ментального внутреннего мира деловых партнеров. Регулятивное деловое общение выступает формой реализации совместной социально значимой деятельности людей в политической, правовой и моральной сферах жизни общества. Оно осуществляется деловыми партнерами как взаимный обмен политическими,
право - моральными знаниями, идеями, представлениями. Посредством
регулятивного
делового общения осуществляется социализация
деловых партнеров, усвоение ими
политических, правовых, моральных норм,
ценностей, традиций.
Важнейшим структурным компонентом делового
общения является цель общения, которая
характеризует направленность действий
деловых партнеров на решение какой-либо
социально-значимой проблемы. В современной
практике делового общения реализуются
самые разнообразные цели, связанные с
расширением информационного фонда деловых
партнеров, освоением новой информации;
укреплением традиций фирм и предприятий,
созданием продуктов и услуг, удовлетворением
разного рода потребностей, формированием
и изменением межличностных отношений
и установок. Реализация этих целей невозможна
без психологического влияния и воздействия
деловых партнеров друг на друга. Поэтому
по целям общения и применяемым согласно
этим целям типам психологического воздействия
принято различать такие виды делового
общения, как эмоциональное, информационное,
убеждающее, конвенциональное, суггестивное,
императивное,
манипулятивное, партнерское.
Эмоциональное
деловое общение имеет цель сформировать
у делового партнера необходимое
для определенной деловой ситуации субъективное
психологическое состояние - эмоциональный
фон, настроение, которое будет способствовать
повышению его эмоциональной активности
и успешности деятельности в данной ситуации.
Психологическое воздействие при этом
осуществляется преимущественно на сенсорные
каналы делового партнера: визуальный,
аудиальный, кинестетический, а основным
типом психологического воздействия выступает
побуждение.
Особенностью информационного делового
общения является расширение информационного
фонда делового партнера посредством
передачи ему профессиональной информации
или инновационных идей. Психологическое
воздействие присутствует здесь преимущественно
на когнитивном уровне и осуществляется
посредством вербализированной стимуляции
таких познавательных психических процессов,
как память и внимание.
Убеждающее деловое общение осуществляется
с целью изменить когнитивно-ценностную
ориентацию или личностную установку
делового партнера. Основной тип применяемого
здесь психологического воздействия -
убеждение, которое актуализируется в
вербализированной аргументации и контраргументации.
Наибольшему воздействию при этом подвергаются
личностная мотивация и ког -
нитивные стратегии делового партнера.
Цель конвенционального делового общения - поддержание и закрепление договорно-правовых отношений в деловом мире: соблюдение делового протокола, делового этикета, следование национальным и профессиональным традициям, создание новых традиций. Психологическое воздействие осуществляется при этом на двух уровнях: эмоционально-чувственном (через сенсорные каналы деловых партнеров) и регулятивном (через социальное научение церемониальным и обрядовым поведенческим актам). Основные типы психологического воздействия,
применяемые здесь - подражание, одобрение, поощрение.
Императивное деловое общение в качестве своей цели предполагает авторитарный контроль над поведением делового партнера или открытое принуждение его к определенным решениям или действиям. Деловой партнер при этом рассматривается не как субъект общения, а как объект психологического воздействия. Поэтому основные типы психологического воздействия, которые используются в данном случае, - побуждение, принуждение, запугивание. Они направлены преимущественно на аффективную, оценочно-волевую сферы психики делового партнера.
Особенностью суггестивного делового общения является оказание внушающего воздействия на делового партнера с целью изменить его мотивацию, ценностную ориентацию или поведение. Основной применяемый здесь тип психологического воздействия - суггестия (внушение). Она реализуется через такие приемы, как персонификация, ссылки на авторитет, идентификация. При этом внушение деловому партнеру - суггеренту осуществляется посредством воздействия на эмоционально-чувственную, аффективную и когнитивную сферы его психики. И чем более слабым будет уровень контрсуггестии суггерента, тем более сильной по психологическому воздействию будет его внушаемость.
