Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент: дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на большой красивый букет полевых цветов (искусственных).
- Посмотрите, какой у меня большой красивый букет. Вам нравится?
- Как вы думаете, где растут эти цветы? (ответы детей)
- Если цветы растут в поле какие они?
- Полевые.
(в саду – садовые, в лесу – лесные, на лугу – луговые).
- Как хорошо летом на
зеленом, заливном лугу! Среди
буйных трав, пестреют яркие душистые
цветы. Над ними порхают
- Он расцвел в тиши лесной,
Грамофончик голубой,
А звенит он или нет
Только лес нам даст ответ.
(колокольчик)
- Какого цвета лепестки у колокольчика? (голубой)
(воспитатель показывает иллюстрацию колокольчика)
- У каких еще полевых цветов окраска синего оттенка?
(незабудка, фиалка, василек)
воспитатель показывает
Дети читают стихотворения:
Фиалка(Е.Н. Серова)
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
Незабудки(Е.Н. Серова)
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали –
И сделали цветок.
- Слушайте следующую загадку:
У цветочка серединки
В виде желтеньких кружков,
Обрамляют сердцевинки
Много белых лепестков.
- Лепестки какого цвета у ромашки? (белого)
(воспитатель показывает иллюстрацию ромашки)
- У каких цветов еще, лепестки белого цвета? (ландыш)
воспитатель показывает иллюстрацию ландыша
Ребенок читает стихотворение:
Ландыш (Т.А.Шорыгина)
Ветерок веселый, смелый
В лес весенний залетел.
Встрепенулся ландыш белый
И тихонько зазвенел.
Колокольчик из фарфора
Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»
И разлился в чаще бора
Мелодичный перезвон.
- А сейчас я вам прочитаю стихотворение об еще одном цветке:
Гвоздика (Т.А.Шорыгина)
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек.
Это дикая гвоздика
Новый празднует денек.
А когда наступит вечер,
Лепесток свернет цветок:
«До утра! До новой встречи!»
И погаснет огонек.
- Какие цветы красного цвета, вы знаете? (мак, тюльпан)
воспитатель показывает иллюстрации названных цветов
- Цветов на земле великое
множество и каждый из них прекрасен
по-своему.
С каждым днем заметнее
Греет солнце летнее,
В поле и лесочке
Расцвели цветочки:
Белая ромашка, розовая кашка,
Лютик – желтенький цветок,
Ярко-синий василек.
И везде растут цветы
Небывалой красоты.
Давайте потанцуем с вами,
Вместе с этими цветами!
Детям раздают цветы. Танец с цветами.
После танца раздается стук в дверь. Пришло письмо от Феи Цветов:
«Дорогие ребята, скоро лето и мне хотелось бы, чтобы наши луга, поля и леса стали еще краше. Но одной мне не справиться. Не могли бы вы мне помочь. Посмотрите на карты-схемы лежащие в конверте и попробуйте по ним сделать много красивых, разноцветных цветов. Ваши работы пришлите мне».
- Давайте поможем Феи
Цветов. Усаживайтесь за столы,
давайте рассмотрим карты-
Дети рассматривают карты-
- Посмотрите на рабочий
материал и скажите, какие
- Как нужно приклеивать цветы, что бы они выглядели как живые, и ветер шевелил их лепестки.
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет ответы и говорит, что цветок надо намазать только посередине, не испачкав клеем лепестков и плотно прижать его по центру. Затем пальчиками аккуратно приподнять лепестки, чтобы придать им пышность, живость и объем.
Прежде чем приклеивать цветы необходимо разложить композицию на бумаге, расположив цветы на вертикально расположенной бумаге так, чтобы им не было тесно.
Дети приступают к работе. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель напоминает детям правила работы с ножницами, кисточкой и клеем. По мере необходимости оказывает индивидуальную помощь детям, нуждающимся в этом.
Готовые работы поместили на стенд, близко друг к другу, получается большой разноцветный цветущий луг. Дети вместе с воспитателем подводят итог работы.
- Как вы думаете, какие цветы больше всего понравятся Фее Цветов? Почему?
- Какой луг у нас
с вами получился, на нем
так много цветов разного
(разноцветный, пестрый, цветной)
- Когда наши работы
высохнут, мы их сложим в конверт
и отправим Фее Цветов. Она
будет очень рада такому
- Ребята тут еще что то есть в конверте. Да это продолжение письма.
«Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она так красива и беззащитна.
***
Ты идешь по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
- Давайте пообещаем Фее
Цветов любить природу и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, объектом которого является обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации, завершено. Поставленная цель работы – охарактеризовать аппликацию, как средство обучения художественным умениям дошкольников, достигнута. Задачи для достижения поставленной цели выполнены.
1. Изучены теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации, раскрыли ряд черт, характеризующих наличие развития интереса к творческим началам в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи аппликации.
2.Проанализировано программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста на основе программы «Радуга» Т. Н. Дороновой и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под руководством М. А. Васильевой, выявлены виды и выразительные особенности аппликации, рассмотрено ее значение для всестороннего развития дошкольников.
Анализ психолого-
3.Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей средствами аппликации. Изобразительное творчество детей включает в себя ряд изобразительных умений, которыми дети должны овладеть в процессе целенаправленного обучения.
4.Проведенное исследование показывает, что одно из наиболее важных условий успешного обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, а следовательно, развивает интерес к изобразительной деятельности.
Таким образом, значимость исследования «Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации» несомненно, будет важна в практическом применении воспитателей детских садов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Аланина А. Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. М., 1971 г.
2.Беляков Н. Д., Покровская А. И., Цейтлин Н. Е. Кружок "Умелые руки" в школе. М„ 1957 г., с. 22-23.
3.Бубекина Г., Гославская Т. Самоделки из природного материала. М., 1960 г.
4.Гурьян О. О художнице Е. Е. Лебедевой и об искусстве вырезывания. М., 1960 г.
5.Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. М., 1979 г.(гл. "Аппликация", с. 199-226).
6.Филенко Ф. П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. М., 1971, с. 33-34, 57-58.
7.Филенко Ф. П. Поделки из природных материалов. М., 1976
8. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 г. «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997 г.
9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998 г.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999 г.
11.Казакова Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. – М.: Прометей, 1991. – Ч. 1. - С.42.
12.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961 г.
13.Педагогика детского коллектива. Л.И. Новикова издательство «Педагогика» 1987 год. 215 стр.
Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации