Техническая эстетика в системе эстетического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:37, доклад

Краткое описание

Понятие «техническая эстетика» стало употребляться в советской научной литературе на рубеже 50—60-x годов. Оно пришло к нам из Чехословакии, где его ввел видный художник и публицист П. Тучны, назвав технической эстетикой теорию художественного конструирования орудий труда и средств производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Техническая эстетика в системе эстетического знания.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Техническая эстетика в системе эстетического знания 

 Понятие «техническая  эстетика» стало употребляться  в советской научной литературе  на рубеже 50—60-x годов. Оно пришло  к нам из Чехословакии, где  его ввел видный художник и  публицист П. Тучны, назвав  технической эстетикой теорию художественного конструирования орудий труда и средств производства. Правда, сам Тучны трактовал техническую эстетику довольно узко, ограничивая ее вон рогами улучшения качества и внешнего вида ручных инструментов и органов управления станков и приборов на основе анализа производимых с ними операций, антропометрических, физиологических и психологических факторов труда. Тучны и другой чешский дизайнер, 3. Коварж, создали тогда множество рукояток, рычагов, кнопок, разработали новые формы молотков, пил, ножниц. Их эксперименты имели важное значение: они способствовали совершенствованию орудий труда, но в очень локальной области.

 Когда статьи  самого Тучны и публикации  о чешских экспериментах стали  печататься в советских журналах, термин «техническая эстетика» был расширен до общей теории промышленного искусства (в высших и средних учебных заведениях, готовящих художников для работы в сфере промышленности, до сих пор сохраняется название специальности — «промышленное искусство»).

 В настоящее время термин «техническая эстетика» широко употребим в нашей стране. Есть Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (головной институт расположен в Москве, а его филиалы - в Баку, Вильнюсе, Ереване, Киеве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Тбилиси, Хабаровске, Харькове). В Москве и Риге работают информационные Центры технической эстетики, целые которых является пропаганда достижений и требований технической эстетики на современном этапе. Выходит ежемесячный теоретический, научно-практический и методический журнал «Техническая эстетика» Государственного комитета по науке и технике, опубликовано более 40 выпусков «Трудов ВНИИТЭ» серии «Техническая эстетика», в которых рассматриваются прикладные и общеэстетические вопросы предметного художественного творчества.

 За рубежом,  в англоязычных странах, нет  особого понятия «техническая  эстетика», со проблемами занимается  теория дизайна; в немецком  языке под технической эстетикой  подразумевают теорию индустриального  формообразования; во французском языке одно время было употребимо понятие «индустриальная эстетика»; в Болгарии мы встречаемся с понятием «промышленная эстетика». Все они выступают, в общем, как синонимы, отражая развитие дизайна и его теории в разных странах.

 Необходимость  вычленения самостоятельной сферы технической эстетики была связана с расширением предмета эстетических исследований за рамки искусства, отражающего жизнь в художественных образах. Так, в нашей стране в первые послереволюционные годы, и позже, в начале 60-х годов, в эстетике стало обращаться особое внимание на реальное окружение, в котором живут люди, существует и функционирует искусство и от которого во многом зависит материальное и культурное развитие общества.

 Мы говорим:  предметное окружение формирует  человека. Оно представляет собой воплощенные формы его человеческого, общественного бытия. Нередко это окружение становится препятствием для дальнейшего развития общества, что особенно заметно в периоды социальных и научно-технических революций. Тогда люди активно изменяют окружение, наполняют его новым социальным содержанием, совершенствуют, развивают бытовые, комфортные условия. Техническая эстетика призвана выявлять и объяснять основные закономерности развития предметной среды на стыке научно-технических инноваций и социальных, нравственных и эстетических изменений в обществе.

 Предмет технической  эстетики не может быть ограничен  строго и локально. Она выступает  то как вполне конкретная прикладная  наука (и здесь она тесно  связана с эргономикой, комплексно  изучающей психологические аспекты деятельности людей в условиях современного производства), то как теория дизайна, вскрывая основные принципы проектирования и всесторонней оценки предметной среды с точки зрения ее функционального и эстетического единства, то как одно из направлений общеэстетических исследований. Вначале проблемы технической эстетики были подняты в газетных и журнальных очерках, посвященных художникам и архитекторам, пришедшим работать на производство, обратившимся к сфере быта. О ней говорилось в обзорах промышленных и декоративно-прикладных выставок, на которых станки и бытовые приборы, мебель, одежда, стекло и керамика рассматривались с позиций формирования нового облика жизни, нового стиля.

