Понятие служебной этики и этики управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

«Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности» Этика и культура государственного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОФ. ЭТИКА.docx

— 37.49 Кб (Скачать файл)

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего  как «умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего  свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство» Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка// http://slovardalja.net. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживёшь.

Таким образом, принцип гуманизма  как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях  вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям - признак отсутствия самоуважения.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий  в основе этикета государственного служащего. Нестандартные служебные  и жизненные ситуации постоянно  ставят человека перед проблемой  выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение государственного служащего  во взаимоотношениях с окружающими  в служебной ситуации.

Третий принцип, на котором  основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и  внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи  с активным расширением международных  связей на всех уровнях, этот принцип  приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между  представителями разных культур. Следование этому принципу избавляет служащего  от неприятных минут неловкости, вызванной  незнанием особенностей национального  этикета страны, которую вы посетили или с представителем которой  вам пришлось вступить в деловое  общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят от осуждения, если, например, в Китае поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой принять от него визитную карточку левой рукой, преподнести подарок - от чистого сердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации, диктующий  внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует  необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в  практику трудовых отношений на государственной  службе всё активнее начинает входить  новый стиль управления персоналом, отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность  отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам  поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку  и социальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений  государственных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся  с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых  проблем возрастает тогда, когда  в интересах дела все чувствуют  себя равными в высказывании своей  позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа  работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов  современного делового этикета позволяет  человеку достаточно уверенно ориентироваться  в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать  ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло  бы нанести серьёзный урон его  имиджу.

Интеллигентность государственных  служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением  этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности  и беспристрастности. Также она  должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность  поступков в сочетании с целесообразностью  и здравым смыслом.

 

Основные понятия  профессионального этикета госслужащего

Государственная служба - специфический  вид деятельности, связанный с  осуществлением политики государства  и реализацией от имени государства  основных экономических, социальных и  политических программ среди населения.

Профессиональный этикет государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональный этикет не формирует новые принципы и понятия морального сознания, он как бы «приспосабливает» уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Профессиональный этикет и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрю те из них, которые  заинтересовали меня больше всего. Пожалуй исходным понятием профессионального этикета является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие  понятия как «профессиональная  честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или  иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень  важно для государственного служащего  и составляет основу профессионального  достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь»  и «служба» как общественные явления  тесно связаны между собой. Честь  не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий  эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована  на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и  категория деятельная. Она проявляет  себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых  может находиться человек по отношению  к другим людям, выделяется несколько  видов чести. Например, такая, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. Ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает  существенное влияние и на честь  служебную, по крайней мере, в той  части, которая связана с высокой  социальной значимостью службы и  служебной деятельности. В современном  понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется  в переломные эпохи в жизни  государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального  смысла, имеет и другую, не менее  важную сторону, связанную с выполнением  служащими своего долга. В виду публичности  службы деятельность государственных  служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным  вниманием общественности.

Профессиональная честь  и профессиональное достоинство, взаимно  дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень  нравственности. Профессиональная честь  и профессиональное достоинство  государственного служащего будут  выражаться в принятых решениях и  различных поступках.

«Профессиональная нравственность для государственного служащего  включает в себя и понятие «профессиональной  справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему  требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать  ту или иную ситуацию, объективные  обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает  государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных  групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в  оценках «своих» и «чужих», удобных  и не удобных разрушают и моральное  сознание самого специалиста, и морально-психологический  климат коллектива. Так как общение  с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени  основного числа государственных  служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный  такт».

 


Информация о работе Понятие служебной этики и этики управления