Основные принципы административно-управленческой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:35, доклад

Краткое описание

Основные принципы административно-управленческой этики.
Этические принципы и нормы управленческой деятельности:
- не допускать по отношению к своим подчиненным, руководству, клиентам таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;
- справедливость во владении полномочиями, ответственностью, правом распоряжаться ресурсами и т.п.;
- справедливость при передаче ресурсов, прав, привилегий, льгот;

Вложенные файлы: 1 файл

этика. черновик.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

Использование норм и правил этики деловых отношений  воспринимается окружающими благожелательно  в любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными  навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это  происходит тогда, когда правила  этики являются внутренней психологической  потребностью человека., а также  отработаны в процессе систематического тренинга.

Этика включает в  себя систему универсальных и  специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых  отношений основывается на ошибках  правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений  в деловой обстановке справедливы  для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных  взаимоотношений находят свое отражение  в служебной этике.

Взаимосвязь этики  в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем  восприятия людьми друг друга. Благоприятная  основа знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается  в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик  человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет этика приветствия, рукопожатия  и представление человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений  важны как в повседневной, так  и в деловой жизни.

 

 

 

Основные функции этики  деловых отношений: установление групповой  идентичности, стандартизация поведения  в разных обстоятельствах; функция  регулятивная, познавательная, функции  социализации и индивидуализации, приобщение к мировой, национальной и локальной  культуре.

Познавательная – через неё человек получает представление о внутреннем мире как своем, так и другого человека, кого он оценивает, о нравственном состоянии общества, о соответствии действия государства высшим общественным ценностям. Познание в морали осуществляется несколько иначе, чем в науке, где доминирует разум. Оно более образно, более размытое, в ней большая доля чувств, веры, интуиции.

Регулятивная – является синтезирующей. Её основная задача – направление помыслов, регуляция действий. Она дает человеку наиболее важные глубинные ориентиры в его жизнедеятельности. Мораль регулирует все сферы жизни общества, жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку максимальную требовательность следовать нравственным нормам, осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения, моральные убеждения, совесть.

Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета

Этика — этикет — деловой этикет

Современный человек  постоянно находится в ситуациях  общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Еще римский философ-стоик император Марк Аврелий Антоний говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И конечно же, огромное количество деловых контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него соблюдения ряда условий и правил. Эти правила именуются этикетом.

Этика (от лат. ethka или  греч. ethos - обычай, нравственный характер) учит оценивать ситуацию, чтобы человек  мог поступать этически правильно (нравственно). Со времен Аристотеля этика принадлежит к области практической философии, так как пытается ответить на вопросы: что мы должны и чего не должны делать? Этика подразумевает наличие некоторых нравственных норм, регулирующих отношения между людьми. Наиболее четко важнейшие для человечества этические нормы выражены в христианстве.

Под этикетом понимается совокупность конкретных правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения  к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда), составная часть внешней культуры общества (культуры поведения). Этикет можно рассматривать как часть нормативной этики.

Слово «этикет» вошло  в обиход в XVII в. Во времена правления  французского «короля-солнца» Людовика XIV на одном из дворцовых приемов гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От названия этих карточек - etiquette - произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки.

Этикетные правила  охватывают разрешения и запреты, формирующие в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, уважай старших, будь добрым к окружающим, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым и т. д.

Этикет составляет часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые  приобретают характер строго регламентированного  церемониала и в соблюдении которых  имеет особое значение определенная форма поведения.

Возникновение первых деловых этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в Х1-Х11 вв. Именно тогда впервые в цеховых уставах появился ряд нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возник в глубокой древности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление деловой  этики по времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения и в форме теоретических выводов, что свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому в сфере профессиональной морали.

Большую роль в  становлении и усвоении норм деловой  этики играет общественное мнение. Нормы деловой морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания существует и в форме традиций. Различные виды деловой этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

  1. Основные функции этикета на государственной и муниципальной службе

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности  социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих  служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических  правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в  процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

На  государственной службе, где отношения  строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и  подчинён своим, выработанным практикой  правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Этикет  на государственной службе выполняет  различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей  индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и  социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета Байтов Г. Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ «Питер», 2003, с. 19 информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

 

 

 

Требования к государственным  служащим

Нравственные требования, предъявляемые к государственным  служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются  решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность  к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит  тот факт, что от государственного служащего порой зависит и  жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента  его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую  дисциплину;

Такие качества, которые  определяются тем, что сегодня в  структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение  не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение  включаются новые слои населения, которые  различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие  качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые  «Эффектом аквариума» Байтов Г. Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ «Питер», 2003, с. 9. Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них  основные, которые должны предъявляться  к государственному служащему как  при поступлении на государственную  службу, так и при исполнении государственно-служебных  полномочий:

Приверженность  высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные  интересы выше индивидуальных, частных  интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов  государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных  законов и законов субъектов  федерации, никогда не нарушать положений  принятой присяги на верность государству  и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти  и использовать наиболее эффективные  и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в  деятельности государственного служащего  элементов дискриминации одних  субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без  него, с другой;

Никогда не принимать  для себя и членов своей семьи  никаких благ и преимуществ, используя  при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких  личных обещаний, связанных с обязанностями  государственной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально  во время исполнения своих должностных  обязанностей, как средство получения  личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской  деятельностью;

Разоблачать коррупцию  и постоянно бороться с ней  в государственных органах;

Соблюдать деловой  режим и корректность общения  с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать  деловой имидж государственного служащего;

Не высказывать  публично своего личного мнения о  действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления  служебным положением, корыстной  или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила  поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться  в существе вопроса, умение выслушать  и понять другую позицию; равное отношение  ко всем гражданам и юридическим  лицам; взвешенность высказываемых  суждений и принимаемых управленческих решений.

Литература.

. Бойков В.Э.  Профессиональная культура государственной  службы // Социс. 2005, №2.

2. Государственная  служба: культура поведения и  деловой этикет. Учебное пособие  / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 2006.

3. Игнатов В.Г., Белолипецкий  В.К. Профессиональная культура  и профессиональная этика государственной  службы: контекст истории и современность.  Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Издательский  центр «Март Т», 2000.

4. Этика государственной  службы.//Государственная служба. Проблемы  профессиональной этики. Зарубежный  опыт. Реферативный бюллетень. №2, 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005.

1.   Борисов, В.К. Этика деловых отношений : учебник / В.К. Борисов [и др.]. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФА-М, 2010. - С. 64-65.

2.   Кукушин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. -4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс; М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2010. - С. 6-13.

Информация о работе Основные принципы административно-управленческой этики