Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 16:10, контрольная работа
Цель: попытаться найти ответ на вопрос: передается ли совесть по наследству, или является результатом воспитания.
Задачи: раскрыть понятие совести; рассмотреть ее основные аспекты; проанализировать существующие точки зрения на происхождение совести.
Введение 3
1. Понятие совести и ее аспекты 4
2. Соотношение совести и долга 8
3. Истоки совести 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание
Совесть, благородство и достоинство... Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов - основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.
«Что слава? Счастье нам прямое - жить с нашей совестью в покое», - читаем у Г.Р. Державина. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему А.С. Пушкин.
Так что же такое совесть? Передается она нам по наследству от родителей, подобно цвету глаз, форме носа, или воспитывается в течение жизни? Ответить на этот вопрос, оказывается, не так-то легко. Для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность этого понятия, его нравственный аспект.
Цель: попытаться найти ответ на вопрос: передается ли совесть по наследству, или является результатом воспитания.
Задачи: раскрыть понятие совести; рассмотреть ее основные аспекты; проанализировать существующие точки зрения на происхождение совести.
В любом обществе, как и в жизни, отдельно взятой личности, всегда присутствуют определенные общественные установки, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и т.д. Подобные общественные установки в этике именуются моральными ценностями.
У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий. Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.
Категории «долг» и «совесть относятся к высшим моральным ценностям. Именно от их правильного понимания во многом зависит наши поступки, взгляды, оценки. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести. Поэтому, мне кажется, так важно разобраться в сущности этих ценностей.
Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского (а в него - из греческого) языка. Данное слово состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то. Таким образом, слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум.
Современный словарь этики дает такое определение:
«Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков». [10]
В гуманистической этике развитое чувство совести выражается в способности к верной оценке фактов и собственной роли в том или ином действии, в способности соотнести это действие с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла и в переживании по этому поводу. Гуманистическая совесть, по Фромму, это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей, к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми.
Для выдающегося мыслителя ХХ в. Мартина Хайдеггера совесть сродни истине. Она заставляет человека «вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности».
С этим нельзя не согласиться, ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном. Но обмануть собственную совесть невозможно: это свидетель, который всегда с тобой, от которого спрятаться невозможно.
Совесть - феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, укоры, через тревожность и озабоченность человека своими поступками. Вспомним распространенные выражения: «Совесть замучила», «укоры совести».
Таким образом, совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.
Совесть можно рассматривать также как психологическую способность человека к раскаянию. Это своеобразный очиститель души, помогающий преодолеть моральный стресс, создаваемый конфликтом между сознанием и подсознанием, высокими и низкими стремлениями, намерениями и результатами деятельности. Совесть потому-то и возникает, считает З. Фрейд, что для человека характерна амбивалентность чувств - несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоций, например любовь и ненависть, жалость и агрессия.
Дробницкий О. Г., специалист в области философии и этики, считал, что совесть наряду с долгом относится к так называемым «личностным категориям морального сознания». С их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.
Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый человек никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести - сильнейшее орудие нравственности, самовоспитания. Он звучит в человеке и тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая является предостережением и укором со стороны собственного «Я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.
Вот как пишет об этом поэт Эдуард Асадов:
Вперед! Бери и не робей!
Ведь нет свидетельского взгляда!
А совесть сердится: - Не надо!
А совесть требует: - Не смей!
Особый интерес представляет вопрос о соотношении долга и совести. Взаимосвязь между этими двумя этическими категориями носит весьма сложный характер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождающиеся, как правило, несовпадением целей и интересов личность и общества. Вопрос о правоте совести или долга зависти от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга. Ведь в совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке - быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.
Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:
«Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства». [11]
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать неисполненность долга.
Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания - стыда, с которым совесть на первый взгляд достаточно близка. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В связи с этим переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Совесть же ориентирована прежде всего на нас самих. Мы остаемся со своей совестью один-на один. Наша совесть, наш внутренний голос, дает оценку нашим поступкам. И это было осмыслено исторически довольно рано. Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., еще не знает специального слова «совесть», поэтому он употребляет слова «стыд, стыдиться», но дают им новую трактовку, близкую к понятию совесть: :
«Наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного» [11].
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами -
Взгляни на все глазами ясными
И через совесть пропусти.
(Э. Асадов)
В обычной речи мы можем
употреблять выражения «
Одна точка зрения - чистой совести не бывает. Уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души. Особенно резко критикует чистую совесть Ф.Ницше: «Человек... измыслил чистую совесть, чтобы ощущать удовлетворение своей душой как чем-то простым; и вся мораль является смелой продолжительной фальсификацией, с помощью которой только и возможно чувство удовлетворения при созерцании своей души». [1]
Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Именно так считает российский ученый XX в. Г. Бандзеладзе. Без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность, утверждает он. [2].
Я придерживаюсь второй точки зрения и считаю, что чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться, если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно? Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие, способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у моральной личности возникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своего поступка, индикатор-совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше, чем возникнет рефлексия, чем появится мысль - «что-то не так». Но там, где таких реальных оснований нет, изобретать себе муки совершенно незачем.
Субъективная форма
проявления совести послужила источником
множества идеалистических
Где истоки совести? Этот вопрос интересовал мыслителей с глубоких времен. Все попытки найти истоки совести могут быть сведены быть сведены к двум противоположным теориям: эволюционизму и интуитивизму. Первая объясняет развитие совести из психологических и социологических условий жизни человека; вторая связывает совесть с природой человека или с объективным добром.
Интуитивизм базировался на умозрительном утверждении, что совесть есть природное свойство человека, не производное из других элементов. Сторонники этого течения не отрицали развитие совести и зависимости её проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считали зародыш совести основным свойством человеческого духа.
Сторонник интуивизма И. Кант рассматривал совесть как непосредственное выражение в человеке нравственного мирового порядка или высшего существа. Совесть есть голос Божий - кратчайшая формула интуитивизма. В совести человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно, указывающая на вышечеловеческий принцип.
Информация о работе Совесть воспитывается или заложена природой