 Интерес к  технической эстетике в нашей  стране был связан с развитием индустриального домостроения и устранением излишеств в проектировании и отделке зданий. Этот процесс затронул практически все аспекты архитектуры и предметной среды. Его народнохозяйственная значимость отражена в правительственных постановлениях 50—60-х годов. В самом крупном из них — «О развитии жилищного строительства в СССР» (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г.) — были даны обоснования новых архитектурных принципов и предусматривалось повсеместное строительство «благоустроенных квартир для заселения одной семьей» на основе типовых проектов и «изготовление малогабаритной мебели и встроенного кухонного оборудования для квартир нового типа». Архитектура и предметная среда стали предметом широчайшего обсуждения во всех слоях населения. На первый план вышли проблемы соотношения старого и нового, эстетической ценности одних предметных форм и угасания интереса к другим предметным формам, что сопровождалось резкой переоценкой художественной значимости старого бытового окружения (морально устаревшие вещи просто выбрасывались).

 Процесс всеобщей  замены предметных форм на  новые приобрел самоценность, хотя  предлагавшиеся решения не всегда  бывали достаточно продуманными  и удачными, В оформлении интерьеров  преобладала эскизность. Увлекались косыми углами, хаотично разбросанными пятнами цвета, упрощенными изображениями, придававшими ощущение освоенности нового архитектурного пространства. Однотипность художественной проработки, геометрическая угловатость, порожденная увлечением индустриализацией быта, приводили к стилевой общности бытового окружения. В теории искусства это заставляло пересматривать сложившиеся представления о соотношении «высоких» и «прикладных» видов искусства и их влиянии на процессы стилеобразования.

 В те же годы началась дискуссия о так называемых «физиках и лириках». Поводом для нее послужила статья в газете одного инженера, где говорилось, что в век техники искусство изжило себя и его роль может быть сведена только к отдыху после рабочего дня. Поэт Б. Слуцкий написал тогда наполненные скрытой иронией строки:

Что-то физики в  почете,

 что-то лирики  в загоне.

 Дело не  в сухом расчете,

 дело в  мировом законе.

 Это самоочевидно,

 спорить просто  бесполезно.

 Так что  — даже не обидно,

 а, скорее, интересно

 наблюдать, как, словно пена,

 опадают наши  рифмы

 и величие  степенно

 отступает  в логарифмы.

 Понадобилось  совсем немного времени и усилий, чтобы доказать обратное. Эстетическое  начало все больше проникает  в повседневную жизнь, научно-техническая  революция и искусство не противоречат друг другу. Существует множество примеров того, насколько высоко представители науки и техники (конечно, творческие представители, а не обыватели во всем остальном, что выходит за пределы текущей, сиюминутной работы) ставят эмоционально-чувственный, эстетический аспект в своей деятельности. К нему относится психологически объяснимое, по малопонятное по своей природе озарение, сопровождающее процесс открытия, изобретения нового, чувство удовлетворения от лаконизма, функционального совершенства и в конечном счете красоты конструкции, знакомое математикам, физикам, химикам и т. д. В художественной критике и эстетике было замечено, что появление большого количества новых предметных форм под воздействием научно-технической революции приводит в массовых масштабах к новым представлениям о красивом. Причем они становятся заметным явлением художественной культуры. Это также требовало специального теоретического осмысления, которым и занялись искусствоведы и эстетики, разрабатывавшие основы технической эстетики.

