Нравственное чувство и особенности его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.
Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.

Содержание

1. Нравственное чувство и особенности его формирования. 3
1.1 Чувство любви к Родине. 5
1.2 Чувство чести. 5
1.3 Чувство достоинства. 6
1.4 Интеллектуальные чувства. 6
1.5 Праксические чувства. 6
1.6 Эстетические чувства. 7
2. Формирование нравственных чувств в истории общества 8
3. Нравственные чувства как регулятор поведения 10
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное чувство и особенности его формирования..docx

— 31.52 Кб (Скачать файл)

 

  1. Нравственные чувства как регулятор поведения

Закрепленная в практике система действий, регулирующая поведение индивидов со временем ставшая обычаем, традицией. Моральное содержание в такого рода регуляции присутствует лишь имплицитно и не осознается как моральное самими индивидами. С развитием общества социальное общение приобретает характер и моральных связей, отвечает потребности видеть в другом человеке субъект отношения. Сами условия социального бытия человека, включенность его в общественные отношения, требуют осооого приема, механизма, позволяющего человеку ориентироваться в мире социальных ценностей, найти в их многоооразии то, что отвечает потребностям данной личности, включаясь в общественную деятельность, социальные отношения, тонко, дифференцированно регулировать свое поведение.

Моральные отношения, связанные  с регуляцией поведения в системе  общения и совместных действий, могли  возникнуть лишь в обществе с появлением соответствующей потребности. "Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы в специфической системе  регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного  рода поведении".1/ Нравственные чувства  возникают как один из механизмов, выполняющих эти социальные функции. Поэтому важным моментом в исследовании природы и специфики нравственных чувств является анализ потребностей.

Потребности человека выступают  прежде всего как материальная связь  человека с объективными условиями  его существования и развития, ата связь имеет субъективную сторону, выражающуюся в различном  уровне осознания и переживания  человеком своих нужд, ориентации на определенные предметы для их удовлетворения. Именно потому, что предметы удовлетворения человеческих потребностей "неоиходимые, существенные для проявления и утверждения  его сущностных сил" (К.Маркс), существуют вне и независимо от человека, он наделен могучей силой влечений, страстей и чувств. К.Маркс писал, что человек, лишенный предметной среды, - "страдающее существо1 . "Страсть - это энергично стремящаяся к  своему предмету сущностная сила человека". Развитие разнообразных потребностей связано с наличием разнообразных  предметов их удовлетворения. Потребности человека представляют собой побудительную силу в его деятельности. К ним относятся жизненно необходимые производственно-трудовые потребности и разнообразные эстетические, нравственные , политические и прочие потребности. Их число, характер, содержание развиваются и усложняются вместе с развитием производства материальной и духовной жизни.

В целом, потребность есть проявление необходимости, нужда субъекта в определенных связях со средой и  обществом, которые обеспечивают его  нормальную жизнедеятельность, функционирование и развитие. Потребность порождается  условиями существования и деятельности субъекта, но не сводится к ним, а  выражает лишь объективно-необходимую тенденцию развития.

Без потребностей ничто не имело бы для нас значения. Потребности - источник активности людей. Причем, движущей силой поведения потребности  становятся при условии отражения  их в сознании, где они принимают  форму идеальных побудительных  сил: влечений, желаний, чувств, настроений. Потребности выступают основанием нравственных чувств в процессе их осознания и реализации.

В психологической литературе нередко абсолютизируется зависимость  эмоций и чувств от потребностей. Крайнее  выражение указанная точка зрения нашла в "информационной" теории эмоций П.В.Симонова, который определяет эмоцию как "генерализованную" потребность.1 Указанная концепция основана на представлении об эмоции как факторе, устанавливающем корреляцию между  потребностью, информацией, необходимой  для ее удовлетворения, и имеющейся  информацией. Под информацией понимается "вся сумма сведений, навыков  и умений, необходимых для организации  действия по удовлетворению существующих потребностей".

 

 

Список литературы

  1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства., СПБ.,1867
  2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика:Учебник., М.:Гардарика,1998.
  3. Додонов Б.И. Вмире эмоций. – К.: Политиздат Украины, 1987.
  4. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.,1974.
  5. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Наука, 1977.
  6. Малахов В.А. Етика. – К.: Либідь, 2001.
  7. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992

 

 


Информация о работе Нравственное чувство и особенности его формирования