Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:42, контрольная работа
Целью судебной речи является стремление убедить слушателей, доказать правильность и обоснованность своих выводов и предложений. Поэтому весьма важно правильно построить свою речь, соблюсти логические законы.
Логические законы - это законы правильного мышления, отображение в мозгу человека связей и закономерностей объективного мира. Только следуя логическим законам можно доказать истинность какой-либо мысли, подвести слушателей к определенным выводам.
Правительство города Москвы
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет
Юридический факультет
Самостоятельная работа по дисциплине
«Юридическая риторика»
1 Вариант.
2 курс заочная форма обучения
ССО ГВД
1 Вопрос.
Целью судебной речи является
стремление убедить слушателей, доказать
правильность и обоснованность своих
выводов и предложений. Поэтому
весьма важно правильно построить
свою речь, соблюсти логические законы.
Логические законы - это законы правильного
мышления, отображение в мозгу человека
связей и закономерностей объективного
мира. Только следуя логическим законам
можно доказать истинность какой-либо
мысли, подвести слушателей к определенным
выводам.
Любая публичная речь состоит из слоев,
суждений, доводов, заключений. Они выражают
ораторскую мысль, выявляют ее содержание.
Однако сами по себе указанные компоненты
еще не образуют речи, а представляют лишь
исходный материал для нее, словесное
сырье. Чтобы получилась убедительная
речь, нужно этот материал соответствующим
образом сгруппировать, привести в систему,
расположить его в определенном порядке,
добиться композиционной стройности и
целостности. Всякая неупорядоченность
речи, композиционная рыхлость непременно
скажутся на ее содержании, затруднят
ее понимание, осложнят путь к истине.
Чтобы достигнуть композиционной четкости
и стройности речи, необходимы: а) строгая
логическая последовательность изложения
материала; б) связанность и соподчиненность
всех частей речи; в) соразмерность их;
г) внутренняя согласованность речи, отсутствие
в ней каких-либо противоречий, расхождений,
несоответствий; д) единство и законченность
речи.
Композиционной выдержанности речи можно
достигнуть лишь тогда, когда все доводы
и суждения оратора тщательно продуманы,
выверены, сведены к единому плану, когда
они подчинены главной теме, составляющей
ту основу, которая определяет внутреннюю
логику речи, ее строй. Необходимо следить
за тем, чтобы мысль не блуждала в хаосе
беспорядочно разбросанных слов и суждений,
а отчетливо вытекала из сказанного. Нужно,
чтобы каждая последующая мысль была связана
с предыдущей, подкрепляла и развивала
ее, служила опорой для следующей, чтобы
переход от одного к другому был естественным,
логически оправданным.
Не получится никакой композиционной
целостности, если мысль оратора скачет
с предмета на предмет, если главное постоянно
перебивается второстепенным, если изложение
основного все время прерывается длинными
и маловыразительными отступлениями,
если существенное теряется в частностях,
утопает в них. Такой речью невозможно
что-либо разъяснить, в чем-либо убедить.
Она утомляет и раздражает слушателей,
вызывает к себе недоброжелательное отношение.
2 Вопрос.
Публичная
речь — это особая форма речевой деятельности
в условиях непосредственного
общения, речь, адресованная определенной
аудитории, ораторская речь. Публичная
речь произносится с целью информирования
слушателей и оказания на них
желаемого воздействия (убеждение, внушение,
воодушевление, призыв к действию и т.д.).
По
своему характеру она представляет собой
монологическую речь, то есть рассчитанную
на пассивное
восприятие, не предполагающую ответной
словесной реакции. Крупный ученый-лингвист
В. В.
Виноградов писал: «Ораторская речь—
особая форма драматического монолога,
приспособленного
к обстановке общественно-бытового или
гражданского «действа». По мнению специалистов,
для современного монолога типичны значительные
по размеру
отрезки текста, состоящие из высказываний,
имеющих индивидуальное композиционное
построение и относительную смысловую
завершенность. Эти признаки свойственны
и публичной
речи. Однако строгих границ между монологом
и диалогом не существует. Почти в любом
монологе
присутствуют элементы «диалогизации»,
стремление преодолеть пассивность восприятия
адресата,
желание втянуть его в активную мыслительную
деятельность. Особенно это характерно
для
ораторской речи. Если рассматривать публичное
выступление с социально-психологической
точки зрения, то это
не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс
общения со слушателями, причем
процесс не односторонний, а двусторонний,
то есть диалог. Взаимодействие между
говорящим и аудиторией носит характер
субъектно-субъектных отношений. Та и
другая сторона
являются субъектами совместной деятельности,
сотворчества, и каждая выполняет свою
роль в
этом сложном процессе публичного общения.
Судебная речь- это официальная профессиональная речь, она является обязательным компонентом важнейшей судебной процедуры – судебных прений. Вместе с тем она существенно отличается от других видов публичных выступлений.
Судебные прения – часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают мнения по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом.
Судебные прения состоят из речей лиц, представляющих сторону обвинения или защиты. А судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.
Целью судебной речи - является способствование формированию внутреннего убеждения судей, убедительно и аргументировано воздействовать на народных и присяжных заседателей, присутствующих в зале суда граждан.
Предметом судебной речи является деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной или иной ответственности.
