Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:17, лекция
Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Эмоциональная форма проведения таких занятий создаёт благоприятные условия для обучения связной речи. Очень интересно проходят те занятия, на которых дети все вместе с помощь педагога придумывают загадки про игрушки. Образцом могут служить несложные народные или авторские загадки. Например:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много.
А нитки ни одной. (Еж)
Можно использовать сравнительные рассказы детей. Например, описание двух игольниц» У меня есть игольница пласстмасовая, а у него деревянная. У моей игольницы остренький конец, она как ракета, а его как милицейский свисток».
В результате таких занятий дети, начинают самостоятельно придумывать загадки о предметах, выделяя самые характерные признаки: «Горячий и тяжёлый» (утюг), «Круглая, мягкая, за хвостик не поднимешь» (Шерсть на клубке).
в) старший дошкольный возраст
В старшей группе вводится новый вид рассказывания: рассказ по одной игрушке. Шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Большие требования предъявляются к детской речи. Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т.д.). Они сразу дают полное описание. Педагог предлагает детям дополнить рассказ или делает это сам, давая образец описание.
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек.
Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребёнка от излишней детализации, возвращать к сюжетной линии, если ребёнок отошёл от неё, своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ. Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель даёт образец - рассказ. Рассказ сопровождается действиями игрушек.
Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса»). Напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя даётся в том случае, если в нём есть необходимость (он может быть дан и в середине занятия.)
Особое внимание надо обратить внимание на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку даёт воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа - форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.
Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать « историю» про эти игрушки и рассказать её сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть любые, например: «Что случилось со слонёнком в зоопарке?»
ВЫВОД
Таким образом, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определённых заданий педагог создаёт такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Дети старшего дошкольного возраста способны создавать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
4. Конспект занятия в
старшей группе «Описание
Цель: учить детей связному описанию, воспитывать умение указывать части или детали предмета, используя прилагательные, повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца.
Ход занятия:
В игровой комнате воспитатель выставляет на стол все предметы и советует детям внимательно рассмотреть их, чтобы потом подробно и интересно описать.
- «А сейчас, - продолжает педагог, - я вам расскажу об этой чашке с блюдцем (ставит на поднос). На подносе стоит чашка с блюдцем. На чашке несколько цветных полосок широких и узких. Самая широкая полоска верхняя. Она темно-синего цвета. Под темно-синей полосой - каймой светло-желтая. Внизу на чашке белая и голубая полоски. Ручка у чашки белая. По краям блюдца - широкая темно-синяя кайма, такая же, как и на чашке. Донышко у блюдца белое».
Затем педагог предлагает детям воспроизвести рассказ-образец и только после этого переходит к описанию новых предметов.
«Сейчас Аня возьмет чашку с блюдцем, поставит на поднос и расскажет о ней». Ребенок сам проявляет инициативу, сам выбирает объект и рассказывает о нем.
«На подносе стоит чашка с блюдцем. На чашке много цветов, одни цветы большие, другие маленькие. Большие цветы желтого цвета, а маленькие оранжевого цвета. Сама чашка синего цвета. Ручка у чашки желтого цвета. Блюдце синего цвета, как и чашка, а кайма желтого цвета».
Затем педагог просит другого ребенка рассказать об этой чашке еще раз.
- Саша, расскажи нам, пожалуйста, о чашке и блюдце еще раз.
«Чашка и блюдце синего цвета. У чашки ручка желтая, а у блюдца каемочка желтого цвета. На чашке много цветов, они разные, одни желтые, другие оранжевые. Чашка очень красивая и большая».
Два прослушанных описания сравниваются и оцениваются. В таком же порядке дети рассказывают о третьей чашке.
Света рассказывает о третьей чашке.
- « На подносе стоит
чашка с блюдцем, на чашке две
узкие полоски красного цвета.
Сама чашка белого цвета. Полоски
находятся в верхней части
чашки. Блюдце красного цвета
и на кайме две узкие полоски
белого цвета». Воспитатель предлагает
описать эту же чашку с
«На подносе стоит блюдце и чашка, они разного цвета. Блюдце красное, а чашка белая. На кайме чашки две полоски, они красного цвета, а на кайме блюдца две полоски белого цвета. Такая чашка есть у моей бабушки».
В конце занятия, когда все предметы будут описаны в отдельности педагог предлагает рассказать о всех трех чашках, стоящих на подносе. (рассказ обобщающего характера)
- Молодцы, ребята! Вы научились описывать чайную посуду. На следующем занятии мы с вами научимся описывать столовую посуду.
5. Рассказ - образец для
детей старшего дошкольного
Игра - занятие: «Встреча с новой куклой».
Цель: закреплять умения детей описывать игрушки, используя высказывания из трех-четырех предложений и употреблять при описании слова, обозначающая описания детенышей животных.
Для игры необходимо подготовить набор игрушек: куклу, медвежат (белого и коричневого), двух зайчат (серого и белого), двух бельчат и двух лисят.
Рассказ - образец
Дети, перед вами новая кукла (показываю). Ее зовут Оля. Ее надо познакомить с игрушками: с медвежатами, зайчатами, лисятами и бельчатами. (Выставляю игрушки парами на столе). Послушайте, как мы это сделаем. Я расскажу кукле о медвежатах: это игрушечные медвежата, один - белый, другой - коричневый. Шерстка у медвежат мягкая и густая. У них черные носы и черные глаза. У медвежат маленькие ушки. Медвежата толстенькие и косолапые. Они умеют рычать р-р-р.
После закрепления речевого образца, предлагаю детям рассказать кукле о других игрушках.
Вызванный ребенок подходит к столу, выбирает игрушки, ставит их перед куклой и дает их описание. Я помогаю каждому ребенку найти точные выразительные слова, употребить их в правильной грамматической форме.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина
В.И. Методика развития речи и
обучение родному языку
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет. М.: Просвещение, 1987.
4. Занятия по развитию речи. /Под - ред. Ушаковой О.С.М.: Просвещение, 1993.
5. Короткова Э.И. Обучение
детей дошкольного возраста
6. Развитие речи детей дошкольного возраста./Под ред. Сохина Ф.А. М.: Просвещение ,1984.
Информация о работе Развитие связной речи по игрушкам и предметам