Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:35, реферат
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и
изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих
принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции,
специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных
отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического
этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде
специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально
занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут
быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование
проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса
формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики
нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых
требований к нравственному облику педагога и т.д.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
перед своим призванием.
Общая норма педагогической морали является широким и содержательным
требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее
широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их
родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная
нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов
поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования,
заключённого в той или иной общей форме.
Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера
взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что
закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное
сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали
как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается
ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним
из элементов нравственного сознания учителя является осознание им
нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих
ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов
учителя является знание принципов, требований и норм морали и их
специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные
знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе
отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их
родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и
принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в
действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,
являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по
целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в
процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой
деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает
убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью,
принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя
рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности,
характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по
отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного
процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и
как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя
можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым
объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии,
выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность,
гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю
педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства,
отражающие отношение к участникам педагогического процесса.
Нравственные отношения педагога.
В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями
долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между
личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются
моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими
общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её
коллективной деятельности.
Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-
регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано
на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.
В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения
имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода
общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов,
общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом
нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи
основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое
широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между
воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой
личности, формированию человека, обладающего чувством собственного
достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на
воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В
системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль
играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны
строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем
положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого
воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей
микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность,
обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами
деятельности и может реализовываться в различных предметных формах:
нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное
самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их
ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки,
раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру
ответственности личности за своё поведение и т.д.
Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только
формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных
установок.
Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя
особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное
творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими
являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу,
педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия
её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с
нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в
деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это
нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий
поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более
лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда
творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно
назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение
заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и
самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства,
внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Раздел 3. Нравственное воспитание педагога.
Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть
общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической
практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и
моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное
самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются.
Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их
корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая
совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных
требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и
регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической
деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является
установление основных требований, которые определяют отношение учителя к
самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому
коллективам и т.д.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
Далее в реферате я постараюсь раскрыть требования кодекса профессиональной
этики по отношению к родителям учащихся с целью установления плодотворного
педагогического сотрудничества с ними.
1. Необходимость
сотрудничества педагога и
педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это
организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло
его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского
влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель
вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления
педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и
без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся
как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют
собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие
на нравственную жизнь учащихся.
Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся
представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в
формировании этих отношений играет важную роль.
Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при
изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает
нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его
перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную
ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в
сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не
располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также
потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми
родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между
учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения.
Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости
представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об учителе.
Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным
причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей,
которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к
ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь
конкретизировать эти аспекты ниже.
Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в
самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их
невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С
другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом
статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.
Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и
семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с
многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп
начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика
установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти
противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и
рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь
деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к
ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители
учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю
же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной
природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель
не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения
родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на
место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье
целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода
возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более
известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная
успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может
вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач
Информация о работе Моральные основы педагогической деятельности