Много внимания в научной
и методической литературе уделяется
проблемам делового общения, которое
занимает значительное место в жизни
многих людей. Ведь постоянно приходится
обсуждать вопросы, связанные с
выполнением должностных и
Содержание судебной речи
представляет собой совокупность вопросов,
разрешаемых судом при
Материалом для судебной речи служат обстоятельства, связанные с конкретным уголовным или гражданским делом, факты, доказательства.
Специфическая особенность судебной речи – строгая процессуальная регламентированность. Например, обвинители и защитники, потерпевший и подсудимый, участвующие в судебных прениях по уголовному делу, высказывают соображения по поводу установленных в ходе судебного следствия фактических обстоятельств дела, доказанности и недоказанности обвинения, наступивших в результате преступления последствий, юридической оценки преступлений и т. д. Для профессиональных участников процесса (прокурора, обвинителя, адвоката-защитника) изложение и обоснование своей позиции по данным вопросам – процессуальная обязанность. В их речах должен быть сделан вывод о виновности или невиновности подсудимого, о юридической квалификации преступления, о наказании подсудимого или освобождении от наказания, о разрешении гражданского иска, а также других вопросов. А вот для подсудимого, обвиняемого, потерпевшего по делам частного обвинения выступление в суде – это право, которым они могут воспользоваться при желании.
Соотношение судебной речи с книжно-письменными стилями-Одним из важных вопросов, связанных с монологической судебной речью, является вопрос о ее стилевом статусе. На важность, практическую значимость вопроса о соотнесенности судебной речи с функциональными стилями литературного языка указывает тот факт, что юристы неоднократно делали попытки соотнести речь судебного оратора с тем или иным функциональным стилем. Р. Экземпляров, например, приходит к выводу о том, что в наше время судебные прения больше походят на деловое, профессиональное обсуждение. В. И. Царев выражает мнение, что в суде следует говорить языком закона. З. В. Макарова считает, что современная судебная речь носит ярко выраженный разговорный характер.
Е. Е. Подголин выделял в судебной речи черты научного стиля (точность словоупотребления, строгая последовательность изложения, синтаксическая усложненность предложений, употребление терминологии); отмечает «соотносительность» с литературно-художественным стилем, а также публицистическую окраску (лексика, фразеология, синтаксис, свойственные общественно-политической, эстетической сферам речевой деятельности); указывает слова, обороты разговорной речи, которые «позволяют выразить отрицательную оценку действий, лиц, предметов»; отмечает словесные повторы, уточнения, оговорки, самоперебивы. Однако Е. Е. Подголин придерживается мнения, что важную роль в оформлении «стилистического лица» судебной речи играют средства официально-деловой речи, что общие указания о языке и стиле процессуальных документов должны учитываться и при произнесении судебной речи, так как доказываемые обстоятельства, выводы должны излагаться с соблюдением норм письменной книжной литературной речи.
Филологи рассматривают
судебную речь как сложное функционально-
Функциональный стиль — это разновидность языка, используемая в определенной сфере общественной деятельности и характеризующаяся совокупностью лексических, фразеологических, грамматических и отчасти фонетических признаков. Каждый стиль выполняет соответствующую функцию.
Монологическая речь участников судебных прений осуществляется в правовой сфере и обслуживает официально-деловые отношения между органами правосудия и подсудимым, определяет одностороннюю позицию органов надзора, государства по конкретному делу. Важная общественная функция судебной речи позволяет говорить о ее соотнесенности с официально-деловым стилем. Но мы уже отмечали, что основное назначение судебной речи — оценить действия, доказать правильность позиции оратора, воздействовать на формирование убеждения судей. Значит, судебная речь — это относительно законченное выступление по поводу правовой и общественно-политической оценки определенного деяния. Каждая обвинительная речь является публичным политическим выступлением. Поддерживая государственное обвинение, прокурор выступает как борец с преступностью. Речь адвоката исполнена чувства гуманности и снисхождения, но, защищая права подсудимого, адвокат выражает отрицательное отношение к совершенному его подзащитным преступлению. Таким образом, судебная речь будит мысль, заставляет думать, служит важным средством воздействия.Формирование у слушателей определенного мировоззрения, общественно-политического сознания — функция публицистического стиля. Публицистический стиль характеризуется многоплановостью, открытостью темы, он включает в себя черты всех функциональных стилей: официально-делового, научного, разговорного, художественной речи.Для того чтобы убедить судей, необходима система доказательств, логичность, а это уже признаки научного стиля. Существен в судебной речи и психологический момент в таких композиционных частях, как «Характеристика личности подсудимого» и «Причины, способствовавшие совершению преступления», где оратор анализирует различные жизненные ситуации. А психологический анализ чаще всего выражается не в отвлеченных рассуждениях, а в картинном воспроизведении, в детальном изображении действий. Заданная самим назначением речи экспрессивность сближает ее в названных композиционных частях с художественной речью. Как проявляются черты каждого стиля в судебной речи? Для официально-
делового стиля характерна в первую очередь предельная точность, не допускающая инотолкования. Каждое уголовное дело, как писал Я. С. Киселев, — это всегда человеческая беда. И человеческая судьба. Поэтому судебный оратор, анализируя обстоятельства дела, не имеет права допускать ошибки в их квалификации. Здесь каждая фраза, каждое слово должны адекватно передавать мысли говорящего. Требование точностилведет к употреблению большого количества имен существительных и прилагательных (чаще терминологического характера), составных юридических терминов с поледовательной цепочкой родительных падежей.
Официально-деловой стиль
основан на общественно закрепленных
формулах (клише), выражающих юридические
отношения, однозначно и точно передающих
соответствующие понятия и