Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 05:42, реферат
На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.
Пересадка тканей живого человека тоже связана с этическими сложностями. Например, при лечении лейкоза у детей иногда применяют трансплантацию эмбриональных клеток крови, взятых у родного брата или сестры. Поэтому родителям больного лейкозом ребенка приходится рожать еще одного малыша. В некотором смысле получается, что он появился на свет по чисто утилитарным соображениям. А ведь только в 25% случаев пуповинная кровь новорожденного подходит для пересадки. Чрезвычайно остро стоит вопрос об этичности клеточной терапии. Существуют дегенеративные заболевания нервной системы, когда взрослому больному может помочь введение нервных клеток человеческого зародыша, которые выделяют из абортивных материалов. Велика опасность, что развитие клеточной терапии приведет к увеличению числа неоправданных с медицинской точки зрения абортов. Впрочем, клеточная терапия может уйти в прошлое в связи с успехами генной инженерии и совершенствованием клонирования органов. Однако эти технологии порождают еще более глубокие этические проблемы.
Эвтаназия – это еще одна этическая проблема медицины. В переводе с греческого «эвтаназия» означает «хорошая смерть», так древние греки называли почетную смерть за отечество. В наше время под эвтаназией понимают другое: чтобы избавить от страданий безнадежного, умирающего больного, медики помогают ему безболезненно отойти в мир иной. Эвтаназия может быть пассивной, когда смерть пациента наступает в результате прекращения врачебных мер по продлению жизни, и активной, когда применяют специальные средства, приводящие к смертельному исходу. Различают также добровольную эвтаназию – по требованию самого больного и принудительную, которая осуществляется по настоянию родственников, общества или государственных учреждений. Аморальность последней нет смысла даже обсуждать – ее не приемлют ни врачи, ни общество, ни закон. А допустимость добровольной эвтаназии является предметом ожесточенных споров.
Проблема эвтаназии стала
особенно острой в ХХ столетии в
связи с прогрессом медицины. Появились
возможности поддерживать жизнь
неизлечимых больных при помощи
аппаратов искусственного дыхания
и кровообращения, искусственной
почки, лекарств. Однако, продлевая
жизнь, эти технологии продлевают и
страдания. Часто такие пациенты
не имеют ни сил, ни желания жить
дальше, а порой и вовсе пребывают
в необратимом бессознательном
состоянии. К тому же большинство
людей продолжают умирать в муках,
как и прошедшие эпохи, хотя современная
наука знает способы
Врачи, как и все современное
общество, разделились на сторонников
и противников эвтаназии. Первые
уверены, что легкая, безболезненная
смерть должна венчать жизнь каждого
человека, что предсмертные муки совершенно
излишни и современная наука
должна избавить людей от них. Они
предлагают применять эвтаназию
к взрослым, находящимся в здравом
уме и твердой памяти неизлечимым
больным, смерть, которых неизбежна
в ближайшее время. Непременным
условием служит неоднократное настойчивое
(подтвержденное при соблюдении юридических
формальностей) требование самого больного.
Противники эвтаназии считают, что
она противоречит инстинкту самосохранения,
религиозным догмам, запрещающим
убийство и самоубийство, и медицинской
этике. Многие врачи выступают против
эвтаназии на том основании, что
их профессия – бороться за человеческую
жизнь, а не сокращать ее. Они заявляют,
что откажутся выполнять
Законодательства большинства стран, в том числе и России, однозначно трактуют эвтаназию как убийство. Врачи и граждане в основном разделяют такое убеждение. Но существуют страны, где она при определенных условиях разрешена законом. Это Нидерланды и Австралия. Опыт врачей этих государств еще не осмыслен, и споры об этичности эвтаназии продолжаются.
Заключение
Нарушая табу
На протяжении долгого
времени на ряд важнейших видов
медицинских занятий
Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути.
Однако стратегия разумного
сдерживания во многих отношениях полезна
для любой науки, а для медицины
– особенно. В современном мире
таким тормозом служат законы, которые
устанавливают правила
Государственные законы сегодня
помогают разрешить многие споры
между обществом и Церковью, с
одной стороны, и медициной –
с другой. Общество сомневается в
моральной допустимости абортов. Создается
закон, где сказано, кому и когда
аборт разрешен, а когда его
делать категорически нельзя. Людей
волнует проблема эвтаназии. Законодательство
Нидерландов оговаривает
Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хорошо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности – большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
Невропатология: Учебник
для студентов
Вклад выдающегося русского юриста А.Ф.Кони в развитие медицинской этики./ Медицинская сестра.// М.: Медицина – 1989 - №1 – стр.20-21
Информация о работе История и основные положения медицинской этики