Национальные особенности этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть национальные особенности этики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
показать национальные особенности этики;
изучить скромность, терпимость, снисходительность;
исследовать уважительное отношение к родителям, старшим и женщинам.

Содержание

Введение
1. Национальные особенности этики
2. Скромность, терпимость, снисходительность
3. Уважительное отношение к родителям
4. Уважительное отношение к старшим
5. Уважительное отношение к женщине
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

к.кбр.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит себя по голове; немецкий шлепок по лбу открытой ладонью - эквивалент восклицания: "Да ты с ума сошел! Кроме того, немцы так же, как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает; "Сумасшедшая идея.

Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того мозга набекрень. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма. А китаец поднимает брови, когда сердится.

Даже такие, казалось бы, универсальные движения, как кивок в знак согласия и покачивание головой в знак отрицания, имеют прямо противоположное значение в Болгарии. Легенда гласит, что этот парадокс ведет свою историю от поступка одного народного героя. Турки-завоеватели склоняли его к отречению от веры отцов и к принятию ислама. Под угрозой смерти ему пришлось на словах соглашаться с ними, однако параллельным жестом он одновременно выражал отрицание. С той поры кивок в Болгарии означает "нет", что зачастую вводит в заблуждение гостей этой страны.

В большинстве западных культур, когда встает вопрос о роли левой иди правой руки, ни одной из них не отдается предпочтения (если, конечно, не учитывать традиционного рукопожатия правой рукой). Но будьте осторожны на Ближнем Востоке, как и в других странах ислама. Не вздумайте протянуть кому-либо еду, деньги или подарок левой рукой. Там она известна как нечистая ("туалетная") рука и пользуется дурной славой.

Этот краткий перечень значений довольно-таки стандартных жестов показывает, как легко даже закаленному путешественнику непреднамеренно обидеть своих партнеров по общению - представителей другой национальной культуры. Если вы осознанно сумеете предугадать реакцию ваших собеседников, наблюдая за их невербальным языком, это поможет вам избежать многих недоразумений.

В той или иной степени обусловлены культурой и другие элементы экспрессивного поведения человека, например поза. В Америке движение с выпрямленным телом символизирует силу, агрессивность и доверие. Когда же американцы видят согбенную фигуру, то могут "прочитать" потерю статуса и достоинства. А в Японии люди, выпрямившие поясницу, считаются высокомерными.

Очень важно следить за своей внешностью. В обуви запрещается находиться в буддийских храмах, мусульманских мечетях, японских домах и ресторанах, а также в индийских и индонезийских домах.

Рукопожатия важны в Европе, и ими не стоит пренебрегать при знакомствах и приветствиях. Подождите, пока женщина протянет вам руку, так как в некоторых странах все еще не принято пожимать женщинам руки. Во Франции и странах Средиземноморья будьте готовы к поцелуям в щеку, а в странах Латинской Америки - к объятиям. В Индии приветствие символизируют прижатые друг к другу ладони.

Благодаря углублению контактов между народами культурные различия постепенно стираются. Но сейчас они все еще велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там приняты. 1

 

2. Скромность, терпимость, снисходительность

 

Большое внимание адыги и балкарцы уделяли воспитанию скромности, терпимости и снисходительности. Они считали разговор мужчины о собственных достоинствах и вообще о своей персоне недопустимым позором. Русский генерал, историк, академик Н.Ф. Дубровин писал: "... храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани".

По свидетельству Хан-Гирея, "говорить о своих подвигах, приписывать самому себе подвиги, в каком бы то ни было виде, почитается у черкесов величайшим пороком. Не менее того, по их мнению, хвалить человека в глаза есть гнусное лицемерие".

Адыгские рыцари боялись прослыть хвастунами, поэтому даже самые яркие свои подвиги и поступки в своей жизни пытались передать коротко и без эмоций. При малейшей возможности они старались не употреблять слово "я". Скромность почитали черкесы главным украшением человека. Настоящий адыг не допускал унижения своих соперников даже в жизнеописательных песнях. По словам Н.Ф. Дубровина, "заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти", что объяснялось скромностью их нравов.

Адыги и балкарцы считали в высшей мере бестактными всякие разговоры о достоинствах своих дочерей и сыновей. Они высмеивали таких, которые это делали, и не позволяли даже посторонним хвалить их детей и останавливали их разговоры замечанием, что они еще ничего не достигли, чтобы говорить о них.

Этикет адыгов и балкарцев предписывал щадить самолюбие другого человека, по мере возможности не доставлять ему неудобств, стойко, без жалоб переносить неудобства, причиняемые собственной персоне. Поэтому в общественных местах даже враги соблюдали нормы вежливости и даже оказывали нередко друг другу разные услуги.

