Совесть воспитывается или заложена природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель: попытаться найти ответ на вопрос: передается ли совесть по наследству, или является результатом воспитания.
Задачи: раскрыть понятие совести; рассмотреть ее основные аспекты; проанализировать существующие точки зрения на происхождение совести.

Содержание

Введение 3
1. Понятие совести и ее аспекты 4
2. Соотношение совести и долга 8
3. Истоки совести 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Галушкина Совесть.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Совесть, благородство и  достоинство... Такие привычные и  знакомые слова. Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов - основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.

«Что слава? Счастье  нам прямое - жить с нашей совестью в покое», - читаем у Г.Р. Державина. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему А.С. Пушкин.

Так что же такое совесть? Передается она нам по наследству от родителей, подобно цвету глаз, форме носа, или воспитывается в течение жизни? Ответить на этот вопрос, оказывается, не так-то легко. Для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность этого понятия, его нравственный аспект.

Цель: попытаться найти ответ на вопрос: передается ли совесть по наследству, или является результатом воспитания.

Задачи: раскрыть понятие  совести; рассмотреть ее основные аспекты; проанализировать существующие точки зрения на происхождение совести.

 

 

1. Понятие совести и  ее аспекты

 

В любом обществе, как  и в жизни, отдельно взятой личности, всегда присутствуют определенные общественные установки, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и т.д. Подобные общественные установки в этике именуются моральными ценностями.

У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь  и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий. Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.

Категории «долг» и «совесть относятся к высшим моральным ценностям. Именно от их правильного понимания во многом зависит наши поступки, взгляды, оценки. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести. Поэтому, мне кажется, так важно разобраться в сущности этих ценностей.

Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими  словами христианской лексики из старославянского (а в него - из греческого) языка. Данное слово состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то. Таким образом, слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум.

Современный словарь этики дает такое определение:

«Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в  том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности  за своё поведение. Совесть - выражение  способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков». [10]

В гуманистической этике  развитое чувство совести выражается в способности к верной оценке фактов и собственной роли в том или ином действии, в способности соотнести это действие с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла и в переживании по этому поводу. Гуманистическая совесть, по Фромму, это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей, к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми.

Для выдающегося мыслителя ХХ в. Мартина Хайдеггера совесть сродни истине. Она заставляет человека «вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности».

С этим нельзя не согласиться, ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном. Но обмануть собственную совесть невозможно: это свидетель, который всегда с тобой, от которого спрятаться невозможно.

Совесть - феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, укоры, через тревожность и озабоченность человека своими поступками. Вспомним распространенные выражения: «Совесть замучила», «укоры совести».

Таким образом, совесть - это субъективное осознание личностью  своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.

Совесть можно рассматривать также как психологическую способность человека к раскаянию. Это своеобразный очиститель души, помогающий преодолеть моральный стресс, создаваемый конфликтом между сознанием и подсознанием, высокими и низкими стремлениями, намерениями и результатами деятельности. Совесть потому-то и возникает, считает З. Фрейд, что для человека характерна амбивалентность чувств - несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоций, например любовь и ненависть, жалость и агрессия.

Дробницкий О. Г., специалист в области философии и этики, считал, что совесть наряду с долгом относится к так называемым «личностным категориям морального сознания». С их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый человек никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести - сильнейшее орудие нравственности, самовоспитания. Он звучит в человеке и тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая является предостережением и укором со стороны собственного «Я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.

Вот как пишет об этом поэт Эдуард Асадов:

Вперед! Бери и не робей!

Ведь нет свидетельского взгляда!

А совесть сердится: - Не надо!

А совесть требует: - Не смей!

 

2. Соотношение совести и долга

 

Особый интерес представляет вопрос о соотношении долга и совести. Взаимосвязь между этими двумя этическими категориями носит весьма сложный характер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождающиеся, как правило, несовпадением целей и интересов личность и общества. Вопрос о правоте совести или долга зависти от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга. Ведь в совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке - быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, все  больше прислушиваться к голосу внутреннего  судьи и использовать для этого  все средства». [11]

Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать неисполненность долга.

Как автономен долг, так и совесть  человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания - стыда, с которым совесть на первый взгляд достаточно близка. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В связи с этим переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Совесть же ориентирована прежде всего на нас самих. Мы остаемся со своей совестью один-на один. Наша совесть, наш внутренний голос, дает оценку нашим поступкам. И это было осмыслено исторически довольно рано. Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., еще не знает специального слова «совесть», поэтому он употребляет слова «стыд, стыдиться», но дают им новую трактовку, близкую к понятию совесть: :

«Наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного» [11].

И сколько б ни манила праздными 

Судьба тропинками в пути,

Как ни дарила бы соблазнами -

Взгляни на все глазами ясными

И через совесть пропусти.

(Э. Асадов)

В обычной речи мы можем  употреблять выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть». Под  ними понимают факт осознания человеком  исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. А может ли совесть быть чистой? Ответы на этот вопрос диаметрально противоположны.

Одна точка зрения - чистой совести не бывает. Уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души. Особенно резко критикует чистую совесть Ф.Ницше: «Человек... измыслил чистую совесть, чтобы ощущать удовлетворение своей душой как чем-то простым; и вся мораль является смелой продолжительной фальсификацией, с помощью которой только и возможно чувство удовлетворения при созерцании своей души». [1]

Другой взгляд состоит  в том, что признавать свою совесть  чистой возможно и нужно. Чистая совесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Именно так считает российский ученый XX в. Г. Бандзеладзе. Без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность, утверждает он. [2].

Я придерживаюсь второй точки зрения и считаю, что чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться, если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно? Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие, способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у моральной личности возникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своего поступка, индикатор-совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше, чем возникнет рефлексия, чем появится мысль - «что-то не так». Но там, где таких реальных оснований нет, изобретать себе муки совершенно незачем.

 

 

3. Истоки совести

 

Субъективная форма  проявления совести послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории  этической мысли. До сих пор вопрос об истинных истоках совести остаётся открытым, ведь он затрагивает психологические аспекты человеческого существования, находящиеся за границами возможного эмпирического познания.

Где истоки совести? Этот вопрос интересовал мыслителей с  глубоких времен. Все попытки найти истоки совести могут быть сведены быть сведены к двум противоположным теориям: эволюционизму и интуитивизму. Первая объясняет развитие совести из психологических и социологических условий жизни человека; вторая связывает совесть с природой человека или с объективным добром.

Интуитивизм базировался на умозрительном утверждении, что совесть есть природное свойство человека, не производное из других элементов. Сторонники этого течения не отрицали развитие совести и зависимости её проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считали зародыш совести основным свойством человеческого духа.

Сторонник интуивизма И. Кант рассматривал совесть как непосредственное выражение в человеке нравственного мирового порядка или высшего существа. Совесть есть голос Божий - кратчайшая формула интуитивизма. В совести человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно, указывающая на вышечеловеческий принцип.

Информация о работе Совесть воспитывается или заложена природой