Основные критерии этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является установление соотношений основных понятий и категорий этики.
Цель определила следующие задачи:
1. определить точное объяснение понятий этики в отдельности;
2. соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой.
3. Выделить и раскрыть категории этики
4. Раскрыть проблемы этических норм в современном мире

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по этике печать.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  ЭТИКИ

          Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого—нибудь явления, нрав, обычай, характер. 
Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами. 
          Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной наукиъАристотельъиъввелътерминъ«этика». 
          Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный).                      Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды,ообычая. 
          Слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав». 
          Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. 
          Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинаютозакреплятьоразныйосмысл. 
           Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки,оихообъективнуюосущность. 
          Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа4.

В соответствии с культурно—языковой традицией часто понимаются под  нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень  изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьногооучителяо–оморальным. 
          В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

Категории этики – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и  элементы морали и составляющие теоретический аппаратоэтическойонауки. 
           Категориями этики считают не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные,ънаиболее важные в теоретическом и практическом отношенииъкатегории: 
–одоброоиозло; 
–облаго; 
–осправедливость; 
–одолгъиъсовесть; 
–оответственность; 
–одостоинствооиочесть. 

                                          3.1оДоброоиозло 
          Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающиеонравственноеоиобезнравственное. 
          Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. Которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должнообытьоиозаслуживаетоодобрения. 
          Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это потенциальное добро. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные,осредства. 
          Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".

          Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристикаоотрицательныхоморальныхокачеств. 
          К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из спутниц зла; неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Она уродует личность и взаимоотношения людей, порождает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких5.  
          С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральнуюоценность.

          Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему). 
           
                                              

                                              3.2оСправедливость 
          Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием.

Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. Справедливость подвергается долгому  и глубокому рассмотрению в его  диалоге Государство, оказавшем  огромное влияние на западную культуру. В Государстве обсуждается второй, или моральный, уровень справедливости. С его точки зрения, справедливое общество – то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности. Правитель, или правитель-философ, от природы наделен способностью понимать, что такое справедливость и как ее достичь. Его задачей является распределение функций в государстве на основе принципа справедливости, определение с его помощью места в обществе обычного человека, природа которого не позволяет ему самостоятельноопонятьосвоеоистинноеоназначение. 
          Формирование современного понимания справедливости является итогом многовековых исканий, чаяний человечества. Уже в первобытном обществе проблема справедливости вставала при распределении добычи, урожая или же в случае нарушения отдельным индивидом устоявшихся правил общежития (воздаяние). Сознание справедливости включает в  себя как чувство справедливости, так и определенное знание о должном, о справедливом. Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-186О) полагал, что чувство справедливости генетически восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает нас от нанесенияообидодругомуолицу,оотоэгоизма,оравнодушия.  

                                            3.3оДолгъиъсовесть 
          Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью; представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задачаоконкретногоолицаовоконкретнойоситуации. 
          Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский,отоварищеский. 
          По мнению Иммануила Канта, долг является объективно практическим действием, которое в силу нравственного закона исключает все определяющие основания поступков, исходящие из склонностей. Долг заключает в своем понятии практическое принуждение, т. е. определение к поступкам, как бы неохотно эти поступки ни совершались.

         Совесть – категория этики, характеризующая способность  личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Она формируется в процессе социализации и воспитания через постоянные указания ребенку на то, «что такоеъхорошоъиъчтоътакоеъплохо». 
          Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливыйочеловек",о"бессовестный",о"угрызенияосовести". 
          Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения илиъисключается,ъилиъзатруднен
          Религиозное понимание совести проявляется еще в древнем мире. Но в эти же времена проявляются и другие трактовки и совести, и других проявлений морального сознания. Так, Аристотелъ пишет, что и ум, и совестьълюдиъимеютъотъприроды.  
                                                 

                                   3.4ъОтветственность 
          Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствованииъобщественныхъотношений.  
          Ответственность: это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность. Она, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Это умение объяснить как ты добилсяъэтогоърезультата. 
          Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. 
          Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны6.  
 
                                                  3.5оДостоинствооиочесть 
          Достоинство категория этики означает: во-первых, внутреннею уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость и во-вторых, достоинство человека должно получить общественноеъпризнание.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает  определенного поступка,ъсчитая,ъчтоъэтоънижеъегоъдостоинства. 
          Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, судьи). 
          Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. 
          Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу,ъвъкоторомъонъсостоит. 
         Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

Подводя итог можно сделать  вывод, что как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом  категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки.

В этическом отношении эти категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости.

 

4 СОВРЕМЕННЫЕ  ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

В Международной декларации по правам человека и сотнях других международных соглашений определяется нормативное состояние глобальной этики, однако все же есть много проблем, которые еще не проявились, но могут  возникнуть в обозримом будущем. Двадцать лет назад не было Интернета, а сейчас во всем мире обсуждается  этика предоставления легкого доступа  к опасной и вызывающей отвращение информации. Можно предположить, что  будущие этические проблемы могут  казаться далекими сегодня. Ценности, которые мы используем, чтобы судить о них их сегодня, могут эволюционировать: то, что мы оцениваем восторженно  сегодня, может стать устаревшим, а то, что мы ненавидим, может стать  обычным и принятым. 
          Важные этические проблемы данного отрезка времени часто прописываются в законах, которые отражают или действительно определяют общественные ценности. С ускорением изменений в жизни, интенсивность конфликтов ценностей также возрастает. Население, законодатели и те, кто определяет что есть этично, могут не иметь достаточно времени, чтобы учесть все разнообразные проявления возникающих и возрастающих этических проблем. 

Информация о работе Основные критерии этики