Подготовка к экзамену языкознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по предмету "Языкознание"

Вложенные файлы: 1 файл

yazyk.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и  смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:

 

Суффиксация. Формант  состоит из словообразовательного  суффикса и (в изменяемых словах) совокупности словоизменительных аффиксов мотивированного  слова, например: смел-ость - суффикс -ость + совокупность окончаний существительных жен. р., III скл.; брат-ск-ий - суффикс -ск- + совокупность окончаний прилагательных адъективного склонения (см. § 234); прыг-ну-ть - суффикс -ну- + совокупность словоизменительных аффиксов глаголов I спр.; два-жды - суффикс -жды. Суффикс может быть нулевым: отход, высь, задира, проезжий. При нулевой суффиксации формант состоит из нулевого словообразовательного суффикса (см. § 317) и совокупности окончаний мотивированного слова.

Префиксация. Формантом  является приставка: при-город, пред-последний, пере-читать, от-ныне.

Постфиксация. Формантом  является постфикс: катать-ся, кусать-ся, какой-то.

Субстантивация прилагательных и причастий - переход в существительное  прилагательных и причастий без  изменения морфемного состава словоформ, но с сокращением состава парадигмы: существительные типов рулевой, командующий, приемная, будущее имеют формы только одного рода; существительные типа наличные - только формы мн. ч. Формантом при субстантивации является совокупность окончаний мотивированного существительного.

Сложение - способ образования  слов, в которых опорный (последний, грамматически оформляющий слово) компонент равен целому слову, а  предшествующий ему компонент (или  компоненты) представляют собой чистую основу. Формант при сложении характеризуется: а) наличием интерфикса (см. § 15); б) закрепленным порядком компонентов; в) единым главным ударением, преимущественно на опорном компоненте: òвощехранúлище, зàсухоустóйчивый, пòлулежáть. Интерфикс может быть нулевым: царь-колокол, Ленинград.

Сращение - такой способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно слово без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия интерфикса: умалишенный, долгоиграющий. Образованные этим способом слова во всех своих формах по морфемному составу полностью тождественны синонимичному словосочетанию; таким образом, связь компонентов в структуре мотивированного слова сохраняется как живая синтаксическая связь. Формант при сращении характеризуется закрепленным порядком компонентов (подчиненный компонент + опорный) и единым главным ударением на опорном компоненте.

Аббревиация - способ словообразования на базе сочетания слов или (реже) одного слова путем сокращения исходных слов. Формант характеризуется: а) безразличным к морфемному членению усечением основ исходных слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единым главным ударением; в) при сокращении последнего из исходных слов - системой окончаний в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных (см. § 171): СССР, вуз, профком, сберкасса, комроты, эсминец; спец, зам.

Смешанные способы словообразования

 

В смешанных способах словообразования соответствующие  средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен  сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:

 

Префиксально-суффиксальный. В состав форманта входят приставка  и суффикс вместе с системой окончаний  мотивированного слова: под-окон-ник, при-город-н-ый, у-спожн-и-ть, по-напрасн-у. При этом суффикс может быть нулевым: без-бород-ый, про-седь.

Префиксально-постфиксальный. Формант состоит из приставки  и постфикса: про-считать-ся, съ-ехать-ся.

Суффиксально-постфиксальный. Формант складывается из суффикса вместе с системой окончаний мотивированного слова и из постфикса: колос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся.

Префиксально-суффиксально-постфиксальный. Формант состоит из приставки, постфикса  и суффикса вместе с системой окончаний  мотивированного слова: пере-шёпт-ыва-ть-ся, рас-щедр-и-ть-ся.

Суффиксально-сложный. Формант  состоит из всех компонентов, входящих в состав форманта при сложении и  при суффиксации: мор-е-плава-тель, быстр-о-ход-н-ый, мимо-езд-ом.

Префиксально-суффиксально-сложный. Формант состоит из приставки и всех компонентов, входящих в состав форманта при сложении и при суффиксации: по-вс-е-мест-н-ый, раз-мокр-о-погод-и-ть (разг.), в-пол-оборот-а.

Сращение в сочетании  с суффиксацией. Формант состоит  из всех компонентов, входящих в состав форманта при сращении и при суффиксации: по-ту-сторон-н-ий, от-себя-тин-а (разг.), хри-ста-рад-нича-ть (устар.).

Последние два способа  малопродуктивны.

 

Примечание. В отдельных  группах слов и в изолированных  словах, а также в окказионализмах  представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).

29. Предметом изучения грамматитки, как и лексики , является слово.

Но лексикология изучает  лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму  слова, словоформу.

Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).

Лексические и грамматические значения являются таким образом  двумя основными типами значений, свойственных языку.

Различные способы выражения  грамматического значения можно разделить на две группы:

1. Способы выражения  грамматического значения, когда  лексическое значение им грамматическое  значения выражаются как бы  слитно, в одном и том же  слове, внутри слова. Образуют  синтетические формы, например, читай, Lies!

2. Способы выражения  грамматического значения, когда  грамматическое значение выражается  вне лексемы образуют формы  аналитические. Это формы представляют  собой сочетание знаменательного  слова со служебным (предлогом,  частицей, вспомогательные глаголы). Например, Давайте почитаем!

В русском языке к  числу аналитических форм относится  форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать. Однако лексическое значение слова буду сохраняется в таком выражении  как "Я буду учителем".

Аналитическими являются те конструкции немецкого языка, где употребляются вспомогательные или модальные глаголы: Perfekt, Futurum, Passiv. Аналитической является форма выражения принадлежности с помощью предлога von: Die Bucher von meinen Freunden.

30. Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова, которая образуется:

способы выражения грамматических значений

1) аффиксация – прикрепление  к корню служебных морфем (аффиксов): делать - сделать;

2) внутренняя флексия  – чередование фонем в корне:  избегал – избежал;

3) редупликация – повторение  слога, корня или слова: белый  - белый-белый;

4) супплетивизм – соединение в один словоизменительный ряд разных корней: иду - шёл;

5) словесное ударение  – акустическое выделение определенных  слогов: рỳки – рукù;

6) служебные и вспомогательные  слова – использование артиклей, частиц, предлогов, вспомогательных  глаголов и др.: буду читать;

7) порядок слов: Мать  любит дочь; Дочь любит мать;

8) интонация – использование  просодических элементов фразы:  Казнить нельзя - помиловать; казнить  - нельзя помиловать.

Грамматическое значение в слове может выражаться также  при помощи других слов, с которыми данное слово связано в предложении. Трамвай ушел в депо.— Трамвай вышел из депо (значения винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного — во втором создаются в обоих случаях разными связями этого слова с другими словами).

31. Фузия - способ соединения морфем, при котором фонетические изменения (чередования) на стыке морфем делают неочевидным место морфемной границы.

Агглютинация - образование  в языках грамматических форм и производных  слов путём присоединения к корню или к основе слова аффиксов, имеющих грамматические и деривационные значения.

32. Грамматические категории – это объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных грамматических слов при различии их форм.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки  в пределах той или иной части  речи: в существительных – категория  числа, грамматические категории собирательности, абстрактности, вещественности и т. п., в пределах глагола – категории залога, вида и т. д

Количество однородных категорий очень различно в разных языках; так, например, в языках, имеющих  склонение, количество падежей может  колебаться от трех (арабский), четырех (немецкий), шести (русский) до пятнадцати (эстонский) и более (некоторые дагестанские языки).

В пределах развития одного и того же языка может не только меняться наличие и количество категорий, но та же категория благодаря наличию  или отсутствию тех или иных связанных с ней и противопоставленных категорий может менять характер своего грамматического значения

Примеры грамматических категорий:

Именные:

падеж

согласовательный класс, в частности, род

определённость

одушевлённость

личность

Глагольные:

время: абсолютное время, таксис

вид

лицо

наклонение

залог

Характерные для имени  и глагола:

число

различного рода категории  вежливости

33. Предложение – это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Си́нтаксис -  раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний

Основные единицы - Синтаксис  словосочетания; синтаксис предложения; синтаксис имени существительного; синтаксис глагола.

Член предложе́ния —  синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложении

Подлежащее– это абсолютное определяемое, определяемый член предикативной синтагмы.

 

Сказуемое– это определяющий член предикативной синтагмы.

 

Определение – это определяющий член атрибутивной синтагмы.

 

Дополнение– это определяющий член объективной синтагмы.

 

Обстоятельство– это определяющий член релятивной синтагмы.

34. Письмо - представление языка в текстовом виде с помощью набора знаков или символов (известных как письменность). При письме могут использоваться абстрактные символы, которые отображают фонетические элементы речи, как, например, в индоевропейских языках, либо могут использоваться упрощённые изображения объектов и понятий, как в восточноазиатской и древнеегипетский пиктографических письменных формах.

Начертательное письмо зарождается как п иктография. т.е. письмо рисунками. Образцы пиктографического письма обнаружены как археологами, так и этнографами.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности  письма, которые пиктография уже  не может выполнять, и тогда возникает  идеография1, т. е. «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме.

Итак, идеография – это такое  письмо, в котором графические  знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Дальнейший шаг в  развитии фонографии мы находим в  письме древних евреев и финикиян, где буквами обозначались согласные, выражавшие корни, а чередовавшиеся между ними гласные, для выражения грамматических форм, обозначались на письме диакритическими1 знаками (в древнееврейском письме «шво», в арабском – «харакаты» (см. рис. 29). Таким образом, алфавит становился еще более экономным: в арабском, например, 28 букв для согласных и несколько «харакат» для гласных2. Этот тип письма называется консонантным3.

 

Последний шаг на пути фонографии был сделан древними греками, которые  заимствовали графические знаки, судя по названиям букв, от финикийцев4, но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом корни и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных. Для обозначения гласных греки использовали лишние согласные финикийского письма  (алеф, хе, вав, айн в финикийском обозначали согласные, а в греческом гласные: альфа, эпсилон, ипсилон и омикрон). Для особых придыхательных греческих согласных были придуманы специально буквы: υ – «тета», φ –«фи», х – «хи» (первоначально это были т, п и к придыхательные)

 

35. Генеалогическая классификация языков. Понятие о родстве языков. Материальная общность корней и аффиксов родственных языкв; регулярные фонетические соответствия, Языковая семья, группа, подгруппа. Индоевропейская семья языков, её основные группы.

 

На земле насчитывается 2500-3000 языков. Существуют географич, генеалогич, типологич и функциональная классификации языков. Генеалогич классификация охватывает почти все языки мира. Сущесвует спец генеалогич лингвистич систематика. (Боппу, Востоков, Шлейхер, Дицу, Бенфей, Мюллер, Радлов и др). Родственными называются языки, которые возникнув из одного источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы и регулярн фонетич соответствия. Родство языков есть развитие от одного проязыка. Тождество языков устанавливается с помощью сравнительно-историч метода. Степень родства может быть дальней и близкой. Семьёй называется вся совокупность языков данного родства. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов группа и подгруппа. Ветвь (или группа) языковой семьи охватывает материально близкие языки. При больом кол-ве родственных языков появляются подгруппы. Индоевропейская семья языков обьединяет писменные (в том числе и мёртвые, такие как санскрит и латынь) и бесписменные языки. Они подразделяются на 10 групп.

Информация о работе Подготовка к экзамену языкознание