Этикет не допускал излишнее любопытство, что-то выспрашивать, вообще, правило было таковым, что надо было слушать внимательно и самому меньше говорить, ни в коем случае не перебивать говорящего. Видимо, с этим и связан один из обычаев гостеприимства - не расспрашивать гостя, если он сам не хочет говорить о себе, о своих целях, о том, почему он оказался в его доме, куда едет и т.д.

Рыцарский этикет требовал мужественно переносить страдания, боли, голод, холод, не доставлять хлопот другим. Даже тяжелораненый, в честь которого устраивался чапш (щ1опщак1уэ), несмотря на страшную боль, сам участвовал в играх и увеселениях, а если приходил почетный человек проведать его, стоя встречал его, если этого совсем не мог сделать - приподнимался. Устное народное творчество сохранило рассказ о том, как отец пришел проведать своего тяжело раненного сына. Он не смог допустить того, чтобы встретить отца лежащим, поэтому, употребив все свои силы, встал и стоя встретил отца, после ухода же его упал и скончался. Молва превозносила его за мужественное терпение. Тяжелобольной не должен был охать, морщиться, боясь дурного мнения окружающих.

Другой рассказ. В первой половине XIX в. известный уорк, мужественный человек, Исмель Конов сломал ногу, пригласили искусного костоправа, который принял необходимые меры. Пошло время, нога зажила, и на день снятия повязки Конов пригласил друзей и костоправа, который, сняв повязку, осмотрел ногу, попросил Исмеля пройтись немного. На вопрос: "Ну, как?" - лекарь ответил: "Нога хорошо зажила, но она стала немного кривая". Конов без слов лег на диван и, подняв эту же ногу, ударил по спинке и, не выражая никакой боли, сказал: "Бинтуй, да смотри, чтобы она снова не срослась кривой".

О скромности и терпимости свидетельствует и такой пример, приводимый Б. X. Бгажноковым. Один из кабардинских князей приблизил к себе малоизвестного молодого человека, включив его в свою дружину. Однажды после удачной охоты князь устроил пир. Но молодого человека не было среди них. А утром вес удивились, увидев его стоявшего там, где его оставили, но всего запорошенного снегом. На вопрос: "Почему ты не вошел?" - он ответил, что не был приглашен в дом, да и не был предупрежден князем, что он свободен.

Этот рассказ сохранил народ, передавая его из уст в уста, как пример благородства и терпимости, проявленных молодым человеком из народа.

Можно привести и многие другие примеры, свидетельствующие о скромности, терпимости и благородстве адыгов. Адыги, как уже отмечалось, не занимались длинными поучениями других, младших. Они своим поведением, своими поступками учили этикетным нормам поведения

Вышеупомянутый Исмель Конов возвращался домой из дальней поездки со своими приближенными. Похолодало, а они все были одеты по-летнему, в одних черкесках, сафьяновых сапогах. Началась пурга. Один из спутников, видимо, замерз и, не выдержав, сказал: "Холодно". Конов промолчал, через некоторое время другой заметил: "Может, ускорить шаг коней". Эти слова были нарушением этикетного поведения, тем более в присутствии старшего. Конов, не говоря ни слова, слез с коня, отвязал бурку, тут же расположился и провел всю ночь. Остальные его спутники вынуждены были проводить время, обходя вокруг Конова. Он ничего им не сказал, не стыдил, но преподнес хороший урок. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уважительное отношение к родителям

 

Уважительное отношение к родителям. Адыгская и балкарская народная педагогика уделяла большое внимание воспитанию уважительного отношения к родителям. Все взрослые члены семьи никогда не забывали учить младших детей этому обычаю, являвшемуся главнейшей задачей, важнейшим принципом народного воспитания. Видимо, поэтому в жизни наших народов были редчайшими примеры непослушания детей родителям, непочтительного их отношения к ним.

Воспитание уважительного отношения детей к родителям обеспечивалось всей системой воспитания подрастающего поколения кабардинцев и балкарцев, поведением, жизнью и деятельностью всех старших членов семьи, рода, отношением к этому вопросу всей общественности. Пример старших членов семьи и их отношение не только к родителям, но и к другим, более старшим соседям, родственникам и односельчанам являлись важной школой воспитания детей. Ни один сосед, член рода, да и вообще односельчанин не проходил мимо молодого нарушителя общепринятого обычая народа и тем более непочтительного отношения к родителям, да и вообще к старшим.