Манипулятивное
деловое общение - наиболее распространенный
тип в современной деловой практике. Его
цель - скрытое внедрение в психику делового
партнера (адресата манипуляции) таких
установок, намерений, желаний, мотиваций,
которые внутренне не присущи ему, но желательны
манипулятору. Здесь, как и в императивном
деловом общении, целью становится установление
контроля над мотивациями и поведением
партнера. Но в отличие от императивного
делового общения эта цель либо тщательно
скрывается от адресата манипуляции, либо
подменяется другой, открыто утверждаемой
целью. Таким образом, создается иллюзия
самостоятельного принятия решения адресатом
манипуляции. Здесь осуществляется психологическое
воздействие на более глубинные уровни
психики делового партнера, включая бессознательные
психические процессы. Поэтому и применяемые
типы психологического воздействия более
изощренны и замаскированы. К ним относятся:
запутывание делового партнера — адресата
манипуляции, скрытое внушение и принуждение,
заражение и вовлечение путем стимуляции
сенсорной системы в желаемую для манипулятора
деятельность.
Партнерское деловое общение, в отличие
от манипулятивного и императивного, не
только более гуманно, но и более диалогично.
Это общение равноправных субъектов, в
процессе которого к деловому партнеру
относятся как к равному, учитывают его
интересы, стремления, установки, эмоции.
Партнерство предполагает не только взаимное
признание деловыми партнерами их личностной
ценности, но и согласование их интересов,
намерений, психологический настрой на
эмоциональное состояние друг друга. Психологическое
воздействие осуществляется при этом
на когнитивном и эмоционально-чувственном
уровнях, а щами психологического влияния,
применяемыми здесь являются расположение,
прошение, присоединение.
В современной
психологии и теории делового общения
оценка партнерского общения не
однозначна. Оно рассматривается не только
как средство объединения деловых партнеров,
но и как средство оказания ими психологического
давления друг на друга, в особенности
тогда, когда речь идет об их следовании
определенному договору.
Как отмечает Е.В. Сидоренко, что «партнерство
предполагает психологическое равенство,
а это не всегда безопасно. Партнерство
предполагает согласование интересов,
а это не всегда выгодно. Партнерство предполагает
следование договору, а это не всегда удобно».3 И все же в современной деловой
практике модель партнерского делового
общения более предпочтительна. Она позволяет
перейти от субъективистской эгоцентрической
установки в деловом общении, фиксированной
на интересах и стремлениях лишь одного
партнера, к доверительно-диалоговой установке,
основанной на взаимопонимании и взаимном
уважении деловыми партнерами друг друга.
Глава 3. Основные Формы делового общения.
Форма делового общения составляет важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано на основе различных способов коммуникации и совместной деятельности деловых партнеров: деловой беседы, совещания, переговоров, телефонных переговоров пресс-конференции, публичного выступления, презентации, дискуссии.
Все эти способы представляют
собой различными формами делового
общения. Например, обсуждение какого-либо
образовательного или финансового проекта может проходить в форме
деловой беседы или делового совещания,
деловых переговоров. При этом подбирается
оптимальная форма делового общения, соответствующая
наиболее эффективной реализации информационного
содержания делового общения.
Наиболее распространенная и общепринятая
форма делового общения в современной
деловой практике - деловая беседа.
«Деловая беседа - это разговор между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение, носит межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга»4.
В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, не предлагает заключения договора или выработку обязательных для исполнения решений, более личностно ориентирована и происходит между представителями одной организации. Она может предварять переговоры или быть их составной частью.
К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы активно действовать, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников. В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:
- быстротой реагирования на высказывания собеседников, способствующей достижению целей;
- повышением компетентности
руководителя благодаря учету,
критической проверке и оценке
мнений, предложений, идей, возражений
и критических замечаний,
- возможностью более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения и понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон. Беседа не монолог, а диалог, поэтому необходимо формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению. Благодаря эффекту обратной связи, беседа позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров,
При проведении деловых бесед желательно следовать правилам эффективной речевой коммуникации. В то же время деловую беседу, как непосредственное взаимодействие двух ее участников, нужно строить на основе следующих важных принципов:
- сознательной настройки на уровень собеседника, учета содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи;
- рациональной организации процесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация осложняют усвоение самого существенного;
- простоты, образности, четкости
языка как условия
- тактичность, действительное
стремление понять точку
Виды бесед.
По такому основанию, как виды и цели разговора, принято выделять в качестве самостоятельных видов: собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.
Беседа при приеме на работу носит характер "приемного интервью", - основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. В сущности, оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них. Форма вопросов может варьироваться, но их содержание направлено на получение информации, которую можно сгруппировать в следующие блоки:
- что представляет собой человек, обратившийся с заявлением о приеме на работу;