 Итак, техническая  эстетика — научная дисциплина, изучающая целый ряд проблем  развития предметной среды. Она  выступает как теория дизайна.  Техническая эстетика развивается  на стыке эстетики, искусствознания,  социологии, эргономики, экономики, теории управления производством. Она не может охватить всю эстетическую проблематику окружающего материального мира и предметного творчества, к которым мы относим строительство и архитектуру, ремесла и художественную промышленность, прикладное и декоративно-оформительское искусство, индустриально изготавливаемые предметы, необходимые для жизни людей. Предмет технической эстетики локальнее. Она постоянно тяготеет к той грани, на которой встречаются технические и эстетические аспекты предметной среды. Но она не ограничивается только эстетическим аспектом. Техническая эстетика рассматривает принципы организации предметной среды в соответствии с социально-экономическими и функциональными потребностями людей, с учетом требований .производства, торговли. Свойственные ей междисциплинарные связи порождены интеграцией наук в условиях научно-технической революции, когда в производственный процесс усиливается внедрение достижений  общегуманитарных знаний и специальных наук о человеке. В этом отношении техническая эстетика ближе всего стоит к теории архитектурного проектирования.

 Основные  темы технической эстетики — выявление природы и специфики дизайна как вида эстетической деятельности, изучение взаимодействия процессов формообразования в предметно-художественной и инженерно-технических сферах творчества, интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР.

 Техническая  эстетика много внимания обращает  на свойства материалов, в том  числе и совершенно новых, проектируемых  в соответствии с заранее планируемыми  параметрами. Ведь дизайнеры в  своем творчестве не переходят  рубеж художественно-образного преображения материала, которое характерно для изобразительного искусства, когда зритель перестает (и должен перестать) ощущать естественность исходного, «сырого» камня, холста, краски, бумаги и пр. Формы, с которыми имеют дело дизайнеры, остаются формами самой жизни.

 Далее. Техническая  эстетика исследует, как человек  ориентируется в многообразии  предметной среды, как ее элементы  объединяются между собой типологически.  Для этого необходимо детальное  знание механизмов эмоционального, эстетического восприятия людьми предметно-пространственного окружения — как в процессе трудовой деятельности, так и во время отдыха.

 Преобразование  сложившейся предметной среды  сопряжено с ломкой существующих  форм и систем, с изобретением, предвидением нового, и не только  в техническом, но и в эстетическом плане. Для этого и включают в проектные коллективы профессиональных художников, поскольку художественное восприятие принципиально целостно и прогностично. Художник обладает даром моделирования среды в конкретных образах. Он способен уловить и зафиксировать надвигающиеся изменения в условных проектных формах - (эскизах, макетах, экспериментальных предложениях). Художник отличается значительной по объему зрительной памятью и способен ассимилировать только что рождающиеся, еще чуждые художественной культуре технические формы. Техническая эстетика определяет пути и возможности моделирования изменений предметной среды, которые являются результатом планируемой перестройки производства и требуют значительных затрат материальных и человеческих ресурсов. Но целостный образ среды, создаваемый художниками средствами дизайна, для его реализации нуждается в особом расчленении, в переводе проектных заданий на язык техники и экономики. Без связи с материальной базой любые предвидения художников останутся лишь моделями среды, не выходящими за пределы художественного сознания. Поэтому в технической эстетике большое место занимает сочетание художественно-образного начала с экономическими и технологическими расчетами,- что возможно только в условиях коллективного творчества, каким по своей природе и является дизайн. Когда он становился самостоятельной профессией, в технической эстетике доминировало опережающее прогнозирование среды в заостренно художественных образах. Весь предметный мир легко охватывался умозрительно, к нему стремились подойти с позиций единого стилистического принципа, не раскрывая его в деталях. Дизайн воспринимался и трактовался как антипод стихийного, хаотичного формообразования. А благодаря тому, что при, массовом, серийном производстве любые заложенные в него формы и типоразмеры получают широкое распространение в жизни, они воспринимаются как легкое и неизбежное утверждение нового стиля. По мере внедрения дизайна в систему производства его задачи усложнялись. Что предлагалось художниками поначалу как вневременное, только функциональное, в дальнейшем стало проявляться как стилевая примета времени. Прошлое не исчезало, а включалось в новые структуры предметной среды. Так что одним из важнейших объектов исследования в технической эстетике стало соотношение более стабильного и видоизменяемого в предметной среде, и программирование традиций и преемственности, степени художественной свободы в различных функциональных структурах.

Информация о работе Техническая эстетика в системе эстетического знания