Ни у кабардинцев, ни у балкарцев не было безразличного отношения к поведению односельчан, все считали своей обязанностью порицать несоблюдения обычая и поощрить и заметить достойное поведение молодого человека.

Каждый член общества считал себя ответственным за воспитание, поведение своего односельчанина, соседа, независимо от того, является он его родственником или нет.

Поэтому, несомненно, был прав большой знаток жизни горцев Северного Кавказа А.Г. Ардасенов, который в 1896 г. писал, что "в Кабарде личность более подчинена обществу. Каждый кабардинец чувствует над собою моральное влияние всего целого общества. До известной степени это ограничивает проявление личного произвола и вместе с тем дает почву для соглашений, единений и совместной деятельности".

Конечно, наибольшую роль в воспитании у детей уважительного отношения к родителям играли сами родители, особенно тхамада и гуаша, являвшиеся центральными фигурами любой семьи. Как отмечалось, кабардинцы и балкарцы нередко жили большими семьями, состоящими из женатых братьев с их детьми, неженатых их братьев и незамужних сестер, во главе которых стояли тхамада и гуаша. Старшие не занимались бесконечными поучениями детей, замечаниями в связи с невыполнением тех или иных обычаев и обязанностей. Отец и мать, дядя и тетя своим отношением к дедушке и бабушке, к своим обязанностям, к работе, к другим старшим учили своих детей необходимым нормам поведения.

Вообще воспитанием детей, по существу, занимались дедушка и бабушка, если они были живы, если их не было, то дядя и тетя или отец и мать уже в малой семье. Конечно, при этом учитывались способность и желание членов семьи. Дедушка, бабушка, отец, мать относились ко всем детям одинаково, никого не выделяли своим вниманием, вовремя замечали успехи и недостатки. Все вопросы решались справедливо, внимательно, без криков и тем более ругани. Сами они принимали во всех делах посильное участие.

Родители не допускали, чтобы сын или дочь, сноха или внук сомневались в честности, порядочности, справедливости старших. Только такое отношение к воспитанию могло дать нужные положительные результаты. Дедушка и бабушка, отец и мать несли ответственность перед членами семьи, рода, патронимии, всем обществом за воспитание детей, за их поведение, за согласие и спокойствие в семье. Они играли большую роль в укреплении молодых семей, налаживании их жизни.

Что же касается детей, то они отвечали на заботу, внимание, справедливость родителей уважительным отношением к ним, которое закладывалось с самых ранних лет. Дети никогда не садились, если присутствовал отец. Если взрослый женатый сын по настойчивому требованию отца садился, то он сидел чинно и степенно, готовый немедленно исполнить желание отца, выполнить любое его поручение. Если сын стоял, то обычай требовал, чтобы он стоял на •почтительном расстоянии, если на ступеньках, то на одну-две ступеньки ниже. Особой культуры требовало и сидение (не развалившись, не облокотившись, не вплотную к старшему, скромно, без всяких поз). Если сын оказался в пути, то он занимал левую сторону и шел, отставая от отца на незаметное расстояние. Понятно, что сын или дочь не пересекали дорогу отца, как они это соблюдали и по отношению к любому старшему. При отце, матери, да и старших дети не курили, при них не ругались, не дрались, не кричали, не сквернословили (курение среди кабардинцев и балкарцев было редким явлением).

Дети не называли ни мать, ни отца, ни старших членов семьи по имени, они давали им вторые ласкательные имена, как это делали и старшие по отношению к младшим. Дети без разрешения родителей не отлучались из дома, если даже они были взрослыми, обязательно спрашивали разрешение у родителей, чтобы сходить в гости к товарищу, даже к родственнику. Родители должны были знать, куда и на какое время отлучались их дети.

Дети, по обычаю, не оставляли родителей, не отделялись от них. Сыновья и дочери не могли допустить, чтобы родители почувствовали, что они одиноки, никому уже не нужны. Дети должны были жить при родителях и всегда заботиться о них, об их нуждах и благополучии. Видимо, поэтому у кабардинцев и балкарцев не было одиноких, заброшенных стариков, попрошаек, которые ходили с сумкой по дворам и получали подаяния. Если у стариков не было детей, то о них заботился род, все общество, им выделяли часть закята (десятая часть урожая, определенная часть скота, вносимые всеми крестьянами в специальный фонд).

Отец имел право непослушавшегося сына изгнать из семьи без всякого наследства. Он являлся полновластным хозяином всего имущества семьи, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Без его указания, согласия не решался ни один серьезный вопрос семьи, ему принадлежало решающее слово по вопросам, связанным с женитьбой сына, выходом дочери замуж. Однако он не

Информация о работе Национальные особенности этики